Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая характеристика театра военных действий





 

 

Московская операция развернулась на обширном пространстве, границами которого можно принять:

– на севере – река Волга, от Калязина до Ржева;

– на западе – рокадная железнодорожная линия Ржев, Вязьма, Брянск (до Дятьково);

– на юге – условная линия Ряжск, станция Горбачево, Дятьково;

– на востоке – Калязин, Рязань, Ряжск.

Расстояние по прямой линии: от Калинина до Москвы – 160 км; от Москвы до Тулы – 170 км; от Вязьмы до Рязани – 350 км.

Поверхность театра представляет обширную равнину, покрытую рядом небольших плоских возвышенностей и грядами небольших холмов. Среднерусская возвышенность входит в границы театра своей северной частью. Она имеет мягкий рельеф местности и не препятствует действиям крупных войсковых масс; только в районе Тулы и Калуги попадаются значительные овраги с крутыми берегами и реки, протекающие в глубоких долинах, могущие затруднить передвижения войск.

В северо-западной части театра тянется Смоленско-Московская гряда, в общем направлении от Смоленска через Вязьму и Гжатск на Клин. Средняя высота этой гряды 200-250 м; наивысшая точка – высота 286 – находится около Волоколамска. Продолжением Смоленско-Московс-кой гряды является Клинско-Дмитровская гряда, проходящая от Клина через Дмитров на Юрьев-Польский до Владимира.

Низменности встречаются на всем пространстве театра и обычно тянутся вдоль рек. Более значительные низменности, имеющие закрытый, лесисто-болотистый характер, находятся на севере – в районе Талдом, Московское море и на юго-востоке от Москвы (Мещерская низина), в полосе между рекой Клязьма и реками Москва и Ока, а также вдоль северного берега реки Ока в районе Серпухов, Коломна. В ходе операций существенное влияние оказали низменности, расположенные западнее города Москвы, по течениям небольших рек (Лама, Руза, Нара и др.).

Леса покрывают около 25% всей поверхности, они находятся преимущественно в северо-восточной и центральной частях театра. Наиболее крупные лесные массивы располагаются главным образом в низменностях, по долинам рек, а также в озерных и болотистых районах, вследствие чего доступность этих участков затрудняется. В южной части театра лесов меньше, и местность носит более открытый характер.

Из больших рек следует отметить: в северной части театра – река Волга (ширина у Ржева 100 м, у Калинина 150-200 м, имеются броды; далее на восток ширина реки возрастает), в южной – река Ока (ширина до Белева 70-90 м, у Калуги 150 м, у Серпухова 300 м). Волга, протекающая в общем направлении на северо-восток, разъединяет вместе с водными системами Московского моря и Волжского водохранилища войска, действующие с запада на восток. Она прикрывает также Московский район с севера. Река Ока до Калуги течет с юга на север, образуя оборонительный рубеж в меридиональном направлении. Далее она поворачивает на северо-восток и разъединяет таким образом войска, действующие в широтном направлении. Вместе с тем она прикрывает Московский район с юга.

Между этими двумя крупными водными рубежами (река Волга, река Ока) лежит широкая полоса местности (220 км по линии Ржев, Калуга) с кратчайшими и наиболее удобными путями на Москву, по которым, направляясь от "Смоленских ворот", не раз вторгались враги с запада в пределы Русского государства в различные периоды истории. Здесь же, в центральной части полосы, западнее города Можайска, находится знаменитое Бородинское поле сражения, где в 1812 году впервые померкла слава Наполеона.

Река Москва к западу от города Москвы имеет небольшие размеры (ширина около 50 м); начиная от канала Москва – Волга ширина увеличивается и достигает 100-300 м. Канал Москва – Волга шириной 80-90 м (местами больше) и глубиной 5-6 м со своими крутыми берегами представляет серьезное оперативное препятствие. На рубеже его захлебнулось наступление немцев к северу от Москвы.

В соответствии со сложившейся оперативной обстановкой значительную роль в качестве оборонительных рубежей сыграли небольшие речки западнее Москвы: Лама, Руза, Нара, текущие приблизительно в меридиональном направлении. Данные о них приводятся и описании соответствующих операций.

Озера и искусственные водохранилища расположены главным образом в северной части театра. В районе Московского моря и Истринского водохранилища разыгрались крупные боевые действия.

Средняя температура для Московского района: ноябрь – 3°, декабрь – 8°, январь -11° ниже нуля. Однако зима 1941/42 года была очень суровой, с большим снежным покровом. Средняя температура зимой 1941/42 года была следующей: в ноябре – 5°, в декабре – 12°, в январе – 19° ниже нуля. В отдельные периоды морозы в январе доходили до минус 35° – минус 40°. Толщина снежного покрова достигала 50-65 см.

Пути сообщения получили здесь хорошее развитие. Наиболее густая сеть железных, шоссейных и грунтовых дорог, а также большое количество водных путей находятся в средней части театра, в Московском районе. Центральным узлом железнодорожной сети не только для Западного фронта, но и для всей европейской части Союза является Москва, к которой с разных сторон подходит 11 железнодорожных линий с общей мощностью (по мирному времени) свыше 500 пар поездов в сутки. Сеть шоссейных дорог имеет в основном радиальное начертание (так же, как и сеть железных дорог) с центром – городом Москва. Отсюда расходятся важнейшие шоссейные дороги в направлениях на Ленинград, Варшаву, Харьков, Воронеж, Горький и др. Мощной автомобильной магистралью является автострада Москва-Смоленск; размеры подвоза по ней (по данным мирного времени) определяются приблизительно в 10-15 пар поездов. Однако радиальное направление железных и шоссейных дорог и отсутствие рокад заставляли производить перевозки войск и грузов в основном через московский узел. Это вызывало затруднения при осуществлении перевозок с востока на запад и обратно.

В непосредственном тылу войск Западного фронта находилась Москва – столица Советского Союза, политический, экономический и культурный центр великой страны. Москва – один из крупнейших городов мира, с патриотически настроенным населением, с многочисленным и героическим рабочим классом, с новейшей мощной современной техникой. Она является важнейшим узлом железных, шоссейных, грунтовых дорог, водных путей и путей воздушных сообщений Союза. Столь важное политическое и военное значение Москвы в значительной степени определяло характер операций Западного фронта.

В оперативно-стратегическом отношении обладание Московским районом давало ряд преимуществ войскам Красной Армии над противостоящими силами врага. Москва активно помогала фронту людьми, техникой, всей своей мощной организацией. Она усиливала нашу оборону и наступление и укрепляла наше положение на фронте и в тылу. Владение Московским районом создавало благоприятные условия для осуществления быстрого маневра войск Красной Армии почти в любом направлении.

Для защиты Московского района в ходе войны был построен ряд оборонительных рубежей и укрепленных районов.

Поэтому нахождение Москвы в непосредственном тылу Западного фронта благотворно отразилось на действиях его войск, обеспечивая их устойчивость, непрерывный приток сил и маневрирование. Оставление Москвы (даже временное) не только являлось бы фактом большого политического значения, но и резко ухудшило бы оперативное и стратегическое положение Западного фронта, отразилось бы на других фронтах, затруднило бы их связь и взаимодействие. Под Москвой врага нужно было во что бы то ни стало остановить и разбить.

Рассматриваемый театр военных действий охватывал одно важнейшее стратегическое направление – Московское. Это стратегическое направление включало в себя три основных операционных: направления (считая с севера на юг):

1. Калининское – связывающее Западный театр с Северо-Западным театром и с Ленинградом. В процессе развития обстановки калининское направление выделилось как самостоятельное оперативно-стратегическое направление, с развертыванием на нем значительных сил и особого фронтового управления.

2. Собственно московское – центральное и важнейшее, непосредственно прикрывающее подступы к столице. О нем будет сказано более подробно при рассмотрении Подмосковья.

3. Тульское – прикрывающее важный объект, промышленный район и узел путей – Тулу и связывающее Западный фронт с Юго-Западным. Тульское направление приобрело крупное значение в ноябре в связи с неблагоприятной обстановкой на стыке с Юго-Западным фронтом вследствие отхода правофланговой армии этого фронта и образовавшегося разрыва между фронтами до 40-60 км. В дальнейшем на тульском операционном направлении успешно наступали армии левого крыла Западного фронта.

В пределах Подмосковья (по ходу военных действий в ноябре – декабре 1941 года) определились следующие частные операционные направления (с севера на юг):

1. Клинское – находившееся вблизи стыка двух фронтов и выводившее в обход Москвы с севера на Дмитров, Загорск в тыл войскам Западного фронта. Наличие двух шоссе, идущих в юго-восточном направлении к Москве, создавало также удобства для действий подвижных соединений из района Клин, Рогачево непосредственно против столицы.

2. Волоколамское – включавшее шоссе Волоколамск-Москва и позволявшее осуществить охват столицы с северо-запада.

Хорошо развитая сеть путей сообщения к северу и северо-западу от Москвы в пределах этих двух операционных направлений и их выгодное фланговое положение в отношении столицы способствовали тому, что вначале действия северной обходящей группы немецко-фашистских войск, а затем контрнаступление наших армий правого крыла Западного фронта развертывались преимущественно на этих направлениях. Здесь происходили решающие события.

3. Звенигородское – допускавшее движение от города Руза на Звенигород севернее рубежа реки Москва. Немцы воспользовались этим направлением в ноябре для действий в обход важного можайского направления, которое было прочно закрыто с фронта.

4. Можайское – включавшее в себя наиболее короткие пути на Москву с запада и от Москвы на запад, имеет хорошо развитую сеть дорог (автострада, Можайское шоссе). Однако его серединное положение между другими возможными направлениями способствовало тому, чтодействия обеих сторон здесь фактически приняли характер лобового наступления, фронтальных столкновении и прорывов обороны противника.

5. Малоярославецкое – выводящее на Москву а юго-запада, через Наро-Фоминск и Подольск. Оно включает важную автомагистраль – шоссе Москва-Брест-Варшава.

В пределах этих двух направлений, пересекаемых рядом оборонительных рубежей (например, река Нара, река Протва), происходили упорные фронтальные бои обеих сторон, и события развертывались щесь медленнее, чем на обоих крыльях. Здесь безуспешно пыталась прорваться на Москву и расколоть наш фронт центральная группировка немецко-фашистских войск, встретив упорное сопротивление серединных армий Западного фронта. Здесь же в дальнейшем проводились на-с гупательные операции армиями нашего центра.

6. Серпуховское – включающее кратчайшие подступы к Москве с юга, а также выводящее в обход Москвы с юго-востока, через Коломну и Бронницы. Два основных шоссе ведут из района Серпухов, Кашира к столице.

На серпуховском и тульско-рязанском направлениях после преодоления кризиса, вызванного наступлением немецко-фашистских войск в районе Тулы, развернулись в декабре – январе успешные маневренные операции армий левого крыла Западного фронта.

Аэродромная сеть военно-воздушных сил Красной Армии к половине ноября включала в себя 85 аэродромов; около половины из них были свободными; часть аэродромов находилась в процессе строительства. Большая часть аэродромной сети прифронтовой полосы создавалась в период подготовки операции. Аэродромная сеть вполне обеспечивала базирование наличных сил и имела значительный резерв незанятых аэродромов. По качеству оборудования она уступала аэродромной сети противника, что стесняло маневр нашей авиации в плохую погоду.

Аэродромная сеть немецкой авиации состояла из аэродромов, расположенных на нашей территории, временно оккупированной противником. Аэродромы в большинстве были действующие и пригодные для полетной работы. Основные аэродромы имели взлетно-посадочные полосы, что позволяло производить полеты вне зависимости от размокания грунта на аэродромах. Главные базовые аэродромы располагались в районе Витебск, Орша, Рославль, Смоленск. Аэродромы передовой зоны находились в 30-50 км от линии фронта.

Таким образом, по устройству поверхности и развитию путей сообщения театр военных действий допускал крупные маневренные операции обеих сторон с использованием всех видов современной техники. Силы и средства Московского района, находившегося в непосредственном тылу войск Западного фронта, улучшали положение и облегчали ведение оборонительных и наступательных действий армиями этого фронта. Здесь, на подступах к Москве, развернулись наиболее яркие и важнейшие события описываемого периода Отечественной войны.

 

 

Date: 2015-09-22; view: 738; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию