Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная идентичность как часть Я-концепции





Каким же образом формируется Я-концепция личности? Одна из наиболее влиятельных теорий развития Я была разработана Э. Эриксоном. Это теория стадий развития Я (Эриксон, 1996). Он утверждал, что формирование идентичности (осознания индиви­дуального Я) является решающей задачей, возложенной на юно­шеский возраст. Формирование идентичности знаменует собой переход от детства к взрослости. Приобретя твердое чувство идентичности, молодой человек получает основу для составления планов своей карьеры, начала трудовой деятельности или про­должения образования, а также для установления интимных взаимоотношений (подробнее см. в гл. 5).

Хотя Эриксон не сомневался в своем понимании юности как основном времени развития чувства Я, вряд ли можно утвер­ждать, что чувство Я развивается и созревает преимущественно в это время. По данным ряда исследований (Taylor et al., 1994), чувство Я начинает формироваться с младенчества, начиная с осознания ребенком того, что он является отдельным индиви­дом. В раннем возрасте мы обладаем довольно ясным понимани­ем своих личностных качеств и самооценкой. Более того, многие изменения, происходящие в среднем и даже позднем возрасте, могут влиять на Я-концепцию личности. Хотя, по мнению психо­логов, Эриксон был совершенно прав в своих утверждениях о том, что особенности формирования идентичности в юности яв­ляются особенно важными для личности, очевидно также и то, что развитие личного чувства Я — это процесс, который протека­ет в течение всей жизни, начинаясь в младенчестве и не заканчи­ваясь до тех пор, пока живет человек.

Рассматривая формирование Я-концепцни, отметим, что зна­ния о собственном Я человек получает из многих источников. Об­ратимся, прежде всего, к процессу социализации. В течение дет­ства на нас воздействуют определенным образом родители


и другие члены семьи, учителя, друзья, знакомые, которые могут выступать как авторитеты. Так, ребенок, которого родители во­дят на абонементные концерты в филармонию, может прийти к мысли о себе как культурном человеке. Мальчик, занимающий­ся с успехом в детской футбольной школе, может со временем считать себя ловким и спортивным. Социализация, формирую­щая ранний опыт личности, закладывает определенную основу наших знаний о себе, Я-концепцию.

Еще в детстве, совершая те или иные действия, мы получаем сигналы обратной связи от других. Возьмем, например, ситуации, когда родители постоянно хвалят своего ребенка за хорошую игру на пианино или имеют обыкновение восторженно высказы­ваться о качестве его рисунков, отмечая и в одном, и в другом случае большие способности. По данным исследований, имеется сильная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и детской Я-концепцией по этим параметрам.

Мы также получаем знания о себе, наблюдая за реакциями других людей на наши действия. Еще в начале XX в. Ч. Кули развил концепцию "зеркального Я", утверждая, что люди вос­принимают себя на основе того, как другие воспринимают их и реагируют на них. Наши восприятия того, как другие реагиру­ют на нас, называются отраженными оценками.

Люди делают определенные выводы о своих личных качест­вах, наблюдая и за своим собственным поведением. Так, в про­цессе нашей жизнедеятельности мы отмечаем, что постоянно предпочитаем одни виды активности другим, одну пищу — дру­гой, одних людей — другим. Регулярность этих наблюдений так­же дает нам некоторое знание о своем Я.

На Я-концепцию влияют также факторы, отличающие нас от других людей. Например, в исследовании, проведенном под ру­ководством У. Магуайра, студентов просили рассказать о себе (Taylor et al., 1994). Было обнаружено, что студенты упоминали о тех аспектах своей личности, которые характеризуют их осо­бенным образом. Например, мальчик скорее отметит тот факт, что он является единственным мальчиком в семье, чем что-либо другое. Если у него есть три сестры, ни одна из них, вероятно, не упомянет тот факт, что она является девочкой.

Порой нам хочется оценить себя по какому-то отдельному па­раметру, но в нашем распоряжении нет соответствующей инфор­мации. Например, если вы хотите знать, хороший ли вы танцор, есть способ это проверить. Можно проконсультироваться у экс­перта, ну а если его нет в вашем распоряжении? Можно спросить у знакомых, насколько хорошо вы танцуете, но, допустим, вы стесняетесь сделать это. Тогда мы оцениваем наши личные каче­ства, сравнивая себя с другими людьми. На основе самонаблюде­ния и наблюдения за действиями других танцующих мы можем


составить определенное впечатление о себе как танцоре. Этот процесс называется социальным сравнением. Когда людей про­сят рассказать о себе, например, задают им вопрос: "Кто вы?", то в ответах они нередко относят себя к той или иной группе, кате­гории, общности. В подобных случаях речь идет о социальной идентичности индивида. Это важная часть Я-концепции, которая основана на его принадлежности к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. В ка­честве примеров можно назвать семью, какую-либо организацию, религиозную или этническую группу, любое другое сообщество, укрепляющее значимые аспекты собственного Я.

Люди не только относят себя к определенным группам, но так­же рассматривают других как членов тех же самых групп или как членов других групп. Отсюда идет подразделение остальных людей на категории "мы" и "они". "Мы" — это люди, принадле­жащие к группам, членство в которых является важным для нас. "Они" — это все остальные, это чужаки, не относящиеся к "на­шим" группам. Группы, входящие для нас к категорию "мы", со­ставляют часть нашей социальной идентичности.

В ходе повседневной жизни индивид обычно сравнивает свои личные достижения в какой-либо сфере с достижениями других. При этом люди также сравнивают успехи "своих" групп с успе­хами групп "чужих". Когда кто-то из "своих" добивается круп­ного успеха, то все остальные члены этой общности, даже не иг­равшие никакой роли в этом успехе, также испытывают чувство гордости и даже личного удовлетворения достижением некото­рых из нас. Например, после первого в истории человечества по­лета в космос, который был совершен Ю. Гагариным, многие со­ветские люди искренне гордились успехом своей страны. Извест­но также, какой эмоциональный подъем испытывают люди в стране, национальная сборная которой выигрывает Кубок мира по футболу. Такое явление, когда люди греются в лучах чужой славы, способствует повышению индивидуальной самооценки, потому что социальная идентичность этих людей в данной сфере составляет интегральную часть их Я-концепции. Люди очень стремятся к тому, чтобы косвенным образом разделить успех членов "своей" группы, особенно после личных неудач. Вот поче­му правительства некоторых стран склонны порой затевать "ма­ленькую победоносную войну", чтобы отвлечь своих граждан от их тяжелого экономического положения.

Итак, люди охотно разделяют успехи членов "своей" группы. Что же происходит, когда те, с кем мы идентифицируем себя, терпят неудачу? Здесь отмечаются два типа реакций (Franzoi, 1996). Во-первых, поскольку люди имеют тенденцию переоцени­вать качество выполнения какой-либо деятельности членами "своей" группы по сравнению с "чужими", то часто для них


наступает время признать неудачу вполне обоснованной. Во-вто­рых, в случаях когда поражение настигает членов "своей" груп­пы, этому находится оправдание. Вспомните, как в спорте после проигрыша "своей" команды болельщики часто оправдывают это неблагоприятными ситуационными факторами, например, ошиб­ками судьи или его несправедливостью. Защищая "свою" коман­ду, болельщики защищают свою самооценку.

Особой разновидностью социальной идентичности является этническая идентичность — индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой. Этническая идентичность является состоянием сознания, и ее приобретение часто требует значительных ментальных усилий. Джин Финни предложила трехстадиальную модель формирования этнической идентичности (Franzoi, 1996).

В соответствии с первой стадией — нерассмотренной социаль­ной идентичности — представители национального меньшинства, часто лично не рассматривавшие проблемы этнической идентич­ности, могут иметь усвоенные на неосознаваемом уровне негатив­ные стереотипы, присущие доминантной культуре, в рамках сво­ей Я-концепции. Одно из негативных последствий усвоения этих унижающих социальных убеждений в Я-концепции состоит в том, что люди могут испытывать даже "отвращение к себе". В противоположность тем, кто игнорировал этнические пробле­мы, некоторые люди на первой стадии могут быть подвергнуты действию позитивных этнических установок со стороны других, но просто не думать об этих проблемах.

На второй стадии — поиска этнической идентичности —• люди имеют определенный опыт, который на время вытесняет их ста­рый взгляд, делая их восприимчивыми к изучению их собствен­ной этничности. В большинстве случаев катализатором для окон­чания первой стадии у индивида, находящегося в поисках более глубокого понимания своей этнической идентичности, является его личный опыт испытания на себе каких-либо предрассудков. Эта стадия характеризуется интенсивным поиском, в котором люди пытаются разрушить старую негативную идентичность и заместить ее новой позитивной идентичностью. Будучи вовле­ченными в такой поиск, люди могут поглощать соответствующую литературу и принимать участие в культурных мероприятиях, организуемых данной этнической общиной.

В течение второй стадии представители национального мень­шинства могут также развивать оппозиционную идентичность, при этом активно отвергая ценности доминантной культуры и очерняя членов доминантной группы.

Третья стадия и кульминация этого процесса состоит в более глубоком понимании и повышении ценности собственной этнич­ности — то, что Финни назвала "достижением этнической


идентичности". На этой финальной стадии развития этнической идентичности уверенность во вновь обретенной этнической иден­тичности дает людям глубокое чувство этнической гордости на­ряду с новым пониманием своего собственного места в доминант­ной культуре. Они становятся способны полностью усвоить те аспекты доминантной культуры, которые являются приемле­мыми (например, финансовые гарантии, независимость, уни­верситетские занятия), и выступать против тех, которые явля­ются угнетающими (например, расизм, дискриминация по полу). По мнению автора этой концепции, именно таким обра­зом развитие позитивной этнической идентичности обеспечи­вает не только защиту униженных меньшинств от постоянного расизма в их стране, но также позволяет им использовать эту по­зитивную социальную идентичность, чтобы следовать целям большинства, участвуя в социальной жизни общества. Такая трансформация благоприятствует высокой самооценке и устой­чивой Я-концепции.

Заметим, однако, со своей стороны, что данная концепция формирования этнической идентичности приемлема для общест­ва, одной из стратегических целей которого является ассимиля­ция всех этнических меньшинств в единую нацию. К таковым об­ществам относится американское, которое стало единым "пла­вильным котлом" для разных национальностей, превращая в ито­ге всех в американцев. Что касается современной России, то, по материалам отдельных исследований, значительная часть на­ших граждан не называет себя "россиянами", а идентифицирует себя по национальной принадлежности.

Поскольку этническая самоидентификация является важным компонентом Я-концепции, следует отметить те признаки, кото­рые воспринимаются индивидами как главные при определении национальности человека. Данные отечественных исследований (Старовойтова, 1978; Сикевич, 1994) показывают, что этническая самоидентификация достаточно вариабильна и обусловлена оп­ределенными факторами.

Место проживания на своей этнической территории или в иноэтнической среде. Если в первом случае больший вес прида­ется происхождению (национальность родителей), то во втором случае яснее осознается этнокультурная общность.

Возраст. Молодежь в большей мере ориентирована на выбор национальности "по желанию самого человека" и меньше — на происхождение.

Уровень образования. С ростом образования возрастает ори­ентация на выбор национальности "по желанию", а не определе­ние ее по происхождению. Характерно также, что если лица с низким уровнем образования обращают внимание на явные черты этнического сходства и различия (язык, внешность), то


более образованные люди выделяют неявные, но существенные черты (характер и особенности поведения).

Судя по данным исследования З.В. Сикевич, проведенного в Санкт-Петербурге в 1993 г., младшим возрастным группам школьников свойственна умеренная этническая самоидентифи­кация: почти половина (44,6%) опрошенных вообще не обращают внимания на национальность людей, 41,9% — только в том слу­чае, если "они" им "чем-то несимпатичны", вместе с тем 67,3% молодых людей гордятся своей национальной принадлежностью (все опрошенные — русские). Однако каждый четвертый (25,9%), что, на наш взгляд, немало, хотел бы родиться "не в России, а в какой-нибудь западной стране" (Лисовский, 1996).

Заключая рассмотрение вопроса о том, откуда люди получают знания о собственном Я, отметим наличие ряда источников. Это ранняя социализация, оценки других людей, самонаблюдение, наблюдение за поведением других людей и соответствующие сравнения, членство в различных социальных группах, включая ту или иную этническую общность.

§ 4. Саморегуляция

Занимаясь той или иной деятельностью, человек обычно соз­нательно направляет и контролирует свои собственные действия в соответствии с целью. Это называется саморегуляцией. В рабо­тах Г.С. Никифорова психическая саморегуляция рассматрива­ется как компонент самоуправления. "Упрощенно говоря, само­управление для субъекта — это решение вопросов о том, что и как делать. Спецификой регулирования является исполнение того, что было намечено. Переход от самоуправления к саморегу­лированию — это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь" (Никифоров, 2000. С.158).

Как мы уже отмечали, каждый человек имеет большое коли­чество информации о себе, включая свои личные характеристи­ки, цели и желания, планы на будущее, определенную Я-кон-цепцию в целом. Рассмотрим далее, как наше Я регулирует наши мысли, чувства и действия в различных социальных ситуациях. Для более глубокого понимания саморегуляции обратимся снача­ла к такому явлению, как "действующая Я-концепция" (Taylor et al., 1994). В силу многогранности личности мы включаемся в раз­личные жизненные ситуации той или иной стороной нашего Я. Это зависит от того, какой аспект Я-концепции имеет отношение к данной частной ситуации. Тот аспект Я-концепции, который наиболее подходит для какой-либо частной ситуации, называется "действующей Я-концепцией". Так, во время аудиторного заня­тия поведение и чувства студента будут главным образом опре­деляться его "академическим" Я, если же мы будем говорить о


вечеринке в дружеской компании с участием этого студента, то здесь другой аспект его Я будет соответствовать этой ситуации. Итак, суть понятия "действующей Я-концепции" состоит в том, что при этом из общей Я-концепции какой-либо личности "из­влекается" то, что направляет социальное поведение в отдельных специфических ситуациях и, в свою очередь, изменяется под влиянием данных ситуаций. Подобные изменения влияют на из­менения постоянной Я-концепции только тогда, когда "действую­щая Я-концепция" сравнительно устойчива в течение продолжи­тельного времени. Допустим, студент, будучи в стенах высшего учебного заведения, может не отдавать себе отчета в степени своей авторитарности. Получив диплом, он может оказаться на работе, требующей контроля за поведением других людей. Вы­полняя такую работу изо дня в день в течение нескольких меся­цев и даже лет, молодой специалист может обнаружить в себе много признаков авторитарности и это может стать важным компонентом его стабильной Я-концепции. Таким образом, тер­мин "действующая Я-концепция" используется для того, чтобы подчеркнуть, каким образом специфические аспекты нашей идентичности активизируются при выполнении тех или иных социальных ролей в определенные моменты жизни (подробнее о социальных ролях далее в этой главе).

Важным аспектом Я, влияющим на саморегуляцию, является также "вера в самоэффективность" или ожидания, которых мы придерживаемся по поводу наших возможностей достижения оп­ределенных целей (Bandura, 1977). Предпримем ли мы какие-либо действия, попытаемся ли выполнить ту или иную задачу, достичь какой-то цели — все это зависит от того, верим ли мы в успешность наших усилий. Курильщик не бросит курить, если только он не верит в то, что сможет сделать это. Если тяжелоат­лет выходит на помост, нагнувшись, берется за гриф штанги и в голове у него промелькнет: "Ох, не подниму", он, конечно, не сможет взять этот вес. По мнению А. Бандуры и ряда других психологов, ранний опыт успехов и неудач приводит к тому, что у людей развиваются довольно устойчивые представления об их самоэффективности в различных жизненных сферах.

Саморегуляция зависит также от направления нашего внима­ния — направлено ли оно внутрь себя или на внешнюю среду. Обычно наше внимание фокусируется на внешней среде, но вре­менами мы сосредоточиваемся на себе. Такое состояние созна­ния, когда мы сами выступаем в качестве объекта нашего собст­венного познания, называется самоосознанием.

Взгляд на себя заставляет людей сравнивать себя со стан­дартами, такими как внешний облик, интеллектуальный уро­вень, физическое развитие или моральные принципы. Люди


стараются соответствовать стандартам, оценивать свое поведе­ние в соответствии со стандартами, решая, подходит оно под стандарт или нет, и продолжать это приспособление до тех пор, пока сравнение со стандартом не покажется удовлетворитель­ным. Этот процесс называется обратной связью, если обратиться с целью анализа к кибернетической теории саморегулирования.

Рассматривая проблемы самоосознания, исследователи выде­ляют два его типа. Частное самоосознание •— это временное со­стояние осознания индивидом скрытых, частных аспектов сво­его Я, в то время как общественное самоосознание — это времен­ное состояние осознания индивидом общественных аспектов Я. "Частное и общественное самоосознание могут быть непроиз­вольно вызваны какими-либо стимулами. Если вас спрашивают о вашем нынешнем настроении, или вы видите свое лицо в ма­леньком зеркале, или чувствуете в животе спазмы от голода, то, вероятно, это вызовет у вас состояние частного самоосознания. Если же за вами наблюдают другие люди, делают вашу портрет­ную фотографию или вы видите себя в зеркале целиком в полный рост, то это может вызвать общественное самоосознание" (Franzoi, 1996. Р. 61).

Взрослые индивиды обладают способностью оказываться и в состоянии частного, и в состоянии общественного самоосозания. Однако, когда какие-либо стимулы вызывают самоосознание, это фокусирование на себе является временным. Наряду с состоя­ниями самоосознания, возникающими вследствие внешних сти­мулов, исследователи обнаружили, что одни люди обычно тратят больше времени на саморефлексию, чем другие. Укоренившаяся тенденция самоосозания была обозначена исследователями как личностная черта самосознания, которая является сравнительно устойчивой в течение некоторого времени.

Подобно тому, как существуют два типа самоосознания, име­ются и два типа самосознания. В 1975 г. А. Фенигстайн, М. Шей-ер и А. Бассе разработали шкалу самосознания для измерения этих двух черт (см. табл. 4.2). Частное самосознание представля­ет собой тенденцию сознавать скрытые, частные аспекты Я, в то время как общественное самосознание •—• это тенденция созна­вать публично демонстрируемые аспекты Я.

Таблица 4.2. Шкала самосознания

Посредством данной шкалы измеряются личностные черты частного и обще­ственного самосознания. Для работы с этой шкалой прочитайте каждое из по­ложений, следующих далее, и затем отметьте, насколько точно каждое из этих положений характеризует вас, используя приведенную в инструкции шкалу оценок:

______ 1. Я всегда пытаюсь понять себя

______ 2. Я озабочен своим стилем действий


_3. В общем, я не очень осознаю себя*

_4. Я много думаю о себе

_5. Я озабочен тем образом, в каком предстаю перед людьми

_6. Я часто фантазирую о себе

_7. Я никогда не смотрю на себя критически*

_8. Я сознаю свой путь

_9. Я в общем внимателен к своим внутренним чувствам

_10. Я обычно беспокоюсь о том, чтобы произвести хорошее впечатление

_11. Я постоянно изучаю свои мотивы

_12.Одна из последних вещей, которые я делаю перед уходом из дома, это гляжу в зеркало

_13. Иногда у меня появляется чувство, что я откуда-то наблю­даю за собой

_14. Я озабочен тем, что другие люди думают обо мне

_15. Я крайне внимателен к переменам в моих настроениях

_16. Я обычно осознаю свой внешний вид

_17. Я осознаю образ своих мыслей, когда думаю над проблемой

Date: 2015-10-21; view: 406; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию