Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая геология для экологов»Стр 1 из 37Следующая ⇒ РЕЦЕНЗИЯ на книгу Г.Б.Наумова, Л.В.Константиновской, А.В.Арешина Общая геология для экологов». Авторы предлагаемой книги Л.В.Константиновская и Г.Б.Наумов имеют множество научных публикаций и большой опыт преподавания студентам. Г.Б.Наумов – доктор геолого-минералогических наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного геологического музея им В.И. Вернадского РАН, действительный член Российского минералогического общества. Основная научная специализация – геохимия. Л.В.Константиновская - кандидат геолого-минералогических наук, доцент Российского университета дружбы народов, секретарь секции «Математика в геологии» Московского общества испытателей природы, действительный член Академии прогнозирования (руководитель секции «Безопасность: угроза со стороны Космоса»). Основное научное направление – космические причины некоторых геологических процессов. А.В.Арешин – ст. преподаватель кафедры геологии Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева. Общеизвестно, что теоретической (общенаучной) задачей геологии является создание общей теории строения и эволюции Земли. В своем развитии Геология опиралась на различные естественные науки, прежде всего это физика, химия и астрономия. В последнее время благодаря быстрому развитию технических возможностей (особенно в области космических исследований) в геологических науках было получено много новых эмпирических данных, которые изменили представления ученых о происхождении и путях развития нашей планеты. Так фундаментальные геохимические данные и изучение Солнца внесли глубокие изменения в понимание процессов, происходивших в земной коре и на ее поверхности. Новейшие открытия органично входят в современную геологию, но еще слабо отражены в учебной литературе по общей геологии. А новые научные данные необходимо учитывать при подготовке не только геологов, но и экологов, поскольку эволюция Земли определяется системой факторов. Системный подход позволяет не только лучше понять прошлое, зависящее от таких процессов, как метасоматические изменения пород, природные катастрофы и другие явления, связанные с переносом вещества и энергии, но и позволяет решать современные актуальные экологические проблемы. Данное учебное пособие этим и отличается от других изданий по геологии.
Доктор геолого-минералогических наук, профессор МГОУ, академик РАЕН и МАМР С.Л.Афанасьев
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 часть
ПРЕДИСЛОВИЕ Во второй половине ушедшего ХХ века в геологических науках благодаря быстрому развитию технических возможностей было получено много новых эмпирических данных, существенно изменивших наши представления о происхождении и путях развития планеты Земля. Большинство этих изменений были отражены в учебниках по общей геологии. Достаточно назвать учебник «Геология» Н.В.Короновского и Н.А.Ясоманова, выдержавшего 5 изданий, «Общая геология» под редакцией А.К.Соколовского (М.: КДУ, 2006), составленному на базе новейших материалов по детальному изучению геологии океана, новой геофизической информации, интерпретации космохимических данных. Если новая геофизическая информация существенно повлияла на наши представления о внутреннем строении нашей планеты, то фундаментальные геохимические данные внесли не менее глубокие изменения в понимание процессов, происходивших в земной коре и на ее поверхности. Мы теперь знаем, что весь кислород современной атмосферы биогенного образования, накопление мощных толщ известняков и мраморов связана с кальциевой функцией живых организмов, а вся вода гидросферы могла бы пройти через биосферу всего за 3.2 млн. лет. Изотопные данные не только надежно устанавливают присутствие бесскелетного живого вещества задолго до появления его палеонтологических останков, но и дают температурные оценки геологических объектов, трассируют пути миграции отдельных элементов в недрах земной коры и на ее поверхности. Все эти данные уже органично входят в современную геологию, но пока еще слабо отражены в учебной литературе по общей геологии. Не случайно Президент Российской Федерации на Деловом Саммите Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества в 2000 г. сказал: «Еще наш соотечественник Владимир Вернадский в начале двадцатого века, создал учение об объединяющем человечество пространстве – ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природы и общества, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития»[1]. Коротко и ясно. Все это необходимо учитывать при подготовке специалистов не только геологических, но и других направлений естественнонаучного знания и особенно экологического профиля. В последнее время появились специальные учебные пособия по биосфере. Однако эти сведения должны даваться в комплексе с данными о строении и истории развития земной коры и планеты в целом. Их практическое значение вырисовывается достаточно ярко в комплексе, поскольку эволюционное развитие Земли определяется системой факторов. «Систематическое изучение объектов природы и её самой как “целого” - неизбежно вскрывает черты строения, упускаемые при аналитическом подходе к ним, и дает новое»[2]. Системный подход позволяет лучше понять такие процессы как формирование геохимических барьеров, природные буферные реакции, метасоматические изменения пород и другие явления, связанные с переносом вещества и энергии, которые необходимы не только для восстановления прошлого, но и для решения текущих актуальных проблем. Целое может быть даже более простым, чем составляющие его части. Этим данный учебник отличается от других схожих изданий.
|