Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Тема: Оксиды, их классификация. Свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации





Задачи:

- углубить, закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся об оксидах;

- сформировать представление о классификации оксидов, их свойствах в свете теории электролитической диссоциации;

- развивать практические умения записи уравнений химических реакций, постановки химического эксперимента;

- воспитывать у учащихся экологическую культуру, культуру общения.

 

Мотивация и целеполагание:

На демонстрационном столе – огнетушитель и бутылка газированной воды. Вопрос учащимся «Есть ли что-нибудь общее между этими предметами?»

 

Изучение нового материала:

Давайте вспомним, что оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2. Следовательно, оксиды – это бинарные соединения. По агрегатному состоянию они бывают жидкими, примером такого оксида является вода, или оксид водорода, примером твердого оксида является уже известный вам оксид кремния (IV), или песок, а также различные разновидности кварца; примером газообразных оксидов являются углекислый газ, или оксид углерода (IV), а также угарный газ, или оксид углерода (II).

По химическим свойствам оксиды делятся на солеобразующие и несолеобразующие. Несолеобразующие оксиды не реагируют с кислотами и основаниями, а также не образуют солей. К несолеобразующим оксидам относятся такие оксиды, как оксид углерода (II) – CO, оксид азота (I) – N2O и оксид азота (II) – NO. К солеобразующим оксидам относятся основные, амфотерные и кислотные.

Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. К основным оксидам относятся оксиды металлов I и II A группы, а также оксиды металлов с небольшими степенями окисления (+1, +2). Кроме того, все основные оксиды являются твёрдыми веществами. Например, оксид магния (MgO) – это основный оксид, потому что магний – металл II A группы, ему соответствует основание Mg(OH)2. CrO – тоже основный оксид, т.к. у хрома степень окисления в данном случае +2, этому оксиду соответствует основание – Cr(OH)2. Na2O – основный оксид, т.к. натрий – металл I A группы, ему соответствует основание NaOH.

Основные оксиды вступают в реакции обмена с кислотами. При этом образуется соль и вода. Для того чтобы в этом убедиться, проведём эксперимент: поместим в пробирку немного порошка оксида меди (II), как видите, он чёрного цвета, в эту пробирку нальём раствора серной кислоты и слегка нагреем. Постепенно проходит реакция, т.к. порошок начинает растворяться. Чтобы убедиться в том, что в результате реакции образуется соль, несколько капель содержимого пробирки поместим на предметное стекло и выпарим, после чего на стекле появляются кристаллы соли.

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O

Основные оксиды вступают в реакции соединения с кислотными оксидами, при этом образуются соли. Например, при взаимодействии оксида натрия с оксидом фосфора (V) образуется соль – фосфат натрия, в результате взаимодействия оксида магния с оксидом серы (VI) образуется соль – сульфат магния, а при взаимодействии оксида кальция с оксидом углерода (IV) образуется соль – карбонат кальция.

3Na2O + P2O5 = 2Na3PO4

MgO + SO3 = MgSO4

CaO + CO2 = CaCO3

Основные оксиды вступают в реакции соединения с водой с образованием щелочей. Если образуется нерастворимое основание, то такая реакция не идёт. Например, если мы нальём в две пробирки воды и капнем туда несколько капель лакмуса, а затем поместим в первую пробирку оксид кальция, а в другую оксид меди (II), то реакция у нас идёт только в первой пробирке, т.к. образовалась щёлочь и лакмус изменил свою окраску на синюю, во второй пробирке изменений нет, т.к. оксид меди (II) не реагирует с водой, ведь Cu(OH)2 – нерастворимое в воде основание (см. рис. 144).

CaO + H2O = Ca(OH)2

CaO + H2O = Ca2+ + 2OH-

CuO + H2O ≠

Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты. К кислотным оксидам относятся оксиды неметаллов и оксиды металлов с большими степенями окисления. Например, оксиду азота (V) соответствует азотная кислота, оксиду фосфора (V) – фосфорная кислота, оксиду серы (IV) – сернистая кислота, оксиду серы (VI) – серная кислота, оксиду кремния (IV) – кремниевая кислота, оксиду углерода (IV) – угольная кислота, оксиду хрома (VI) – хромовая кислота, оксиду марганца (VII) – марганцевая кислота.

N2O5 → HNO3

P2O5 → H3PO4

SO2 → H2SO3

SO3 → H2SO4

SiO2 → H2SiO3

CO2 → H2CO3

CrO3 → H2CrO4

Mn2O7 → HMnO4

Кислотные оксиды вступают в реакции обмена с основаниями, при этом образуется соль и вода. Если через пробирку с известковой водой пропустить углекислый газ, то известковая вода мутнеет, следствие образования соли – карбоната кальция.

CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O

CO2 + Ca2+ + 2OH- = CaCO3↓ + H2O

Кислотные оксиды вступают в реакции соединения с основными оксидами, при этом образуются соли. Например, в результате взаимодействия оксида серы (IV) и оксида калия образуется соль – сульфит калия, в результате взаимодействия оксида кремния (IV) с оксидом натрия при нагревании, образуется соль – силикат натрия, при взаимодействии оксида азота (V) с оксидом бария, образуется соль – нитрат бария.

SO2 + K2O = K2SO3

SiO2 + Na2O = Na2SiO3

N2O5 + BaO = Ba(NO3)2

Кроме этого, кислотные оксиды вступают в реакции соединения с водой, при этом образуются кислоты, однако эти реакции возможные, если оксид растворим в воде (см. рис. 145). Для этого подтверждения, нальём в одну пробирку дистиллированной воды, а в другую – раствор углекислого газа (газированной воды). В первую пробирку добавим оксида кремния (IV). А затем в каждую из пробирок добавим несколько капель лакмуса. В первой пробирке изменений нет, а во второй лакмус окрасился в красный цвет, значит, во второй пробирке кислота. В первой пробирке кислоты не образовалось, потому что оксид кремния (IV) не растворим в воде.

SiO2 + H2O ≠

CO2 + H2O ↔ H2CO3

Обобщение и систематизация знаний:

1. Фронтальный опрос.

- Какие вещества называются оксидами?

- Какие группы оксидов вам известны?

- Дайте определение оксидов каждой группы.

- Какие химические свойства основных и кислотных оксидов вам известны? К каким классам веществ относятся образованные при этом вещества?

2. Лабораторный опыт.

3. Игра «Не вижу, но слышу». Учитель читает утверждения, а учащиеся, которые в это время сидят с закрытыми глазами, на каждое верное утверждение поднимают руку. Глаза закрывают для того, чтобы впереди сидящие не влияли на мнение остальных. По числу поднятых рук можно судить о степени усвоения изученного.

· Существуют следующие группы оксидов: а) кислотные, б) основные, в) амфотерные.

· Кислотные оксиды реагируют с: а) водой, б) основаниями, в) основными оксидами.

· Основные оксиды реагируют с: а) водой, б) кислотами; в) кислотными оксидами.

Закрепление и контроль знаний:

1. Из предложенного списка выпишите кислотные и основные оксиды и назовите их: NaOH, CO2, HNO3, CaO, NaCl, SO3, N2O5, MgO, CuCl2.

Ответ: кислотные оксиды (CO2 – оксид углерода (IV), SO3 – оксид серы (VI), N2O5 – оксид азота (V)); основные оксиды (CaO – оксид кальция, MgO –оксид магния).

2. Запишите формулы оксидов, соответствующих следующим кислотам: H2SO4, H2CO3, H2SO3, H3PO4. Назовите оксиды.

Ответ:

H2SO4 – SO3 (оксид серы (VI));

H2CO3 – CO2 (оксид углерода (IV));

H2SO3 – SO2 (оксид серы (IV));

H3PO4 – P2O5 (оксид фосфора (V)).

3. Закончите предложенные уравнения реакций, укажите их тип, назовите образующиеся вещества.

SO3 + H2O → ?

BaO + ? → Ba(OH)2

MgO + HCl → ?

BaO + CO2 → ?

Ответ:

SO3 + CaO = CaSO4 (реакция соединения, сульфат кальция)

2NaOH + SO3 = Na2SO4 + H2O (реакция обмена, сульфат натрия и вода)

MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O (реакция обмена, хлорид магния и вода)

BaO + CO2 = BaCO3 (реакция соединения, карбонат бария).

4. С какими из предложенных веществ: H2SO4, NaCl, NaOH, P2O5 будут реагировать оксид лития и оксид серы (IV). Запишите возможные реакции.

Ответ:

Li2O + H2SO4 = Li2SO4 + H2O

3Li2O + P2O5 = 2Li3PO4

SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O

Рефлексия и подведение итогов:

1. Что нового об оксидах вы сегодня узнали?

2. Как бы вы оценили свой уровень знаний по теме урока?

а) высокий; б) средний; в) низкий.

3. Если вы выбрали б) или в), то что помешало вам усвоить материал на высоком уровне?

 

Домашнее задание:

I уровень: §41, упр. 1, 2, 3;

II уровень: тоже + упр. 4, 5.








Date: 2015-09-25; view: 774; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.013 sec.) - Пожаловаться на публикацию