Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Униатство





Униатская или грекокатолическая церковь была создана в Великом княжестве Литовском в результате Брестской церковной унии 1596 года, по которой православная церковь организационно объединялась с римско-католической церковью на условиях принятия католической догматики, подчинения папе римскому, но при сохранении православной обрядности[10]. Попытки объединения церквей принимались и ранее, так акт Флорентийской унии 1439 года был подписан митрополитом Исидором от имени Киевской митрополии, однако уния не была принята народом и духовенством. Большая часть епископов Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой поддержали Брестскую унию, в результате чего митрополия была переподчинена папе римскому, сумев сохранить все епархии в своём составе. В то же время противниками унии была сохранена и православная церковная организация, что обусловило параллельное существование двух Киевских митрополий: грекокатолической и православной. В свою очередь униаты для увеличения влияния среди населения создали собственную систему учебных заведений и церковных братств, активно участвовали в литературной полемике, занимались книгоизданием, но при этом перевод населения в унию сохранял насильственный характер. Постепенно авторитет униатской церкви рос, чему способствовало создание ордена базилиан, а также переход в грекокатоличество Мелетия Смотрицкого. В литургии униатская церковь использовала старославянский и местную форму русского языка. В XVIII веке началась постепенная латинизация униатской церкви, выраженная в перенимании латинского обряда, что противоречило условиям Брестского собора 1569 года. Проводниками латинизации были базилиане, происходившие в основном из польско-католических семей. Особое значение имел проведённый в 1720 году Замойский собор, постановивший унифицировать богослужение, приняв литургические книги, одобренные папской властью и отказавшись от использования некатолических изданий.

Грекокатолики (униаты) — неофициальное название (согласно нормам канонического права и традиции, их следует назвать «католики византийского обряда») католиков, принадлежащих к некоторым из Восточнокатолических церквей, которые следуют византийской литургической традиции.

Термин «грекокатолики» характерен для территорий исторически входивших в состав Австро-Венгерской империи, тогда как термин «униаты» использовался на землях Польского королевства и Великого княжества Литовского.

В узком смысле термин применяется к католическим церквям, в которых богослужение совершается по византийскому обряду на греческом языке:Греческая католическая церковь, Итало-албанская католическая церковь, Мелькитская католическая церковь.

В более широком смысле — также и к другим Восточным католическим церквям византийской традиции, богослужения в которых совершаются на других языках:Украинская, Русинская,Белорусская,Румынская, Болгарская, Словацкая, Венгерская, Албанская, Российская, Хорватская (Крижевицкая епархия), Македонская грекокатолическая церковь.

Украинская грекокатолическая церковь и Белорусская грекокатолическая церковь были созданы в результате заключения Брестской унии. Последователи унии, лица, придерживавшиеся грекокатолического (униатского) исповедания, именовались «униатами», причём это слово часто несло в себе негативные коннотации при употреблении со стороны Русской и Украинской православных церквей, а также в официальной советской историографии. В официальные именования соответствующих церквей слова «униатская», «униаты» не входят и в бытовом самоназвании членов этих церквей не употребляются.

27. Православная Церковь в эпоху социализма. Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября 1917; первым патриархом в послесинодальный период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский.

Вскоре после октябрьской революции 1917 года Православная церковь была отделена от государства, в 1918 году на территории, контролируемой большевиками, прекратилось финансирование духовенства и религиозного образования из казны; Церковь пережила ряд инспирированных властями расколов (Обновленческий, Григорианский и др.) и период гонений. После смерти Патриарха Тихона в 1925 году, власти не позволили проведение собора для избрания его преемника; патриаршим местоблюстителем стал митрополит Петр (Полянский), вскоре репрессированный.

Митрополиту Петру наследовал митрополит Сергий (Страгородский) (в период декабрь 1925 — 27 декабря 1936 года именовался Заместителем Патриаршего Местоблюстителя). В 1927 году митрополит Сергий издал Послание (известное как «Декларация»), в котором признал Советский Союз гражданской родиной, призвал членов Церкви к гражданской лояльности Советский власти, а также потребовал от заграничного духовенства полной политической лояльности к Советскому правительству. Послание привело к протестам и отказу подчинения ему со стороны ряда групп внутри Патриаршей Церкви и к образованию иных «староцерковных» организаций, не признающих законность церковной власти Заместителя Местоблюстителя, а также к «прекращению сношений» с Патриархией большинства русских епископов в эмиграции. По некоторым сведениям, в первые пять лет после большевистской революции было казнено 28 епископов и 1200 священников.

Основной мишенью антирелигиозной партийно-государственной кампании 1920-х и 1930-х годов была Патриаршая церковь, имевшая наибольшее число последователей. Почти весь её епископат, значительная часть священников и активных мирян, были расстреляны или сосланы в концлагеря; богословские школы и иные формы религиозного обучения, кроме частного, были запрещены. Основным инструментом проведения партийной политики в отношении Патриархии было 6-е отделение ОГПУ, возглавляемое Евгением Тучковым, который проводил политику разъединения и подчинения органам ОГПУ епископата и иных лиц духовенства и мирян.

В 1943 году произошло изменение государственной линии в отношении Патриаршей церкви, которой было отдано однозначное предпочтение перед обновленческими структурами, ранее, в 1922 году, признанными государственными органами как «Православная Российская Церковь» (обновленчество полностью распалось в 1946 году); Московская Патриархия была признана как единственная законная православная Церковь в СССР (без Грузии) всеми прочими поместными православными Церквами.

8 сентября 1943 года Собор епископов избрал митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший престол; было открыто несколько богословских школ (впоследствии семинарий и академий); тысячи храмов, открытых на территории, занятой германской армией, оставались открытыми после восстановления на территории советского контроля. С 1947 года, на идеологическом и пропагандистском уровне, началось некоторое ужесточение антирелигиозной политики, которое распространялось также и на РПЦ.

Новая волна антирелигиозной и антицерковной политики была инициирована в период между 1959 и 1964 годом, во время нахождения во главе СССР Н. С. Хрущева; жёсткая линия сохранялась и впоследствии. Ряд мирян и клириков в тот период участвовали в диссидентском движении, признавались впоследствии «узниками совести». Священник Глеб Якунин, Сергий Желудков и другие отбывали заключение в советских тюрьмах и в ссылке, защищая свободу вероисповедания. Среди заметных фигур того времени были священники Дмитрий Дудко и Александр Мень. Хотя последний сторонился практической работы в диссидентском движении и пытался больше сосредоточиваться на своём призвании пастыря и проповедника, имелась определенная связь между Александром Менем и другими диссидентами.

Церковь в СССР находилась под усиленным контролем со стороны спецслужб. Константин Харчев, председатель Совета по делам религий СССР (1984—1989), впоследствии объяснял: «Ни один кандидат на должность епископа или другую высокую должность, будь то член Священного Синода, не получал её без одобрения ЦК КПСС и КГБ». Профессор Натаниэль Дэвис обращает внимание на следующее: «Если епископы хотели защитить своих людей и сохранить должность, они должны были сотрудничать в какой-то степени с КГБ, с комиссарами Совета по делам религий, и с другими партийными и правительственными властями». Патриарх Алексий II, признавался, что епископы шли на компромиссы с советским правительством, включая его самого, и публично раскаивался в содеянных компромиссах.

К 1987 году число функционирующих церквей в СССР упало до 6893, а число функционирующих монастырей до всего лишь 15, из которых в двух (в Литве и Белоруссии) имелись 2 монашеские общины, мужская и женская. Кроме того, 2 монастыря находились за пределами СССР — в Святой Земле и на Афоне. В 1987 году в РСФСР, между 40 % и 50 % новорожденных (в зависимости от региона) были крещены и более 60 % умерших были похоронены по «христианскому обычаю» (благодаря получившему самое широкое распространение «заочному отпеванию»).

Начиная с 1987 года, в рамках проводимой при Михаиле Горбачеве политики гласности и перестройки, начался постепенный процесс передачи в пользование Патриархии, епархий и общин верующих зданий и имущества, ранее находившихся в церковном ведении; происходила либерализация режима контроля над религиозной жизнью и ограничения деятельности религиозных объединений. Важной вехой явился 1988 год — год празднования тысячелетия Крещения Руси, проведения юбилейного поместного собора РПЦ. Был снят запрет на освещение религиозной жизни в СССР по телевидению: впервые в истории Советского Союза люди смогли видеть прямые трансляции богослужений по телевизору.

 

28. Православие в современном мире: новые тенденции и традиции.

Православие, наряду с католицизмом и протестантизмом, — одно из направлений христианства. Сами термины «православие, православный» восходят к греческому глаголу «иметь правильное суждение, придерживаться верной точки зре­ния». В теологии этот термин впервые употребил задолго до рас­кола христианства на православие и католицизм видный ранне­христианский богослов Климент Александрийский. В силу исторических причин страны, где преобладающая либо значительная часть населения традиционно относится к православному вероисповеданию, расположены на территори­ях бывших Византийской и Российской империй: Российская Федерация, Украина, Армения, Грузия, Беларусь, Греция, Бол­гария, Сербия, Черногория, Кипр. В других странах этих регио­нов православными христианами являются целые этнические группы, как, например, копты в Египте, сербы в Хорватии и т.п. Кроме того, отдельные православные приходы имеются во мно­гих странах мира. Православная церковь, в отличие от католической, никогда не имела единого центра управления, подобного Ватикану. Фор­мально, вследствие возникшего в начале XX в. движения за объ­единение всех христианских церквей, Патриарх Константино­польский носит титул патриарха экуменического (вселенского), но никто в среде православного духовенства всерьез это не вос­принимает. На сегодняшний день существует 15 официально признан­ных автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Ан-тиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская (под ее юрисдикцией находится Японская автономная православная цер­ковь), Кипрская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Элладская (Греция), Румынская, Польская, Чехословацкая, Американская, Финская. Кроме того, существует множество не признанных официально автокефальных национальных церквей. Степень самостоятельности автокефальных церквей опреде­ляется соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила ей автономию. Главы автономных церквей избира­ются поместными соборами с последующим утверждением их патриархом автокефальной церкви. В административном отноше­нии автокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, викариаты, благочиния и приходы. Так, Русская православная цер­ковь имеет 5 экзархатов (Белорусский, Украинский, Западной Европы, Средней Европы, Центральной и Южной Америки). Без сомнения, самой мощной и влиятельной среди право­славных церквей на сегодняшний день является Русская право­славная церковь, которая считала и считает себя правоприемни-цей Византийской православной церкви. Во главе РПЦ стоит Патриарх Московский и всея Руси, который избирается пожиз­ненно Поместным собором. При патриархе учреждается Синод, состоящий из 6 постоянных и 2 временных членов. Под юрисдикцией Московской патриархии находятся мно­гие православные приходы за границей: во Франции, США, Гер­мании, Англии, Аргентине, Канаде и др. Подготовка кадров православных священнослужителей осу­ществляется в духовных учебных заведениях — академиях и се­минариях. Православное духовенство делится на белое (приходские священники) и черное (монашество). Среди белого обет без­брачия дают только представители высшего духовенства - ие­ромонахи. Монахи проживают и служат в монастырях, самые известные из которых - Троице-Сергиевская лавра, Кие-во-Печерская лавра, Александро-Невский, Почаевско-Успен-ский, Жировицкий.

 

Date: 2015-09-25; view: 363; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию