Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Демосфен – один из самых выдающихся риторов Древней Греции. История жизни. Достижения в области риторики. Вклад в развитие этой науки





Идею о том, что ораторскому мастерству можно научиться, доказал примером своей жизни Демосфен (384–322 гг. до н.э.). Ценой неустанного труда и собственных усилий он преодолел свои физические недостатки. С помощью наблюдений за выступлениями опытных ораторов, анализа речей и бесед ему удалось исправить ошибки своих первых выступлений.

Демосфен (384–322 до н.э.) был первым методистом, создавшим особый раздел риторики, – технику речи. Представитель рабовладельческой знати, он был защитником демократического устройства общества. Риторика стала призванием Демосфена, сделала его учителем ораторского искусства, образцом оратора.

До наших дней сохранилось более 60 произведений, известных под общим названием «Демосфеновский корпус».

Еще будучи мальчиком, Демосфен завидовал славе оратора Каллистрата. «С тех пор, забросив все остальные занятия и детские игры, он стал усердно упражняться в произнесении речей, надеясь со временем сделаться настоящим оратором» [99, 281]. Сначала юноша, по обычаям того времени, писал судебные речи для других. Составление речей приносило хороший доход: Демосфен оказался искусным сочинителем. Но это его не удовлетворяло. Он сам хотел выступать перед народом.

В возрасте семи лет Демосфен потерял отца, унаследовав большое состояние, которое попало в руки нечестных опекунов. Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен начал с речей в свою защиту против этих опекунов.


Однако первое выступление закончилось для Демосфена полным провалом. Толпа осмеяла и освистала его: Демосфен говорил очень тихо, невнятно, заикался, картавил и подергивал время от времени плечом. А потому никому и дела не было до содержания его высказываний.

Демосфен решил во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи. Он уединился и, чтобы не было соблазна нарушить одиночество, обрил себе полголовы. По нескольку часов в день тренировался Демосфен. Он набирал в рот камешков и добивался, чтобы, несмотря на камешки, его речь была чистой и ясной. Развивая силу голоса, Демосфен выходил к морю и старался говорить так громко, чтобы перекричать прибой. Чтобы справиться с картавостью, Демосфен завел себе щенка. Он слушал, как рычит щенок, и пытался повторять за ним «рыкающие» звуки. А избавиться от подергивания плечом Демосфен решил при помощи острого меча. Он подвешивал меч к потолку, вставал так, чтобы острие оказалось над непослушным плечом, и начинал говорить. Если юноша забывался, меч больно колол его. Это заставляло Демосфена все время контролировать свое тело.

После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели: он стал выступать перед народом и снискал себе славу великого оратора…

В дальнейшем Демосфен брал уроки ораторского мастерства. Риторическому искусству Демосфен учился у видного судебного оратора первой половины IVв. Исея, отличавшегося страстным, патетическим стилем. Демосфен заимствовал у Исея простоту слога, сжатость и значительность содержания, строгую логику доказательства, риторические вопросы.

Речи Демосфена были вершиной красноречия, преклонение перед его гением было всеобщим: Цицерон считал его речи совершенством, Квинтилиан называл его законодателем слова. Многие его речи имеют политическую окраску и направлены против отца Александра Македонского, царя Македонии Филиппа, поэтому называются «филиппиками».

Демосфен любил объединять разные риторические стили. Он сам говорил: «Не слово и не звук голоса ценны в ораторе, но то, чтобы он стремился к тому же, к чему стремится народ, и чтобы он ненавидел и любил тех же, кого ненавидит или любит родина».

Демосфен всегда тщательно готовился к выступлениям, писал речи, и противники упрекали его в том, что речи «пахнут лампой» (намек на то, что он по вечерам долго работает над речью). Когда Демосфен умер, выяснилось, что он не успел использовать более пятидесяти заготовленных выступлений [48, 16].

Речи Демосфена отличаются определенными особенностями. Так, вступление было по большей части кратким, энергичным и обычно содержало какую-нибудь сентенцию, которая затем развивалась на конкретном примере. Главной частью речи Демосфена является рассказ – изложение существа дела. Строится он необычайно искусно, все в нем полно экспрессии и динамики. Здесь и пылкие обращения к богам, к слушателям, к природе Аттики, и красочные описания, и даже воображаемый диалог с противником. Поток речи приостанавливается риторическими вопросами: «Что же это на самом деле значит?», «В чем же причина?», что придает речи тон необыкновенной искренности.

Демосфен широко применял тропы, в частности, метафору. Источником метафоры нередко оказывается язык гимнастического стадиона. Демосфеновский прием олицетворения кажется необычным для современного читателя: он заключается в том, что неодушевленные предметы или абстрактные понятия выступают как лица, защищающие или опровергающие доводы оратора. Эффектным приемом, встречающимся у Демосфена, является «фигура умолчания»: оратор сознательно умалчивает о том, что он непременно должен был бы сказать по ходу изложения, и слушатели неизбежно дополняют его сами. Благодаря такому приему нужный оратору вывод сделают сами слушатели, и он тем самым значительно выиграет в убедительности. «Демосфен сочетает совершенное владение приемами ораторского искусства с пламенным пафосом борца. Он использует все выразительные средства языка, выработанные греческим красноречием, включая прозаический ритм; для каждого построения он находит соответствующий тон. В его сжатом и суровом стиле звучит страстная убежденность, и сила аргументации захватывает слушателя» [119, 178].

Вклад:. Историки пишут о приёмах работы над техникой речи, изобретённых Демосфеном: о подражании при постановке звуков (например, звук «р» отрабатывается при подражании рычащему щенку), о декламации перед зеркалом, о развитии «долгого» дыхания путем физических упражнений (например, бега, подъема на гору), об укреплении мышц речевого аппарата и улучшения дикции (известна история о тренировке Демосфеном губ и языка с помощью морской гальки, которой он набивал себе рот и произносил речи бурлящему морю) и др.

Date: 2015-10-21; view: 4616; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию