Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предупреждение физиологического утомления





В условиях дошкольного учреждения забота об охране нервной системе детей особенно необходима. Дети устают от длительного пребывания в большом коллективе, они ежедневно выполняют определенные обязательные задания, требующие не малых усилий, собранности, испытывают эмоциональные нагрузки. Все это при неблагоприятных условиях может создать предпосылки для перенапряжения нервной системы, а у детей дошкольного возраста в силу возрастных особенностей легко возникают ее расстройства. Поэтому так важна роль воспитателя в регуляции поведения детей, их деятельности.

Основное отличие нервной системы ребенка от взрослого заключается, прежде всего, в ее недостаточной морфологической зрелости. Это создает предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает ее особенно чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток. Другой особенностью нервной системы ребенка является слабое развитие процессов внутреннего торможения, которое происходит на более поздних возрастных этапах и от которого зависят способность управлять своим поведением, волевые качества. Недостаточное развитие тормозных процессов в центральной нервной системе у дошкольников создает условия для повышенной возбудимости нервных центров, что в свою очередь сказывается и на уровне физиологических возможностей организма, и на характере поведения, и на двигательной активности.

Утомление может возникать в связи с различными факторами: помимо нарушения режима, оно вызывается несоответствием умственных или физических нагрузок физиологическим возможностям организма, предъявлением к ребенку чрезмерных, повышенных требований в процессе воспитания, недостаточной продолжительностью сна, длительными отрицательными эмоциями.

Именно поэтому в дошкольном учреждении воспитатель, ежедневно проводя разнообразные формы работы с детьми, должен так организовать педагогический процесс, чтобы утомление детей, возникшее в результате их деятельности, легко устранялось своевременным отдыхом, сменой действий и позы. Если воспитатель будет придерживаться гигиенических и педагогических рекомендаций к организации разных видов деятельности и отдыха дошкольников, то все виды работы, которые дети осуществляют в течение дня, не только не приведут к развитию утомления и переутомления, но и будут служить основой совершенствования физиологических возможностей организма.

Дети первых лет жизни быстро утомляются. Утомление ведёт к различным изменениям в поведении: нарушаются сформированные умения, появляются признаки негативного, отрицательного отношения к взрослым, агрессивного отношения к сверстникам, появляются отрицательные привычки (сосание пальца, раскачивание и т.п.). У ребёнка пропадает аппетит, нарушается сон (может заснуть за столом, но не заснуть в положенное время). Поэтому обязательным условием предупреждения переутомления является организация режима дня.

 

Состояние Внешние проявления (по Н.А. Аксариной) Пути преодоления
Утомление · Нарушение недавно сформированных умений · Нарушение координации мелких движений, замедленность их · Длительные отвлечения · Примитивные манипуляции · Появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений (сосание пальцев, раскачивание…) · Повышенная раздражительность · Зевота · Учитывать возрастную особенность – ребёнок не способен сразу, немедленно выполнить то или иное указание, прекратить игру или начать новую · Педагогические требования высказывать, как предупреждение о необходимости закончить игру, терпеливо ждать (требование «сейчас же прекрати игру» может вызвать слёзы), если нужно спокойно напомнить ещё раз · Разговаривать ровным и спокойным тоном · Обращать внимание на положительные стороны в поведении · Проветривать помещение · Использовать привлекательные мотивации · Оказывать помощь или поддержку при затруднении · Предоставление возможности движения. Движение – самое лучшее средство снятия утомления
Переутомление · Расстройства сна, головные боли · Нарушения в протекании психофизиологических процессов (внимание, восприятие, память) · Раздражительность, тревога · Угнетённое эмоциональное состояние · Снижение сопротивляемости организма к заболеваниям · Оптимизация режима дня. · Удлинение продолжительности сна. · Сокращение умственной нагрузки. Увеличение прогулок на свежем воздухе. · Рациональное питание, соответствующее образу жизни ребёнка

При организации режима важно учитывать, что способность быть активными в течение длительного времени у детей 2-3 лет значительно ниже, чем у детей более старшего возраста. Увеличение привычной деятельности приводит бодрствования приводит к недосыпанию, раздражительности, вялости, капризам.

Режим. Режим дня в группе раннего возраста должен предусматривать постепенность перехода от одного процесса к другому. При подготовке к прогулке, особенно в холодное время года, необходимо предусмотреть возможность более раннего выхода на участок тех детей, которых одели раньше.

По утрам ежедневно проводится утренняя гимнастика (4-5 мин). Важное место отводится двигательной деятельности детей на открытом воздухе. Ежедневно во время прогулки воспитатель организует подвижные игры и физические упражнения продолжительностью 5-10 мин.

При организации дневного сна укладывание и подъем осуществляются постепенно. Если к моменту подъема ребенок еще не проснулся, что может быть связано с поздним засыпанием или увеличенной индивидуальной потребностью во сне, ему нужно дать возможность проснуться самостоятельно.

 

В теплое время года игры, игры-занятия, гимнастика проводятся на воздухе.

Date: 2015-09-25; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию