Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совместная деятельность и ее субъект





 

Поскольку не каждый субъект деятельности ре­шает космические задачи по преобразованию дей­ствительности, постольку одной из его главных за­дач является включение в совместную деятельность. Личность включается в решение профессиональных задач, которые стоят перед коллективным субъек­том деятельности, группой, занимает некоторую позицию в совокупном субъекте, который выраба­тывает совместный способ действия. Личность долж­на обладать способностью к оптимальному соедине­нию с деятельностью общности (ее целями, задачами и т.д.) и действиями других людей. И это состав­ляет ее совершенно особую задачу. У личности как участника совместной деятельности должны фор­мироваться особые, индивидуальные качества, от которых зависит согласованность действий людей. Считается, что главная линия согласования дейст­вий личности и группы, коллектива — это наличие общих целей, принятие личностью целей коллекти­ва. Однако (практика это уже доказала) не всегда достигается реальное единство целей. В совместной деятельности возникают проблемы срабатываемости, психологической совместимости людей. При наличии общей программы действий (задания, пла­на и т.д.) усилия каждого могут быть или согласо­ваны, или не согласованы с усилиями всех.

У личности в процессе труда должны развиваться средства психологического воздействия на друго­го (умение подчинять других или приказу, или своему примеру и т.д.). В ходе совместной деятель­ности должен происходить обмен индивидуальными качествами, расширяться спектр индивидуальных возможностей. Совместная деятельность развивает способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями других людей на основе установления определенных отношений с ними. Умение мобилизовать активность не только в желаемом, но и в нужном направлении, проявить инициативу, решительность и дисциплинирован­ность одновременно — вот качества, которые разви­вает совместная деятельность.

Кроме этих качеств важны также согласован­ность-несогласованность особенностей личностной активности, например,— один берет на себя ответ­ственность только в том случае, если другой ее не проявляет, один проявляет инициативу только тогда, когда ее принимает и поддерживает группа, и т.д. Очевидно, что личностной основой совместной деятельности является комплекс «я — другие», от­ношение к себе и отношение к другим, а также отношение других ко мне.

В качестве примера способности» к совместному способу действия можно рассмотреть совершенно особую способность (или неспособность) личности связывать свои действия и их оценки и отношения к себе других людей. Способность человека отделить оценку своей личности от оценки своих действий (собственной и других) стала предметом специаль­ного исследования. Оно показало, что лица с раз­витым чувством инициативы и ответственности кол­легиального типа обладали высокой и гибкой само­критичностью и спокойным, деловым отношением к критике своих действий, поскольку они относили критические замечания не к своей личности в целом и учитывали их в необходимой для себя мере. Лица с инициативой и ответственностью эгоистического типа были безразличны к критике своих действий и несамокритичны. Лица индивидуалистического типа были самокритичны, но принимали критику неадекватно, как критику своей личности. Лица с преобладанием инициативы были либо нетерпимы

к критике, либо отождествляли критику своих дей­ствий с критикой своей личности.

Казалось бы, с возрастом человек становится более зрелым и должен на каждом возрастном эта­пе все более взвешенно относиться к критике. Но, как показали исследования, восприятие критики связано не с возрастными, а с личностными особен­ностями. Совсем маленький ребенок (по данным М. И. Лисиной) может отделять положительное от­ношение к себе взрослого от критики последним своих действий, не «обижаясь» на критику, пони­мая ее частный характер. Но уже подросток может испортить хорошее отношение со взрослым даже за критику одного своего поступка. Взрослые люди, как показывает исследование, соотносят критику себя и критику своих действий как равноценные или соподчиненные — в зависимости от типа своей личности и общей установки. Некоторым людям кажется, что окружающие их не одобряют, и тогда любое замечание они рассматривают как придирку. Другие стремятся сотрудничать только с теми, кто их одобряет, третьи способны спокойно и по-дело­вому реализовывать замечания других (равно как негативные, так и позитивные), не рассматривая их как оценку своей личности.

Способность прислушиваться к критике, учиты­вать ее в своих действиях является одним из важ­нейших условий оптимального соединения собст­венной активности с активностью других людей. Лица с преобладанием инициативы над ответственностью в ответ на критику не только не стремились совершенствовать самоконтроль, но начинали встречную критику, становились агрессивными, впадали в стресс или переключались на помощь другим, отказываясь от собственных обязательств. Полученные нами данные подтверждают, что у мо­лодежи отношение к себе и отношение к другим соединяются в единый индивидуальный комплекс, который и побуждает активность разного типа: «я не хуже других», «я лучше других», «я всем до­кажу», «сделаю недозволенное» и т.д. Активность личности одновременно включает три отношения: к себе, к общности (к другим — использовать их, поддержать, отрицать, играть на противоречии с ними) и других к себе. Последнее отношение один тип людей способен воспринимать адекватно, а дру­гие типы дают свою интерпретацию отношениям к себе, воспринимают не реальность, а кажимость.

Стремление прийти на помощь является важней­шим типологическим признаком и свидетельствует о способности к коллективному способу действия. Эта способность характерна не только для лиц с коллективистской инициативой и ответственностью, но и для людей, у которых преобладает или ответ­ственность, или инициатива. У лиц с низкой актив­ностью не наблюдалось стремления оказывать по­мощь; у лиц с инициативой и ответственностью эгоистического типа такая способность проявлялась в тех случаях, когда они стремились завоевать авто­ритет группы и занять в ней позицию лидера.

Способность человека взаимодействовать в дея­тельности с другими людьми, сохранять активность и инициативу в условиях общей дисциплины за­висит от структуры и типа активности личности, от занимаемого места в группе и роли в совместной деятельности. Причем активность данной личности также носит некоторые социально-психологические черты: одни дают максимум при поощрении кол­лектива, других отличает высокая требовательность к себе, критичность, самоконтроль. Для одних сти­мулом оказывается успех, признание, для других — преодоление трудностей, возможность ставить и решать новые, более сложные задачи. Портрет лич­ности в группе иногда включает черты активности, которые проявляются только при определенной со­вокупности условий: либо в успешной, либо в со­циально престижной, либо в социально поощряемой деятельности. Однако активность такого рода людей исчезает, стоит им только оказаться наедине с труд­ностями, в ситуации неуспеха, узнать о критическом отношении к ним группы.

В трудовой деятельности сплошь и рядом воз­никают ситуации, когда между личными и обще­ственными интересами объективно нет соответствия, когда необходимо что-то делать, но для личности в этом нет психологической привлекательности, когда есть приказ, но нет собственной инициативы. Эти особенности профессиональной позиции личности и составляют реальные противоречия ее труда. Приведет ли несправедливая оценка к потере ини­циативы в труде, приведут ли жесткая дисциплина или волевые директивные указания руководителя к потере работником творческой инициативы — эти вопросы еще только изучаются учеными, а на прак­тике они взаимосвязаны и должны учитываться в комплексе.

Включение личности в состав субъекта совмест­ной деятельности предполагает ее участие в орга­низации и регуляции совместных действий, в выра­ботке общей программы (ответственность за совмест­ный продукт труда, совместная оценка труда, регу­ляция и контроль за непрерывностью всего процес­са труда, принятие коллективных решений). Именно потому, что регуляция совместных отношений отве­чает особой потребности личности в организации коллективной деятельности (а не только собствен­ной), большое значение имеют деловые игры, поль­зующиеся в настоящее время популярностью. У лич­ности может появиться новая социально-психологи­ческая мотивация: участвовать в регуляции взаимо­отношений коллективного субъекта. Это совершенно новый «мотив» трудовой деятельности. Мотив руко­водить другими людьми отнюдь не всегда возни­кает в результате стремления к власти, не всегда есть проявление особого характера. Руководство другими людьми необходимо для достижения ре­зультата путем оптимальной организации взаимо­действия. Это не столько потребность обладать вла­стью, сколько потребность в организации все той же целостности, к которой стремится и субъект индивидуальной деятельности.

В совместной деятельности реализуются отноше­ния двух уровней: отношения, посредством которых складывается и функционирует коллективный субъ­ект, и отношения друг к другу его членов. Эти от­ношения соотносятся таким образом: если группа существует как общность людей (что и проявляется в совместной деятельности, и формируется в ней), то на уровне отдельных ее членов преобладают, как обычно говорят, деловые, профессиональные отно­шения, в принципе регулируемые при наличии противоречий и даже отдельных конфликтов. Если же группа представляет собой формальное объеди­нение, т.е. не объединена в деятельности профессио­нальными задачами, то между ее членами возмож­ны отношения и личные и безличные, и конфликт­ные и дружеские, но все они складываются сти­хийно.

В соответствии с этими различиями каждый член группы строит свою стратегию, а руководитель — стратегию группы в целом. Одни коллективы ори­ентируются на усредненного работника, т.е. не учи­тывается индивидуальность личности, ее особен­ности, возможности; другие строятся с учетом пер­спективы роста каждого, развития его способностей. При последней форме организации коллектива ма­териальные ресурсы направляются на профессио­нальный рост одного, на воспитание другого, на обучение третьего. А это в свою очередь является основным условием роста активности каждого уча­стника совместной деятельности.

 

Date: 2015-09-25; view: 320; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию