Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






По отношению к старообрядцам и ее реализация в Вятской губернии





 

Воцарение Александра II ознаменовало собой начало нового этапа государственно-сатрообрядческих отношений. Хронологические рамки - с 60-х гг. XIX в. до 1905 г.

Александр II в отношении староверия избрал не гонения и притеснения, а "глубокое всесторонне изучение раскола" и постепенное подавление его путем народного просвещения. Теперь ставка была сделана на просветительскую и миссионерскую деятельность РПЦ в среде старообрядцев. В этой связи были внесены изменения в учебные планы духовных семинарий. Например, изъяты из обучения такие дисциплины как медицина и сельское хозяйство, а вместо них введено изучение педагогики. Местные священники должны были вести назидательные, увещевательные беседы со старообрядцами "без отвлечения их от мест жительства и обыкновенных трудов и занятий". В целях активизации миссионерской деятельности создавались церковные братства 8 мая 1864 г. был издан закон "О правилах для учреждения православных церковных братств". Они основывались при церквях и монастырях, выполняли благотворительные и просветительские функции. Первое церковное братство было создано в 1865 г. в г. Саратове при Спасо-Преображенском монастыре. Оно называлось Братство святого креста. В Вятской губернии было основано Вятское епархиальное братство святителя и чудотворца Николая и Сарапульское вознесенское братство. Через организацию бесед православного духовенства со старообрядцами, устройства библиотек, открытие школ, совместное обучение детей православных и старообрядцев братства вносили свой вклад в развитие образования и просвещения. В 1869 г. для организации руководства миссионерской деятельностью всех священнослужителей в Вятской епархии была учреждена должность главного миссионера. В 1875 г. в Вятке была открыта "Противораскольническая миссионерская школа". Инициатором ее создания был Стефан Кашменский - кафедральный протоиерей. Цель данной школы - организовать подготовку деятелей из среды народа для борьбы со староверием на территории Вятской губернии и тем самым оказать помощь православным миссионерам.

В ноябре 1863 г. вышло постановление, согласно которому старообрядцы могли исполнять общественные должности волостного и сельского управления государственных крестьян. В феврале 1865 г. было издано постановление, согласно которому старообрядцы, добровольно переселившиеся в Закавказский край, а не оказавшиеся там вследствие вынесения судебного решения, получали возможность вернуться на родину без каких-либо затруднений.

После проведенных правительственных реформ уже в 60-е гг. XIX в. наблюдается значительное увеличение количества старообрядцев. Вятская губерния находилась в числе тех регионов, где в 1864 г. были отмечены массовые переходы адептов официальной церкви в староверие.

В 60-е годы получают большое распространение "подложные указы сената". В них говорилось о разрешении старообрядцам открыто совершать богослужения по своим обрядам и строить молельни. В 60-е годы также увеличивается количество прошений крестьян о разрешении им состоять в староверии.

Таким образом, в 60-е годы появились новые формы "уклонения православных в раскол". Если в более ранние периоды существования и развития староверия его сторонники старались скрыть свою принадлежность к данному религиозному течению, то в рассматриваемый период они пытались получить законное разрешение официальной власти на причисление их к старообрядчеству. Они надеялись на удовлетворение своих прошений и легализацию их существования. Однако этого не произошло, в связи с чем уже в конце 60-х гг. наблюдается значительное сокращение числа ходатайств старообрядцев.

Важной вехой старообрядческих отношений периода правления Александра II является утверждение им 19 апреля 1874 г. "Правил о метрической записи браков, рождения и смерти раскольников". В соответствии с данным документом местные полицейские управления должны были вести специальные метрические книги, в которые заносились сведения о рождениях, браках и смертях старообрядцев. Теперь браки старообрядцев, зафиксированные в метрических книгах, признавались законными и могли быть расторгнуты только в судебном порядке. Дети старообрядцев, чьи браки были зарегестрированы соответствующим образом, записывались в специальные метрические книги и считались законнорожденными.

Т.о., проанализированные нормативно-правовые акты свидетельствуют о либерализации религиозной политики Александра II по отношению к старообрядцам. Однако при всей взвешенности конфессионального курса власти в первую очередь исходили из интересов РПЦ. Следствием этого стало ограничение прав старообрядцев в сфере образования и культуры. В частности, местные власти, не заинтересованные в развитии староверия, преследовали старообрядцев за открытие ими собственных школ. Данные акции отмечаются и на вятском материале. Официальные власти не только закрывали старообрядческие школы и препятствовали их открытию, но и преследовали учителей. Педагогическая деятельность старообрядцев рассматривалась как "распространение раскола", за что они подвергались суду. Особые усилия местных властей были направлены на пресечение случаев обучения старообрядцами детей православных.

На протяжении XIX в. проблема образования в среде старообрядцев так и не была решена государством. Согласно постановлению "Особого временного комитета по делам о раскольниках" 1864 г.., старообрядцы менее вредных сект (поповцы) могли образовывать свои школы грамотности, но под контролем министерства народного просвещения. Их дети получили возможность посещать общие школы без обязательного изучения там закона Божьего по догматам православной веры. Однако в разрешенных школах грамотности не допускалось религиозного обучения по старообрядческим канонам и давалось только лишь элементарное образование, чего было явно недостаточно. Жесткой оставалась также политика по отношению к старообрядческой книжности. В книге старой дониконовской печати подлежали изъятию у их владельцев. Наконец, ущемление прав старообрядцев проявляется и в отношении к их культовым центрам. В частности, они по-прежнему не имели возможности осуществлять ремонт обветшавших храмов и тем более строить новые молельные дома. Власти не признавали законными действия лиц, совершавших религиозные обряды у староверов. За служителями старообрядческого культа устанавливался строгий административный надзор. В случае доказательства священнодействия они подвергались судебному преследованию и суровому наказанию.

 

Date: 2015-09-25; view: 626; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию