Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе





Аналитическая стратегия.

Позитивизм (П) (от лат положительный) –общекультурная идеологическая установка западного сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического общества, пришедшего на смену феодальному. П. выступал с яростной критикой религии и философского идеализма. Достижения позитивного (практически ориентированного) знания, прежде всего знания о природе, теперь расценивались как подлинная наука, призванная сменить теологию и метафизику. Этими идеями руководст-сь франц. энциклопедисты Дидро и Д’Аламбер. В истории фил-фии термином позитивизм обознач-ся особое философ-е течение, кот. оформилось в 1830-х гг. и сохранило влияние вплоть до нашего времени, пройдя при этом три исторических стадии-первого(классического позитивизма), второго-эмпириокритицизма и третьего-неопозитивизма. Основателем течения был О. Конт, он ввел и сам термин. С именем Конта связаны два глав. принципа науки 19в. 1) признание относительности всякого позитивного знания и «) стремление к накоплению и обощению посредством систематизации и классификации научных фактов. К разряду позитивных он относил знание человека о себе, включая Созн.. Однако при этом он отвергал самонаблюдение как источник такого знания, основу такого знания состав-т восприятие телесного поведения людей и их социальных отношений. Поэтому базисной наукой он объявил социологию. Согласно Конту, подлинное знание (позитивное) всегда относительно из-за неизбежной связи с всякого знания с чувственными восприятиями. В

Новые открытия в науке (физике и психологии) вызвали кризис оснований классического позитивизма.Следствием было возникнов-е его обновленной формы-эмпириокритицизма.

Принципиально противопоставляя науку фил-и, неопозитивизм (НП) считает, что ед-но возможным занием явл-ся только специально-научное знание. Неопозитивизм явл-ся своеобр-м этапом в эволюции позитивизма. Он сводит задачи фил-ии не к суммированию или систематиз-ии специально-научного знания, как это делал классический позитивизм нач 19 в, а к разработке методов анализа знания. В этой позиции проявляется с одной стороны больший радикализм неопозитивизма, по сравнению с классическим позит-ом в отказе от традиционных способов филос-го мышления, с др. стороны—опред-ная реакция на реальные запросы соврем-го теорет-го мышления. Неопозитивизм пытается осущ-ть анализ знания ч/з возм-ти выраж-я его в языке, превеликая методы соврем-й логики. Все это позв-ет говорить о НП как о своеобр-ой логико-лингвистической форме позит-ма. Однако уже 1950-х гг. обнаружилось, что классические проблемы, преодоление и снятие кот. обещал НП, воспроизв-лись в новой форме в ходе его собств-ой эволюции. Вместе с тем было бы неверно игнорировать историч-кую значимость НП, кот стимулир-ал внимание к проблеме критериев рационального мышления, применения научных методов исслед-я в фил-ии.

Постпозитивизм (ПП)—совокупность концепций в фил-ии и методологии науки, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутой НП. В значительной степени эта реакция была инициирована идеями Поппера. ПП пришел к плюрализму методологии, к идеи принципиальной ущербности, попыток втиснуть историю науки в какую-то единую методолог-ю схему. Подверглись ревизии предст-я о научной рацион-ти. Само понятие научного знания подверглось принципиальной дифференциации. Одной из осн-х тенденций ПП стало коллективиское понимание субъекта научного познания. Научные коммуникации, традиции, профес-ое обучение—все то, что спос-ет формир-ю стиля мышления. С эволюцией от НП к ПП связано изменение некоторых мировоззренческих установок философии науки—разочарование в безусловных ориентирах культуры (доминирующей роли науки и научного знания) и склонность к плюралистическому видению мира и места человека в нем.

Социально-критическая стратегия развития философской мысли

Неомарксизм (НМ)—совокупность обновленческих социально-фил-х и экон-их концепций 19-20 вв в русле идейной традиции восходящей к Маркса. Новая фаза неомарксизма—западный марксизм-начинается с 1923 г., когда выходят в свет две книги: “история и классовое Созн.” Лукача и “Марксизм и философия” Корша, выдвинувшие требование применить марксизм к самому марксизму. Такая трактовка марксизма удержалась у неомарксистких теоретиков в течение всего 20в.. Т.о. в русле марксистской традиции стало складываться направление, отстаивавшее метамарксистскую концепцию марксизма. Метамарксизм поставил во главу угла диалектику. Очередным этапом эволюции неомарксизма стало формирование Франкфуртской школы, сложившейся вокруг Франкфуртского института социальных исследований. Франкфуртская школа выступила против экономического редукционизма марксистских теоретиков: задача исследователя состоит не в сведении надстроечных явлений к экономической структуре общества, а в выведении их из этой всеохватывающей структуры. Среди других новаций Ф. школы следует отметить сближение Марксовой антропологии и концепции идеологии с психоанализом и массовой психологией Фрейда. Представители Ф. школы создали замечательные работы по истории философии, социальной психологии, этике. Но истинной областью их философских изысканий стали философия искусства, эстетика и культурология. В 20-30-е гг. неомарксизм дал первые всходы в романских странах. На рубеже 70—х-80-х гг. западный марксизм фактически прекратил свое существование Последней стадией эволюции неомар-ма стал международ. постмарксизм, получивший развитие в 80-90-е гг. в Европе. Для постма-ма неактуальным стал раздел м/у зап. и восточ. марксизмом. Постмарксизм разомкнул Марксово мышление как в напрв-и прошлого, так и будущего.

Экзистенциональная-феноменологическая стратегия

Экзистенциализм (Э)—одна из самыз модных на западе сер 20-х в фил-х школ. Ее наиб крупные представители—Хайдеггер и Ясперс (герм), Марсель, Сартр, Камю (фр), Аббаньяно (Ит), Баррет (США). Этот метод эта фил-я в значительной мере заимствовала в феменологи нем фил-фа Гуссерля, исходные идеи взяты из сочинений датского религ-го мыслителя Кьер Кегора. В отличии от науч-го мышления, исход-го из теоретических принципов, экзистоц-ое мышление связано с внутренней духодной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: именно такое мышление и может быть подлинно канкретным имеющим настоящий человеческий смысл. Согласно Э задача фил-ии—заним-ся не проблемами науки, а вопросами сугубо челов-го бытии. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и он живет в чуждом ему мире. Страх—важнейшее понятие фил-ии Э-ма. Существование есть Созн.—говорит Ясперс—и я существую как Созн., анализировать существование—значит анализировать Созн.. Чтобы осознать себя как нечто существ-ее человек должен оказаться в ситуации борьбы, вины или перед лицом смерти. Соврем-й Э в не зависимости от религиозной или атеистической ориентации отдельных его представителей не мыслим без психологии катастроф, ощущения кризиса. Выход из кризиса Э-ты ищут в индивидуальной жизни, в ограничении общения узким кругом духовной аристократии.

Феноменология (Ф). Гуссерль—выдающейся нем-й мыслитель родоначальник этого направления. Ф означает учение о феноменах, как возникающих в сознании смыслов предметов и событий. По Гуссерлю Ф—строго научная фил-я о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия. В результате из рассмотрения искл-ся весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о сущ-нии того, что явл-ся предметом иссед-я. Такая редукция явл-ся приемом идеализации. След-но Ф по своей сути явл-ся описательной наукой. Гуссерль определил объект, цели и метод фил-ии. Объект—научное знание и познание, цель—построить науку о науке т.е. наукоучение. Решающая проблема теории познания—проблема объективности познания. Если наука строит теории для систематического осуществления своих проблем, то философ спрашивает: что вообще делает возможным теорию и в чем ее сущность? В результате редукции остается последнее не разложимое единство сознания—интенциональность, т.е. направленность сознания на предмет. Гуссерль стремился решить вопрос о связи субъекта и объекта.


Date: 2015-09-22; view: 421; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию