Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доказательство





p - рефлексивно, так как " аÎ Z a – a = 0×m Þ a p a.

p - симметрично, так как если a p b, то a – b = km, kÎ Z Þ

b – a =(-k)m, и -kÎ Z Þ bp a.

p - транзитивно, так как если a p b, и bp с, то a – b = km, где Z, b – c = lm, где Z Þ (a – b) +(b – c) = a – c = (k+l)m, и k+lÎ Z Þ a p с.

ÿ

Классы эквивалентных элементов по отношению p мы будем обозначать clp a или (если ясно, какое p имеется ввиду) cl a или . Очевидно, clp a = {b Î Z | bp a } =

= { b Î Z | b – a = km для некоторого k Î Z }=

= { b Î Z | b – a Î m Z } = { b Î Z | b Î a + m Z } = a + m Z.

Так как p - отношение эквивалентности на Z, то Z разбива­ется на непересекающиеся классы эквивалентных элементов.

Фактормножество Z/ p, то есть множество классов эквива­лентных элементов, мы будем обозначать Zm или Z/ (m).

Если bÎ cl a, то говорят, что b – представитель из cl a.

Очевидно, при m = 0 " a cl a = a, а отношение эквивалентности – это отношение равенства. Таким образом, при m = 0 Zm = Z.

Далее будем считать, что m ¹ 0.

Если a p b, то часто пишут a b(mod m) или a b(m), и говорят, что a и b сравнимы по модулю m. А классы эквива­лентных элементов называют классами вычетов по модулю m или классами по модулю m.

Разделим a и b на m с остатком. Пусть a = mq1 + r1,

b = mq2 + r2, где 0 £ r1< m, 0 £ r2< m. Очевидно, a - r1= mq1,

то есть m|(a – r1) Þ = . Аналогично, = .

Утверждение. = Û r1= r2.

Доказательство. Ü. Пусть r1= r2. Тогда = = = .

Þ. Пусть = , и r1 ¹ r2, например, r1 >r2. Тогда = = =

Þ r1p r2 Þ m| (r1 - r2). Но 0 < r1 - r2 < m. Получили противо­речие, то есть r1= r2.

ÿ

Из утверждения мы получаем, что различных классов по модулю m ровно столько, сколько существует различных ос­татков от деления на m, то есть существует m различных классов, и Zm = { , , ,…, }.

Очевидно, = , = , = , = .

Зададим на Zm структуру кольца.

I.Определим операции сложения и умножения так:

пусть + = , × = .

Докажем корректность нашего определения, то есть неза­висимость его от выбора представителей в классах.

Пусть a1Î , b1Î , то есть = , = . Тогда

a1= a + km, b1= b + lm, и a1+ b1= a + b + (k + l)m,

a1 b1= ab +(kb + al + klm)m Þ (a1+ b1)p (a + b), (a1 b1)p(a b) Þ = , = . Корректность доказана.

II. Проверим свойства операций.

1. ( + )+ = + = = = + =

= +( + ) – это свойство ассоциативности сложения в Zm следует из ассоциативности сложения в Z.

2. Так как " Î Zm + = , то в Zm $ нейтральный

элемент по сложению.

3. Так как " Î Zm + = , то " Î Zm $ проти­воположный элемент по сложению: - = .

Свойства 4, 5, 8, 9 из определения кольца следуют из соот­ветствующих свойств кольца целых чисел и доказываются так же, как и свойство 1.

Упражнение. Доказать свойства 4, 5, 8, 9.

6. Так как " Î Zm × = , то в Zm $ нейтральный

элемент по умножению.

Таким образом, мы доказали, что Zm - АКУ-кольцо.

Пример. Выпишем таблицы сложения и умножения для Z6.

 

Таблица сложения   Таблица умножения
+   х
 
 
 
 
 
 

 

Так как × = , то и в Z6 являются делителями нуля. В то же время × = , то есть - обратимый элемент в Z6.

Утверждение. Элемент Î Zm обратим Û НОД(a,m)= 1.

Date: 2015-09-25; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию