Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть пятая: История





История индейских сапатистских повстанческих муниципалитетов сравнительно молода, им исполнилось семь лет и идет восьмой. Несмотря на то, что об их создании было объявлено при прорыве окружения в декабре 1994 года, начало их реального фукционирования заняло еще некоторое время.

Сегодня осуществление индейской автономии на сапатистских землях стало реальностью и мы можем с гордостью сказать, что процесс этот был возглавлен самими общинами. При этом САНО лишь сопровождало их и вмешивалась только в случае конфликтов или серьезных отклонений. Поэтому представительство САНО не совпадало с представительством автономных общин. Общины сами выступали с разоблачениями, просьбами, разъяснениями, заключали соглашения и договора о побратимстве (многие индейские сапатистские повстанческие муниципалитеты поддерживают родственные отношения с муниципалитетами других стран, в основном Италии). И если сейчас автономные власти обратились к САНО с просьбой о выполнении функций по их представительству — это лишь потому, что они вступили в новый, более высокий этап развития организации и когда эта реальность стала всеобщей, один или несколько муниципалитетов не могли заявить об этом от имени всех. Поэтому мы договорились о том, что САНО сообщит об этих сегодняшних переменах.

Проблемы предыдущего периода автономных властей можно разделить на два типа; те, что были связаны с их отношениями с мексиканским и международным гражданским обществом, и те, что были связаны с их самоуправлением, то есть отношения с сапатистскими и несапатистскими общинами.

В отношениях с мексиканским и международным гражданским обществом, главная проблема заключается в том, что развитие автономных муниципалитетов, общин из которых они состоят и сапатистских семей, в них живущих, неравномерно. То есть, более известные автономные муниципалитеты (как например те, что были центрами уже не существующих Агуаскальентес) или те, что более доступны (расположенные ближе к городам или к которым есть дороги) получают больше проектов и больше поддержки. То же самое происходит и с общинами. Самые известные из них, и те, что находятся возле шоссе пользуются большим вниманием со стороны «гражданских обществ».

В случае сапатистских семей, обычно бывает, что представители «гражданского обществ», во время посещения общин, работы над проектами или проживания в «лагерях по поддержанию мира», устанавливает особые отношения с одной или несколькими семьями общины. Логично, что благодаря их приглашению для участия в совместных проектах, подаркам и особому вниманию, у этих семей появляются преимущества над другими, хотя и те и эти являются сапатистскими. Кроме того, часто те, у кого из-за должности, занимаемой в общине, автономном муниципалитете, регионе или зоне больше контактов с гражданским обществом, получают больше внимания и всяческих «подарков», чем другие, что дает повод для обсуждения этого в общинах и не соответствует сапатистскому критерию «каждому по потребности».

Я хочу пояснить здесь, что речь идет ни о каких-то порочных связях, ни о том, что кто-то высокомерно назвал «антиповстанческой борьбой из благих намерений», мы говорим о нормальных для человеческих отношений вещах. Тем не менее, если мы сами не создадим противовеса для этих привилегированных отношений, они могут нарушить равновесие в общественной жизни.

Что касается отношений с сапатистскими общинами, принцип «править подчиняясь» применялся безо всяких исключений. Власти должны были контролировать выполнение договоренностей общин, их решения должны были сообщаться регулярно и «вес» коллектива, вместе с «глашатаем», действовавшим в каждой из общин, превращались в надежного контролера, уйти от взгляда которого очень сложно. Тем не менее, бывали случаи когда кто-то позволял себе нарушить эти правила и ступить на путь коррупции. Но обычно длилось это недолго. В общинах невозможно скрыть факта незаконного обогащения. Виновный наказывался тем, что его обязывали сделать коллективным и вернуть общине то, что он незаконно присвоил.

Если же коррумпировался, отклонялся от этих норм или, используя местный термин «становился безельником» кто-то из властей, он немедленно снимался с должности и заменялся другим. В сапатистских общинах должности властей никак не оплачиваются (в течение периода, когда кто-то занимает руководящий пост, община помогает ему в содержании семьи), воспринимаются всеми как работа в пользу коллектива и их занимающие постоянно меняются. Нередко коллектив назначает на эти должности в наказание за инертность или неучастие кого-то из своих членов в решении общих вопросов, например, когда кто-то регулярно отсутствует на общинных ассамблеях, его наказывают, назначая на должность муниципального агента или общинного уполномоченного.

Эта форма «самоуправления» (которую я здесь крайне резюмирую) — не изобретение или нечто привнесенное САНО. Она происходит из гораздо более давних времен, и когда родилась САНО, она здесь уже довольно давно действовала, правда, только на уровне каждой из общин.

И уже в результате быстрого роста САНО (который, как я уже объяснял, происходил в конце 80-х), эта практика с местного уровня, распространяется на региональный. Действуя, через местных (т.е. ответственных за организацию в каждой из общин), региональных (ответственных за группу общин) и зональных (ответственных за группу регионов) уполномоченных, САНО увидела, что те, кто не справлялись с работой, естественным путем заменялись другими. Хотя, поскольку речь шла о военно-политической организации, в этом случае окончательное решение принималось командованием.

Этим я хочу сказать, что военная структура САНО в некоторой степени «заражала» традицию демократии и самоуправления. САНО была, если можно так выразиться, одним из «антидемократических» элементов в прямых демократических отношениях общин (другой антидемократический элемент — это Церковь, но эта тема для отдельного разговора).

Когда автономные муниципалитеты начинают действовать, правительство самоуправления не только переходит с местного уровня на региональный, но и отрывается (в смысле тенденции) от «тени» структуры военной. САНО никоим образом не вмешивается в процесс назначения или снятия с должностей автономных властей и, исходя из того, что САНО принципиально не стремится ко власти, она только ограничивается контролем над тем, чтобы никто из военного командования или членов Подпольного Революционного Индейского комитета не занимал никаких руководящих постов в общинах или автономных муниципалитетах. Те кто решают участвовать в автономных правительствах, должны полностью отказаться от организационных должностей внутри САНО.

Не буду долго распространяться по поводу функционирования Автономных Советов, у них в качестве поручительства своя собственная форма работы («своя манера», говорим мы), и немало национальных и международных «гражданских обществ» являются свидетелями их работы и сотрудничают с ними напрямую.

Тем не менее, я не хочу, чтобы из всего этого сложилось впечатление, что речь идет о чем-то совершенном и чтобы вы это идеализировали. «Править подчиняясь» на сапатистких землях — это лишь тенденция, не застрахованная от всяческих спадов-и-подьемов, противоречий и отклонений, но эта тенденция — ведущая. То, что она сработала в пользу общин, говорит тот факт, что им удалось выжить в тех экстремальных условиях преследований, запугивания и бедности, каких в мировой истории немного. И они не только выжили, автономные советы смогли, при фундаментальной поддержке «гражданских обществ», справиться с титанической задачей — создать материальные условия для сопротивления.

Ответственные за правление на повстанческой территории, без какой бы то ни было институционной поддержки и в условиях преследований и запугивания, автономные советы сосредоточили свою деятельность на двух главных аспектах — здравоохранении и образовании.

В сфере здравоохранения, они не ограничились строительством больниц и аптек (всегда при поддержке «гражданских обществ», не будем забывать об этом), но и сформировали собственных ответственных за вопросы по охране здоровья и проводят постоянные кампании по общественной гигиене и профилактике болезней.

Одна из этих кампаний чуть не закончилась для меня критикой на ассамблее (не знаю, известно ли вам, что значит быть критикуемым на ассамблее, если нет, могу лишь сказать что ад должен быть чем-то похожим) и попадением «под взгляд» общины (то есть, когда все на тебя смотрят, но этим взглядом, от которого мороз по коже, в общем, нечто вроде чистилища). Это было, кажется в Ла-Реалидад, я находился там временно и переночевал в одном из домов, которые есть у компас[137] для таких случаев. В этот день «комитет по здравоохранению» общины проверил туалеты каждого дома (была договоренность, во избежание распространения болезней, засыпать регулярно туалеты известью или пеплом). Разумеется, в нашем туалете не было ни извести, ни пепла. «Комитет по здравоохранению» мне сказал любезным тоном: «товарищ субкоманданте Маркос, выполняя договоренность общины мы проверяли туалеты и в вашем туалете нет ни извести, ни пепла, поэтому вы должны исправить это и завтра мы придем и проверим». Я начал что-то бормотать о срочной поездке, о хромоте моего коня, о незаконченных коммюнике, о перемещениях военных, о боевиках и не помню о чем еще. Члены «комитета по здравоохранению» терпеливо все это выслушали, и когда я замолчал только сказали: «это все, товарищ субкоманданте Маркос». Разумеется, на следующий день, когда «комитет по здравоохранению» вернулся, в туалете были пепел, известь, песок... не хватало только цемента, и то, лишь потому, что мне его не удалось найти, а то бы я просто залил навсегда этот злосчастный туалет цементом.

В области образования, на землях, на которых никогда не было ни школ, ни тем более, учителей, Автономные Советы (при помощи «гражданских обществ», я не устану напоминать об этом) построили школы, подготовили ответственных за образование и в некоторых случаях даже разработали собственные образовательные и педагогические программы. Учебники по обучению грамоте и книги с текстами составляются самими «комитетами по образованию» и ответственными за образование, при участии представителей «гражданских обществ», являющихся специалистами в этих вопросах. В некоторых из регионов (не во всех, правда), удалось добиться даже того, что девочки, традиционно отлученные от всех процессов познания, тоже начали ходить в школу. Несмотря на то, что женщин уже не продают и все они свободно выбирают себе мужа, на сапатистских землях все еще существует то, что феминисты называют «дискриминацией по половому признаку». Так называемый «революционный закон о женщинах» еще весьма далек от выполнения.

Продолжая разговор об образовании, в некоторых местах сапатистские базы договорились с учителями из демократической части Профсоюза Учителей (с теми, кто не являются сторонниками Гордильо) о том, чтобы те не занимались антиповстанческой деятельностью и уважали образовательные содержания, рекомендованные Автономными Советами. Эти демократичексие учителя (сапатисты, потому что как бы они себя не называли, они тоже сапатисты) смогли соблюсти эту договоренность и прекрасно выполнили свою работу.

Это правда, что ни службы здравоохранения, ни службы образования не коснулись пока всех сапатистских общин, но их значительное число, большинство, уже имеет возможность достать лекарство, принять врача и при необходимости найти машину, чтобы в случае серьезной болезни или несчастного случая отвезти пациента в город. Ликвидация безграмотности и начальная школа — явление все еще далеко не повсеместное, но в одном из регионов уже есть даже автономная средняя школа, и она в эти самые дни «выпускает» новое поколение учеников, среди которых есть и мужчины и (внимание!) индейские женщины.

Несколько дней назад мне показали учебные дипломы и грамоты Средней Автономной Повстанческой школы. Мое скромное мнение заключалось в том, что все эти документы лучше делать из жевательной резинки, потому что вверху они озаглавлены «САНО. Сапатистская Армия Национального Освобождения», и ниже читается (по испански и на цоциле) «Автономная Повстанческая Сапатистская Образовательная Система Национального Освобождения» (имеется в виду та, что действует в Лос-Альтос, потому что в других зонах есть другие образовательные системы) подтверждает, что ученик (-ица) _________________ успешно прошел (-ла) три года обучения Автономной средней школы, согласно Сапатистским Планам и Программам в САПСШ, Средней Автономной Повстанческой Сапатистской школы «1 января 1994 г.» получив среднюю оценку в _____ баллов. За это наша Образовательная Система благодарит его (ее) за приложенные усилия и вклад в борьбу по сопротивлению и призывает его (ее) поделиться с нашими народами тем, что народ ему (ей) дал». И дальше читается: «За образование, которое освобождает!, За научное и народное образование! Я приду на службу моему народу». Так что в случае задержания властями, ученик не только не сможет показать этот документ, но еще и должен будет съесть его, поэтому лучше его делать из жевательной резинки. Есть еще аттестат (называемый здесь «признанием»), в котором перечислены предметы (на самом деле, это не предметы, а «аттестации»), которые преподаются: гуманизм, спорт, искусство, размышления о реальности, общественные науки, природоведение, размышления о родном языке, общение, математика и производство и общественно-полезная деятельность. Существуют только две оценки: «А» («аттестация апробирована») и «АНА» («аттестация не апробирована»). Я знаю, что «Аны», живущие в мире обидятся, но я ничего не могу с этим сделать, как я уже говорил, автономия есть автономия.

Образование бесплатно и «комитеты по образованию» стремятся (повторяю, с помощью «гражданских обществ»,) к тому чтобы у каждого ученика без какой либо платы за это, была своя собственная тетрадь и своя собственная ручка.

В сфере здравоохранения предпринимаются усилия, чтобы оно тоже было полностью бесплатным. В некоторых сапатистских клиниках консультации, лекарства и операции (когда они необходимы и их проведение в наших условиях возможно) уже полностью бесплатны и во всех остальных оплачивается только стоимость лекарства. Консультации и услуги врачей бесплатны всегда. Наши клиники опираются на поддержку и прямое участие специалистов, хирургов, врачей, медсестер и медбратьев из мексиканского и международного гражданского общества, а так же на студентов и выпускников факультетов медицины и одонтологии из УНАМ[138], УАМ[139] и других высших учебных заведений. Работающие в наших клиниках врачи не берут за это ни одного песо и часто сами из своего кармана покрывают многие расходы.

Я знаю, что читая это, многие уже подумали, что это становится похожим на правительственный отчет, и необходимо только добавить, что «число бедных сократилось» или какой-нибудь «фоксизм» наподобие. Но нет, число бедных здесь возрасло, потому что возрасло число сапатистов, а одно влечет за собой другое.

Поэтому я хочу напомнить, что все это происходит в условиях крайней бедности, постоянной нехватки технических возможностей и знаний, кроме того, правительство делает все от него зависящее, чтобы блокировать проекты, происходящие из других стран.

Недавно мне рассказывали некоторые «гражданские общества», каких страданий им стоила доставка сюда холодильника, работающего на солнечной энергии. Проект состоит в организации прививок для детей, но в большинстве общин нет электроэнергии, или если она есть, нет холодильника. А холодильник нужен для сохранения вакцин до момента их инъекции. И для того, чтобы привезти сюда этот холодильник, было необходимо осуществить целую массу бюрократических процедур и, как нами выяснилось, в стране есть только одна организация, которая имеет право быстро и просто доставить все что угодно из-за границы — это «Фонд Вперед, Мексика» Марты Саагун де Фокс. Разумеется, к этому рекламному агентству никто обращаться не стал. Все бюрократические процедуры были пройдены, и холодильник пусть поздно, но доберется сюда и все прививки будут сделаны.

Кроме тем образования и здравоохранения, Автономные Советы рассматривают и проблемы, связанные с землей, работой и торговлей, где тоже есть сдвиги к лучшему. Рассматривают они и вопросы жилищного строительства и питания, темы в которых мы пока продвинулись очень слабо. Значительно больше успехов у нас в сферах культуры и информации. Развитие культуры строится главным образом на защите нашего языка и культурных традиций. Информация — это служба вещания на индейских языках различных сапатистских радиостанций. Кроме этого регулярно и вперемешку с разными видами музыки, передаются призывы, требующие уважения к женщинам со стороны мужчин и призывы к женщинам организовываться и требовать уважения своих прав. И мы не хотим хвастаться, но наше освещение войны в Ираке, является гораздо более полным, чем у CNN (что, в принципе, мало что значит).

Автономные Советы отвечают и за правосудие. Результаты в этой сфере разные. В некоторых местах (например в Сан-Андрес-Сакамчен-де-лос-Побрес), даже ирписты обращаются за этим к автономным властям, потому что как они говорят: «автономы действительно разбираются и решают «проблему»». В других местах, как я сейчас объясню, у нас есть проблемы.

Если отношения Автономных Советов даже с сапатистскими общинами полны противоречий, то их отношения с общинами несапатистскими характеризуются постоянными трениями и конфликтами.

В кабинетах неправительственных организаций по защите прав человека (и в Генеральном Командовании САНО) скопилось немало жалоб на сапатистов, обвинений их в предполагаемых нарушениях прав человека, несправедливостях и произволе. В случае жалоб, поступающих в наше Командование, они направляются в зональные комитеты, для расследования их обоснованности, и в случае подтверждения этого, вопрос разрешается путем организации встречи и поиска компромисса между конфликтующими сторонами.

Но в случае организаций по защите прав человека бывает немало сомнений и путаницы, потому что непонятно обычно куда обращаться — к САНО или к Автономным Советам. И они правы (защитники прав человека), потому что в этом вопросе у нас не было ясности. Есть проблема и в различиях между позитивным правом и так называемыми «обычаями и нравами» (как говорят юристы) и «путем доброго разума» (как говорим мы). Решение этого вопроса ложится на тех, кто превратил защиту прав человека в смысл своей жизни. Или в смысл своей смерти, как в случае с Дигной Очоа (которая для специального прокурора была не более чем чиновником — как будто быть чиновником, это что-то унизительное, но для жертв политических репрессий она была и остается тем кем она являлась — защитницей). Но в том, что касается четкого определения, куда и к кому следует обращаться в случае этих жалоб, это вопрос сапатистов. И на днях будет объявлено, каким образом они попытаются решить эту проблему.

Как видите, проблем, с которыми сталкивается индейская автономия на сапатистских территориях, немало. Для попытки решения некоторых из них, в ее структуре и работе были осуществлены серьезные изменения. Но об этом я расскажу вам позже, сейчас я хотел только сделать краткое описание момента, на котором мы находимся.

Все эти длинные объяснения связаны с тем, что строительство индейской автономии было делом не только сапатистов. Если руководство процессом зависело исключительно от общин, его осуществление опиралось на поддержку многих других.

Если восстание 1 января 1994 года стало возможным благодаря конспиративному соучастию десятков тысяч индейцев, строительство автономии на повстанческой территории становится возможным благодаря соучастию сотен тысяч людей разных цветов кожи, разных национальностей, разных культур, разных языков, и наконец, разных миров.

Благодаря им и их поддержке, стало возможным (во всем хорошем, потому что все плохое — ответственность только наша) пусть не решение требований восставших индейцев сапатистов, но некоторое улучшение условий их жизни, и главное, то, что они смогли выжить и сегодня развивают еще одну, быть может, самую маленькую, из альтернатив, пред лицом мира, исключающего «других», то есть, индейцев, молодежь, женщин, детей, мигрантов, трудящихся, учителей, крестьян, таксистов, торговцев, безработных, гомосексуалистов, лесбиянок, транссексуалов, честных и порядочных служителей культа, прогрессивных артистов и интеллектуалов, и _____________ (добавьте сами, кого не хватает).

Для всех этих мужчин и женщин (и для тех, кто не является ни мужчинами, ни женщинами), тоже должен быть диплом с примерно следующими словами: «Сапатистская Армия Национального Освобождения и Индейские Повстанческие Сапатистские общины подтверждают, что _________ (имя соучастника или соучастницы), является нашим братом (сестрой) и что у него (нее) на этих землях есть дом в виде смуглого сердца, как пища для достоинства, как знамя сопротивления и как один из завтрашних дней, когда в мир поместятся многие миры. Выдано на сапатистских землях и под сапатистским небом в такой-то день, такого-то месяца, такого-то года и так далее» и с подписью сапатистов, умеющих писать, те кто не умеет — поставит отпечаток пальца. А я бы в одном из уголков добавил:

Из гор юго-востока Мексики

Субкоманданте Маркос

Мексика, июль 2003 г

(Продолжение следует…)


ЧЬЯПАС: ТРИНАДЦАТАЯ СТЕЛЛА

Date: 2015-09-22; view: 269; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию