Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Послеатлантическое время. Самсон, Микула, Вольга и Илья
Как известно из Тайноведения, незадолго до гибели Атлантиды великий Посвященный, именем Ману, с группой своих учеников покинул обреченный материк и ушел в уединенную область средней Азии, чтобы приготовить из них руководителей для будущих культур послеатлантической эпохи. Семь Посвященных из его учеников сделались впоследствии учителями и руководителями тех людей, которые в первый период послеатлантической эпохи жили в южной области Азии - древней Индии 36. Там была создана величественная древне-индусская культура, культура семи святых Риши, позднейшим отголоском которой являются удивительныя книги Вед 37. Основным настроением этой культуры было устремление обратно в духовный мир. Люди "чувствовали, что в том мире находилась их родина... Сверхчувственный мир ощущали они как истиннный... и стремились всеми силами открыть себе возможность прозрения в этот истинный мир". Ибо люди знали из легенд и преданий, что "было время, когда предки их взирали в духовный мир, когда они жили в кругу духовных существ и богов, когда они находились в сфере глубокой духовной действительности" 37. И неотразимое внутреннее устремление, основанное на живом воспоминании о недалеком прошлом, влекло человека туда, в этот духовный мир, заставляя его пренебрегать физическим миром, чуждаться его, избегать его, как обманчивый мираж, иллюзию, Майю, Отражением этой древне-индусской культуры семи великих Риши является в русских былинах богатырь Самсон Самойлович, с его "семью золотыми власами на голове". К сожалению, о нем известно очень немногое; так, он "ездит, хотя и неохотно поляковать" 1. В былинах его постоянно смешивают со Святогором; соединение Святогор-Самсон нередко встречается и в изследованиях. Это тем более естественно потому, что все помыслы и взоры древне-индусской культуры были устремлены назад, к прошлому, к минувшей эпохе Святогора; эта культура стремилась снова пережить его, воплотиться в его личности. - Неудивительно, поэтому, что в былинах некоторые черты Самсона оказались перенесенными на Святогора, в частности, вышеописанное основное устремление древне-индусской культуры обратно в духовный мир, выразившееся у Святогора в желании "повернуть землю краем вверх, смешать земных с небесными". - При всех вышеуказанных возможных искажениях в тексте былин, подобное частичное смешение двух смежных эпох представляется по меньшей мере безобидным. Но смысл дальнейшего развития состоит в том, что человек привыкает понемногу оценивать по достоинству физический мир, в который он был поставлен в послеатлантическую эпоху. "Шаг вперед по сравнению с древней Индией представляет собою вторая культурная эпоха, также доисторическая, которую мы называем по имени тех народов, которые впоследствии населяли эти области, древне-персидской культурой, имея снова в виду не позднейшую персидскую, но доисторическую культуру" 37. Своим настроением, своим мироощущением этот второй период существенно отличается от древне-индусскаго. В то время, как индусы стремятся уйти от иллюзорнаго мира, бежать от него, персы "начинают ценить Майю или иллюзию, и она становится для них полем деятельности. Правда, они еще считают его чем-то враждебным, что нужно преодолеть, но у них появляется надежда, что они смогут внедрить в него силы добрых божеств... пронизать его божественно духовными силами. Так люди древне-персидской культуры начинают ощущать реальность физическаго мира и работать над ним" 37. Представителем этой древне-персидской культуры в русских былинах является Микула Селянинович. Грандиозная картина физическаго мира, как поля для деятельности, для пронизывания его светлым божественным началом, выразилась в образе земледельца, обрабатывающего землю, причем внедряющиеся в землю, разворачивающие и раскидывающие ее омешики и присошек сделаны из "чиста серебра и красна золота", символизирующих духовныя силы. Этот мотив внедрения золота и серебра в землю очень близок русскому народному духу, чувствующему свою родственную связь с древне-персидской культурой*, и попадается очень часто, как в песнях, "Уж я золото хороню, хороню, Чисто серебро хороню, хороню...", так и в сказках, наравне с мотивами похищения золота. * См. примеч. на стр. 40 Затем наступает третий культурный период, приближающий нас все более к историческим временам - халдейско-египетская культура. Снова сделан шаг вперед в смысле завоевания физическаго мира. Люди более не считают его только враждебным или ненужным. "Человек уже устремляет свои взоры к звездам и говорит себе: "Эти звезды не только Майя, не только видимость". И он углубляется в созерцание звездных путей, он изучает движения светил, изменения, происходящия в созвездиях. И он говорит себе: "Это - внешнее выражение управляющих миром богов, это письмена, начертанныя богами". Внешнее, наблюдаемое чувствами, не есть только видимость, оно - откровение богов 38. То, что прежде казалось иллюзией, Майей, обманчивым миражем, начало подвергаться внимательному изучению. Таким образом "возникает внешняя наука. Человек изучает помыслы богов, и он чувствует, что должен создать связь между своей собственной деятельностью и тем, что находится в материи в виде божественных письмен, что должна существовать гармония между происходящим на небе и на земле" 37. Это настроение замечательно точно передано в образе богатыря Вольги Всеславьича, являющагося представителем этого (третьяго) культурнаго периода. В начале былины, при описании событий, сопутствующих его рождению, ясно указывается на связь между небесными и земными явлениями: "Закатилося красное солнышко, Закатилось за горушки высокия, За моря глубокия широкия, Разсаждались часты звезды по светлу небу - Нарождался на матушке святой Руси Молодой богатырь Вольга Всеславьевич..." Не менее ясно указывается на возникновение внешней науки в том месте былины, где упоминается об изучении молодым Вольгой всяческих "хитростей-мудростей", применяемых затем для деятельности в физическом мире. В оборотничестве его отражается уже позднейший период упадка халдейско-египетской культуры, выразившийся в пышном расцвете наихудших проявлений черной магии 39. Таким образом, люди "все более спускаются в Майю и пронизывают материю тем, чего может человек достигнуть. В четвертый культурный период, греко-латинский, человек выносит свое внутреннее существо во внешний мир... Человек объективирует себя в материи, в формах... Он сам выступает в физический мир и создает в нем свое отображение... В римской культуре человек создает его в государственных учреждениях... Человек спускается до понимания материи, до брака между Майей и духом... В этот четвертый культурный период послеатлантической эпохи человек находится в полной гармонии с окружающим миром. С этим периодом совпало появление христианства. Ибо только это время, когда человёк как бы сросся с внёшней действительностью, было в состоянии постичь, что божественное может проявиться в отдельном человеке... Всякое предыдущее время легко могло бы понять что угодно, кроме этого; оно чувствовало бы, что божественное является слишком высоким и возвышенным для того, чтобы проявиться в отдельном человеке... Но Христианство могло возникнуть также лишь тогда, когда люди не настолько внедрились еще в материю, чтобы переоценить ее, чтобы погрузиться в нее с головой, как в наше время, но еще были в состоянии одухотворить ее... Поэтому вся история человечества распадается для христианскаго сознания на дохристианское и на христианское время. Богочеловек мог быть постигнут человеком лишь в определенное время" 37. Представителем этой греко-латинской культуры является в былинах Илья Муромец. Это вытекает уже из слов калик-перехожих, перечисляющих и характеризующих Илье Муромцу опасных для него богатырей: "...А только не выходи драться С Святогором богатырем: Его и земля на себе через силу носит; Не ходи драться с Самсоном богатырем: У него на голове семь власов ангельских; Не бейся и с родом Микуловым: Его любит матушка сыра-земля; Не ходи еще на Вольгу Всеславьича: Он не силою возьмет, Так хитростью-мудростью..." Четвертая культура эпоха. Илья Муромец "в центре времен". Достойно внимания, что калики-перехожие (сам Исус Христос, два Апостола) перечисляют богатырей в полческом согласии с порядком представляемых ими культур:
|