Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системный подход(СП) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания





Нач. с сер. ХХ в. сформировался новый СП – междисциплинарное фил.-методологическое и социально-научное направление, кот. обладает высоким методологическим потенциалом.

СП состоит из 3 уровней: 1)общефилософский 2) общенаучный 3) специально-научный. Соответственно уровням СП включает понятийный аппарат. Система – общенаучное понятие, кот. выражает совокупность взаимосвязанных элементов м-ду собой и со средой, кот. образуют определенную целостность. Сегодня фил-й пр-п системности понимается как универсальное положение о том, что все предметы и явления мира- системы различных типов, видов, сложности и целостности.

Интерпретации пр-па системности: 1) онтологическая (традиционная)–системность принадлежит самим объектам действительности–> задачи исследователя: обнаружить систему, установить связи, систематизировать. 2) эпистемологический (гносеологический): системности нет в реальной действительности, ее конструирует субъект познания. Системность – не только способ видения реальности, но и стиль мышления, кот. сменил механистический стиль мышления.

Понятийный аппарат: системность, отношения, связь, элемент, структура, часть/целое, функция, иерархия, организация, системный анализ. Все понятия объединяет принцип системности. Пр-п системности лежит в основе СП (системной методологии).

Суть СП: это не строгая теоретическая концепция, а совокупность познавательных процессов, кот. позволяет определенным образом видеть познаваемые объекты, конструировать пр-с познания, искать пути открытия новых знаний. В основе СП – рассмотрение объекта как системы.

Задачи СП: 1) выявление зависимости каждого элемента от его места и функции в системе с учетом того, что св-ва целого не сводимы к сумме св-в его элементов. Элемент – часть с-мы, кот. является минимальным носителем его качеств (чел. – элемент общества). С-ма образуется путем соединения элементов и появления нового качества, кот. присуще только ей. 2) Анализ того, на сколько поведение с-мы обусловлено особенностями отдельных эл-в, так и св-ми структуры в целом. 3) исследование механизмов взаимозависимости системы и среды, взаимодействия. 4) изучение хар-ра иерархичности, присущего системе. 5) изучение обеспечения множественности описаний с целью многоаспектного охвата с-мы. 6) рассмотрение динамики с-мы и ее изменений.

С-мная постановка проблемы предполагает:1) овладение и применение с-много языка. 2) предварительное выяснение возможности представить с-му как целое. 3) вычленение с-мообразующих связей и структурных характеристик объектов. 4) выяснение предметного соответствия с-ме понятий, методов, принципов в их с-мном видении в сочетании с методами др. наук.

Задачи развития СП как методологии: 1) построение понятий моделей для с-много представления объекта. 2) разработка приемов и аппарата описания всех параметров с-мы: типа связей, отношения со средой, иерархия строения, характера управления, построение формализованных, знаковых, идеальных, математических систем для описания реальных с-мных объектов, возможность построения логичной системы знаний о них.

СП не гарантирует получение истины, он дает оптимальный путь – он неединственный, а один из многих, позволяет увидеть то, чего не было видно.

СП обогащается новыми подходами: представлением о самоорганизации, теорией самоорганизации: синергетика. Хакен 30-е гг. ХХ в. Греч. «синергия»–содействие, сотрудничество. Синергетика сочетает системно-информационный, структуролистический подходы с представлениями о самоорганизации, нелинейности систем.


41. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.

Наука–форма познавательной деятельности человека, спецефической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных заний, включая в себя на просто научное знание, но и деятельность по получению этого знания. Отдельный акт этой деятельности, направленный на получение це­лостной единицы истинного и обоснованного знания, называется научным исследованием. Задача методологии – выявить основные элементы, условия, средства и действия, которые являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определённые научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное знание. Объект – это часть объективной реальности, на которую направлена исследовательская деятельность, т.е. процесс познания. Предмет – это основное содержание объекта познания, чему посвящено исследование, все то, что надлежит «вырвать» из его непосредственной связи с противостоящим исследователю объектом и преобразовать в искомый результат. Средства–орудия, инструменты воздействия на опознаваемый предмет, раскрывающие его содержание, это вещи, помещаемые между исследователем и объектом труда (материальные средства), идеальные средства исследования (методы, образцы, нормы, идеалы деятельности и мыслительные конструкции). Подбор средств зависит от специфики предмета, а предмет зависит от средств, т. е. получается «замкнутый круг». Средства могут привлекаться из смежных дисциплин. Цель-центральное звено научного исследования, в котором зафиксировано знание о предмете исследования, но невозможно абсолютно точно сформулировать цель, т.к. цель носит предположительный характер. Цель постоянно уточняется на основе обратных связей, благодаря раскрытию содержания предмета. Цель образуется на основе мотива, средств и предмета действия. Мотив отвечает той или иной потребности и отражает направление развития последней. В научном исследовании роль мотива выполняет некоторая совокупность ценностей, отображающих общественные или личные потребности исследователя, важнейшая из которых-истина. Предмет научного исследова­ния - он задается в весьма общих, неопределенных чертах, предвосхищается и прогнозируется в незначительной степени. Окончательно он «вырисовывается» в конце исследования. Поэтому формой фиксации предмета исследования является вопрос, проблема, гипотеза. Гипотеза – это научное предположение, которое следует доказать и формулируется она на основе известных знаний, но в ней закодировано то, что надо открыть и подтвердить. Метод – это система предписаний, направленных на теоретическое и практическое освоение действительности. Структура научного метода – это единство субъективных (проявление активности субъекта познания) и объективных (выявление закономерности реальности, которая образует содержательные характеристики метода.) его сторон. Обоснование метода–совокупность действий учёного на адаптацию методов к исследовательской проблеме и характеру познавательной ситуации в целом. В зависимости от того, насколько будет обоснован метод, настолько зависит его продуктивность, т. е. соответствие метода, средств предмету и проблеме. Метод развивается всегда и это задача любого исследователя. Функции метода: репродуктивная; систематизирующая; конкретизирующая (конструкционно-организующая); обосновывающая. Критерии научности метода: соответствие метода содержанию объекта и предмета; обеспечение познавательной продуктивной активности, адекватности познавательной активности субъекта на объект; обеспечение системности полученного знания и его включение в готовое знание; возможность осуществления проверки, полученного на его основе знания; обеспечение приращения нового знания; способность метода расширять знания и самому расширяться как система знаний на основе полученной системы знаний; адекватность метода в исследовании широкого класса подобных явлений; возможность применения для междисциплинарного синтеза. К эмпирическим методам относятся одновременно наблюдение, описание, измерение и практический эксперимент. Теоретическими методами являются идеализация, мыслительный эксперимент, анализ-синтез, восхождение от абстрактного к конкретному.


Date: 2015-09-22; view: 460; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию