Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия В.С. СоловьёваСтр 1 из 2Следующая ⇒ В.С.Соловьев(1853-1900) — (сын известного историка Сергея Михайловича Соловьёва — ректора Московского университета) - крупнейший русский, религиозный, христианский философ, основоположник философии всеединстве, автор в частности таких работ как «Кризис западной философии. Против позитивистов», «Критика отвлечённых начал», «Оправдание добра» и др. Он попыталсяся создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство. Религиозные мыслители до и после Соловьева не раз высказывали эту идею, но они, говоря о христианстве, как основе мировоззрения, подразумевали какую-то одну христианскую конфессию (Конфе́ссия (лат. confessio— испове́дание) или вероиспове́дание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания): православие, католицизм или протестантизм. Особенность подхода Соловьева заключается в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий. Другой важной особенностью философии Соловьева является то, что он попытался включить в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки. Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства. При разработке этой идеи он отталкивается от славянофильской идеи соборности, но придает ей всеохватывающее, космическое значение. Низшие и высшие уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьёва выступает божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и главное с человеком. Основной принцип всеединства: «Все едино в Боге». Всеединство - это, прежде всего, единство творца и творения. Отметим, что Бог в философии Соловьёва лишён антропоморфных (антропос — человек, морфэ — форма, т.е. - человекоподобие) черт. Он характеризует Бога как «космический разум», «существо сверхличное», «особую организующую силу, действующую в мире». «Божественый ум», «органическая сила», по учнию Соловьёва, распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами. Атомы своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьёв трактует как особые эманации (истечения, излияния) Божества, «живые, элементарные сущеста» или идеи. Каждая идея обладает определённой силой, что превращает её в деятельное существо. Основная проблема намеченная Соловьёвым, заключается в выведении условного (природы) из безусловного (Бога). Соловьёв как бы пытается ответить на вопросы: почему Бог создал мир?; почему мир несовершенен?; какова цель развития мира? Философ считает, что для правильного понимания Бога, мало признавать Абсолютное Существо, необходимо принять Его внутреннюю противоречивость. Абсолютное нуждается в «идеальной действительности», «в другом», чтобы иметь возможность проявить себя в нём — только на этом пути Абсолютное из Единого становится Всеединством (Всеединство — это единство во множественности). Для Бога (Единого) необходимо, чтобы множественные существа получили свою реальную особость (своё отдельное самостоятельное существование) — ибо иначе силе божественного единства и любви не на чем будет проявляться.«Я называю истинным, или положительным, всеединством такое,-пишет Соловьёв,- в котором единое существует не за счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия». Существа получают самостоятельное бытие, но при этом каждое существо теряет непосредственное единство с Богом (они обосабливаются). Характеризуя «другое»(мир), Соловьёв отмечает его несовершенство, т.е. «другое» - это несовершенное бытие. Так как мир полагается (творится) Богом (из самого себя) как Его «другое», то Соловьёв утверждает, что природный мир есть «только другое, недолжное взаимодействие тех же самых элементов, которые образуют и бытие мира божественного». Многообразие в природе есть, в сущности, повторение изначального многообразия в сфере идей, и в этом смысле природа в сущности своей не отлична от Абсолюта. Но она (природа) есть «другое» Абсолюта и элементы (те же что есть и в Абсолюте) находятся в ней в состоянии взаимного вытеснения, вражды и борьбы. Реальная множественность обязана своим бытием самому Первоначалу, внутренняя диалектика которого ведёт к возникновению разделённости — одной идеальной множественности недостаточно для первоначала, которое нуждается для проявления любви именно в реальном бытии (и, следовательно, в реальной разобщенности, обособленности существ). Однако, реальная множественность не исключает единства природы — это единство реализуется «мировой душой». Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. По его мнению действительное нельзя рассматривать в застывших формах. Для того, чтобы обосновать непрерывную динамику бытия, он наряду с активными идеями, вводит такое активное начало как мировая душа, она выступает субъектом всех изменений в мире. Но она действует не самостоятельно, деятельность ее нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности. Эта вечная идея в системе Соловьева получила название Софии — мудрости. (София - ключевое понятие системы Соловьева. Поэтому его учение носит также название «софиология»). «Для Бога Его другое (т.е. вселенная) имеет от века образ совершенной женственности, но Он хочет, чтобы этот образ был не только для Него, но чтобы он реализовался и воплотился для каждого индивидуального существа, способного с ним соединиться. К такой же реализации и воплощению стремится и сама вечная Женственность, которая не есть только бездейственный образ в уме Божием, а живое духовное существо, обладающее всею полнотою сил и действий. Весь мировой и исторический процесс есть процесс её реализации и воплощения в великом многообразии форм и степеней» с.146. С одной стороны София есть живая идея всеединства — божественая мудрость, имеющая в себе весь «космос» божественных идей, идея идей и при этом субъект всех изменений в мире. Но, с другой стороны, "В Софии заключается возможность самоутверждения или воспламенения воли. София по принципу своему требует действительного существования частных существ; такое существование предполагает их исключительное самоутверждение, предполагает Сатану". Соловьёв первоначально отождествлял мировую душу и Софию (вероятно причиной тому такое понимание: София — суть деятельности мировой души, последняя по сути своей должной деятельности есть София). Должная деятельность Софии — мировой души - осуществлять Божественную мудрость. Но Соловьёв пишет, что «душа мира есть существо двойственное: оно заключает в себе и божественное начало и тварное бытие, но не определяясь ни тем, ни другим, пребывает свободной». Этот момент свободы мировой души вводится Соловьёвым для раскрытия того, как раздвоение в Абсолюте (при создании своего «другого») превращается в дуалистическое противопоставление мира Абсолюту. «Обладая «всем», мировая душа может хотеть обладать им иначе, чем обладает, может хотеть обладать им от себя, т.е. как Бог». Это предзаложено в свободе, присущей мировой душе; «возможность» стала затем фактически реальностью - и «этим мировая душа отделила свой относительный центр бытия от Абсолюта», утвердила себя вне Бога. Но этим она потеряла свою свободу в отношении творения, потеряла власть над ним (ибо уже целиком погружена в него). Душа мира, - пишет Соловьёв,- есть и единое и всё — она занимает посредствующее место между множественностью живых существ (по Соловьёву душа мира есть ещё «живое средоточие всех тварей — сущий субъект тварного бытия») и безусловным единством Божества. Если Она (душа мира) всецело погружена в творение (в тварное бытие), то она уже не может занимать посредствующего положения между множественностью живых существ и безусловным единством Абсолюта. Их (единства Абсолюта и множественности живых существ) целостность распадается, т.е. распадается единство мироздания. Свободным актом мировой души мир отпадает от Божества. Совершается как бы онтологическое, космическое грехопадение, должное (софийное) состояние мира превращается в недолжное, в падшую природу, в которой те же элементы, которые есть и в Божестве, начинают быть «в недолжном соотношении» (взаимного вытеснения, вражды и борьбы). Когда появляется на земле человек, в истории мира наступает глубокая, существенная перемена — мировая душа раскрывается в новом своём действии и значении именно в человеке — притом не в отдельном человеке, а в человечестве. Душа мира раскрывается как «идеальное человечество», и потому над космическим процессом, шедшим в мире до этого, возвышается исторический процесс, движимый всё той же мировой душой (Софией). Мировая душа по природе своей причастна Божеству, она ищет через космогонический процесс преодоления дуализма (в котором она сама виновата), но воссоединяется с Божеством только во Христе (центральном и совершенном проявлении Софии». Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьева через концепцию Богочеловечества. Реальным и совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьеву, выступает Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому догмату и полным Богом, и полным человеком. Его образ служит не только идеалом к которому должен стремиться каждый индивид, но и высшей целью развития всего исторического процесса.
|