Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Глава 1. Развитие Я - концепции как проблемы подросткового возраста ..2Стр 1 из 8Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ Содержание………………………………………………………………………1 Введение………………………………………………………………………….. Глава 1. Развитие Я - концепции как проблемы подросткового возраста………………………………………………………………………….....2 1.1. Понятие Я – концепции………………………………………………. 1.2. Я - концепция и индивидуальное развитие в соответствии с теорией Э. Эриксона…………………………………………………………….. 1.3. Факторы, влияющие на формирование Я – концепции…………. 1.4. Психологические особенности развития Я - концепции у старших подростков……………………………………………………………………….. Глава 2. Развитие позитивной Я - концепции у старших подростков……… 2.1. Пояснительная записка………………………………………………. 2.2. Содержание программы……………………………………………… 2.3. Организация и методы исследования компонентов Я - концепции у старших подростков……………………………………………………………… 2.4. Оценка эффективности реализации программы тренинга………… Выводы…………………………………………………………………………… Заключения………………………………………………………………………. Литература……………………………………………………………………….. ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности (Б.Г. Ананьев, 1980, стр.89). В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция. Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации (Х.Ремшмидт, 1994, с.212). Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по развитию позитивной Я-концепции является актуальной именно на этой возрастной ступени. Цель исследования – создать условия, способствующие развитию позитивной Я-концепции. Объект нашего исследования – Я-концепция старших подростков. Предмет исследования – структурные компоненты Я-концепции (когнитивный, аффективный, поведенческий). Гипотеза нашего исследования: если в тренинге личностного роста создать определённые психологические условия, то это будет способствовать развитию у подростков позитивной Я-концепции. Задачи исследования: - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; - изучение особенностей структурных компонентов Я-концепции; - создание в тренинге личностного роста условий, способствующих развитию позитивной Я-концепции у старших подростков; - создание программы тренинга личностного роста; - апробация программы и оценка эффективности проведённой тренинговой работы. Экспериментальная работа проводилась на базе Кодинской средней школы №4 с подростками в возрасте 14 – 15 лет. Экспериментальная группа состояла из шести человек. Работа проводилась в три этапа: 1 этап (март-апрель 2002 г.) – подбор методик, организация первичного психодиагностического обследования, изучение литературы по теме исследования; 2 этап (апрель 2002 г.) – реализация развивающей тренинговой программы; 3 этап (май 2002 г.) – повторная диагностика, обработка и анализ полученных результатов. В работе были использованы следующие методики: 1. Тест – опросник «Шкала самоуважения Розенберга». 2. Шкала Шварцландера «Уровень притязаний». 3. «Тест двадцати утверждений на самоотношение», разработанный М.Куном и Т. Мак-Портлендом, модифицированный А. М. Прихожан. 4. Метод самоотчёта. Методологической основой нашего исследования являются работы Р. Бернса о структурных компонентах Я-концепции и факторах, влияющих на её формирование; концепция психологического развития личности Э. Эриксона, работы отечественных психологов Б. Г. Ананьева, И. С. Кона, А. А. Реана о психологических особенностях развития Я-концепции у старших подростков. В работе мы использовали следующие методы: - метод анализа литературы по теме исследования; - методы психодиагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование, метод самоотчёта); - формирующий эксперимент; - методы математической обработки данных.
|