Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ритмы движения





 

Третий важный источник удовольствия — это наши вза­имосвязи с внешним миром. К ним относятся все наши кон­такты с людьми, наша работа и окружающая среда. Во вза­имоотношениях с миром мы, как правило, являемся созна­тельными деятелями, которые получают стимулы и отвечают движением. Внешний слой организма наиболее активно включен в эту деятельность. Он состоит из кожи, нижележащих тканей, а также поперечнополосатых, или произвольно сокращающихся мышц. Эти структуры фор­мируют оболочку вокруг тела и создают некое подобие трубки. Организм млекопитающего построен по принци­пу червя, это трубка внутри трубки.

Внешняя трубка непосредственно связана с восприяти­ем стимулов окружающей среды и реагированием на них. Для выполнения этих функций она снабжена нервными окончаниями. Поэтому мы в наибольшей степени сознаем свои ощущения, особенно ощущения удовольствия или боли, именно в этой части тела, а не где-либо еще.

Любой стимул, воздействующий на поверхность тела и воспринимаемый организмом, бывает либо приятным, либо неприятным. Нейтральных стимулов не существует, ибо стимул не вызывающий ощущения — не будет воспринят. Возникает вопрос: какое свойство раздражителя вызыва­ет приятную или неприятную реакцию? Например, поче­му некоторые звуки приятны для уха, в то время как другие кажутся какофонией и даже вызывают боль? Считается, что на подобные вопросы нет объективного ответа. Разные люди реагируют по-разному на одинаковые стимулы. То, что доставляет удовольствие одному человеку, может выз­вать боль у другого. Многое зависит от настроения и инди­видуального способа восприятия. Между ласковым погла­живанием и шлепком большая разница, однако, не каждый находит ласку приятной, а шлепок — болезненным. Дети протестуют против ласки, когда находятся в активном со­стоянии, а шлепок по спине может быть воспринят как вы­ражение одобрения.

Вообще говоря, мы находим чувственное удовольствие в том стимуле, который гармонирует с ритмом и тоном наше­го тела. Танцевальная музыка приятна, если мы хотим по­танцевать, однако она может стать досадной помехой, если мы пытаемся на чем-то сосредоточиться. Даже любимая симфония может отвлекать, если человек занят серьезным разговором. Это касается и всех остальных чувств. Хорошо приготовленная еда приводит в восторг голодного челове­ка, но не того, у кого нет аппетита. Очаровательный дере­венский пейзаж приятен для созерцания, если человек спо­коен и всем доволен, но может вызвать раздражение в со­стоянии беспокойства и нетерпения. Приятные ощущения не только повышают наше настроение, но и усиливают рит­мическую активность наших тел. Проще говоря, они ока­зывают возбуждающее воздействие.

Чувственное удовольствие в той или иной форме, каза­лось бы, доступно любому человеку. Но давайте представим человека, который «не в духе». Его не радует окружа­ющий пейзаж, раздражают любые звуки. Он расстроен, выбит из колеи, поскольку в данный момент находится в состоянии внутренней дисгармонии. В отсутствие согласо­ванного тона или паттерна ритмической активности он не способен реагировать полноценно на тот или иной внешний стимул. Подавленный или погрузившийся в себя человек находится в схожей ситуации. Приятные чувства ему недо­ступны, поскольку он не может ответить на стимул. В этом случае у человека подавлена ритмическая активность тела. Без ритма нет удовольствия.

Связь ритма с удовольствием лучше всего проявляется в произвольных движениях тела. Любая двигательная актив­ность, которая выполняется ритмично, приятна. Если дви­жение выполняется механически, без чувства ритма, то оно не приносит удовольствия. Хороший пример — ходьба. Если движения ритмичны, ходьба доставляет удовольствие. Когда цель движения в том, чтобы максимально быстро доб­раться до места назначения, физическая активность ста­новится рутиной. Даже такие монотонные занятия, как ра­бота граблями в саду или подметание пола могут стать при­ятными, если двигаться ритмично. Можно определить — получает человек удовольствие от жизни или нет — по тому, как он движется. Быстрые, резкие, компульсивные движе­ния, свойственные большинству современных людей, ука­зывают на отсутствие радости в их жизни. Неспешная про­гулка по любой центральной улице Нью-Йорка может стать шокирующим опытом. Со всех сторон толкают, теснят и наступают на ноги люди, которые с угрюмыми лицами спе­шат куда-то, не замечая ничего и никого вокруг себя. Чело­века, живущего приятной жизнью, отличает ритмичность, плавность и грация движений.

Чувствует ли человек удовольствие благодаря ритмично­сти своих движений или его движения становятся ритмич­ными, потому что он находится в состоянии удовольствия, в данном случае несущественно. Удовольствие — это ритм, а ритм — это удовольствие. Причина этой тождественности в том, что удовольствие — это восприятие ритмичного потока возбуждения в теле. Это естественный и здоровый режим функционирования тела. Если человек идентифицирован стелом и его стремлением к удовольствию, его движения ста­новятся ритмичными, как у животного. Любым движениям животного присуще это прекрасное свойство ритма.

Танец, безусловно, служит классическим примером по­лучения удовольствия в ритмичном движении. Музыка за­дает ритм нашему телу, который затем преобразуется вритмический узор танца. Ощущение движения не в такт с музыкой может быть неприятным, так же как весьма не­приятно бывает обнаружить, что музыка несозвучна с внут­ренним ритмом. Музыка в ритме марша делает для ходьбы то же самое, что танцевальная музыка для танца. Музыка, подчеркивая такт и концентрируя наше внимание на рит­ме, усиливает наше удовольствие от движения.

Важно понимать, что музыка не создает ритма. Можно сказать, что музыка пробуждает ритмы, уже существую­щие внутри нас. Любой телесной активности присуще свой­ство ритмичности, произвольные движения не исключение, хотя они и находятся под контролем сознания. Но посколь­ку они контролируются эго, мы можем двигаться неритмич­но, если эго пренебрегает телесным чувством удовольствия и навязывает иную, более важную с его точки зрения, цель.

Произвольные движения, в отличие от непроизвольных, требуют высокой степени координации, чтобы быть рит­мичными. Младенец, чьи сосательные движения скоорди­нированы от рождения, действует в этом случае ритмично и с чувством удовольствия. Но ему потребуется значитель­ная практика, чтобы развить координацию для выполне­ния таких действий, как ходьба, бег, речь и владение инст­рументами. По мере того как улучшается координация дви­жений его тела, они тоже становятся ритмичными и начинают доставлять ему удовольствие. Понаблюдайте за маленьким ребенком, прыгающим на кровати, или за де­вочкой, скачущей через веревочку, и вы получите представ­ление об удовольствии, которое эти простые ритмичные действия доставляют детям. Следует помнить, что в приоб­ретении этих и других навыков эго играет важную роль, ибо оно ставит цели и поддерживает усилие.

Взрослые, имея более развитую координацию по срав­нению с детьми, ищут более сложные ритмы для возбужде­ния своих тел. Эти ритмы они находят в спорте. Независи­мо от того, каким именно видом спорта предпочитает зани­маться человек, удовольствие обеспечивается ритмическим свойством его движений. Лыжи и плавание, которые я пред­почитаю всему остальному, являются хорошими примерами. Оба вида спорта требуют значительной координации. Когда ее удается достичь и катание на лыжах или плавание становятся ритмичными, удовольствие становится огром­ным. В момент потери ритма активность тут же превраща­ется в болезненное напряжение.

Большое значение, которое придается спорту, объясня­ется недостатком ритмичности в повседневной деятельнос­ти людей. Они двигаются механически, работают компульсивно, говорят монотонно, без ритма, а иногда и без смысла. Возможно, недостаток ритма является следствием отсут­ствия удовольствия в их действиях. А можно сказать, что недостаток удовольствия — это результат потери ритма.

Наша жизнь поделена на серьезные дела, которыми мы занимаемся с определенной целью или для заработка, и занятия для удовольствия и развлечения. В наших серьез­ных делах спонтанной ритмической активности, по-види­мому, нет места. В них мы пытаемся быть хладнокровными и эффективными, как машины. После чего надеемся вер­нуть в свою жизнь ритм и тепло с помощью спортивных занятий, игр и других форм отдыха. Однако здесь мы тоже слишком часто сталкиваемся с фрустрацией из-за навяз­чивого стремления эго к успеху или совершенству.

Человека завораживает производственная эффектив­ность машины, которая способна выполнять любую конк­ретную операцию гораздо лучше него. Машина достигает эффективности благодаря тому, что ограничена единствен­ным ритмическим паттерном. Разумеется, комплекс механизмов может выполнять очень сложные операции, где за каждое действие отвечает отдельный узел. В противопо­ложность этому, человек располагает почти неограничен­ным количеством ритмических паттернов, соответствую­щих самым разным его настроениям и желаниям. Он спо­собен менять ритм по мере того, как изменяется его возбуждение. Он может объединять несколько ритмичес­ких паттернов ради достижения большего удовольствия. Другими словами, биологическое устройство человека го­ворит о том, что он создан для удовольствия, а не для эф­фективности. Человек — творческое существо, а не произ­водительный механизм. Однако из его удовольствий воз­никают великие достижения. К сожалению, он находит мало радости в своих достижениях, поскольку производи­тельность стала для него важнее удовольствия.

Date: 2015-09-24; view: 525; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию