Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Указ о приеме Адмиралтейской коллегией присылаемых от помещиков для смирения крепостных людей и об употреблении их в тяжелую работу. 17 января 1765





 

Объявляется во всенародное известие. По высочайшей е. и. в. конфирмации, воспоследовавшей сего генваря 8 дня на поднесенный от Сената доклад, поведено, буде кто из помещиков людей своих по предерзостному состоянию заслуживающих справедливое наказание, отдавать пожелает для лучшего воздержания в каторжную работу, таковых Адмиралтейской коллегии принимать и употреблять на толикое время, на сколько помещики их похотят, и во всю ту оных людей в работе бытность довольствовать пищею и одеждою из казны равно с каторжными; когда ж помещики их пожелают обратно взять, то отдавать им беспрекословно, с тем только, если таковые по бытности своей в работе положенного платья и обуви срока не выносят, то оные от них отбирать в казну.

 

Комментарий

Каторга (от греч katergon - «галера») – вид уголовного наказания, состоящий в использоваии осужденных на тяжелых принудительных работах в местах заключения или ссылки. Соборное Уложение 1649 г. предусматривало мошенников, воров и разбойников после тюремного заключения «посылать в кандалах работать на всякие изделия, где государь укажет» (гл. XXI, ст. 9-11, 15, 16). Каторжные работы организовывались в Сибири и в «понизовых городах» т.е. в городах по нижнему течению рек, впадающих в Каспийское и Азовское моря.

Само слова «каторга» впервые появилось в 1699 г., в указе Петра I, который предписывал после шельмования и телесного наказания преступников, ссылать их вместе с семьями «в ссылку в Азов… и быть им на каторгах в работах». С XVIII в. это одно из самых ранних нововведений Петра стало одним из самых распространенных массовых наказаний в России. При Елизавете Петровне, в 1753 и 1754 гг., каторгой была заменена смертная казнь для уголовных преступников. Их предписывалось после наказания кнутом, вырезания ноздрей и постановки клейма «вор» ссылать на каторгу закованными в кандалы. Каторга применялась к осужденным за тяжкие преступления, недоимки, побеги со службы, подделку ценных бумаг, а также к должникам по гражданским делам. Каторга преследовала не только цель устрашения (что характерно для средневекового законодательства), но и была мощным экономическим ресурсом государства для освоения новых и отдаленных территорий.

Первоначально, каторжными являлись адмиралтейские и корабельные работы в приморских городах (Азов, Рогервик, Петербург, Кронштадт, Рига, Херсон). Работа в рудниках и на заводах каторжной не считалась и часто применялась к преступникам после отбывания ими каторги в портовых городах. Постепенно каторжными стали считать любые работы ссыльных на государственных мануфактурах, в крепостях и на оборонительных линиях. С передачей в 1760 г. Екатеринбургских и Нерчинских заводов в Берг-коллегию ссылка на каторгу начала использоваться, главным образом, для обеспечения рабочей силой горного ведомства.

Ссылка крестьян и дворовых людей за неповиновение или бегство, участие в бунтах, за подговор к бунту, за непристойные слова в адрес верховной власти, за неявку на казенные работы – явление в XVIII в. постоянное. Однако вплоть 1765 г. приговоры такого рода выносились или, во всяком случае, должны были выноситься только государственными судами и притом на основе определенных процессуальных норм за установленную и доказанную вину.

Принципиальная новизна указа от 8 января 1765 г. состояла прежде всего в том, что отныне право ссылки крестьян на каторгу получили и непосредственно заинтересованные лица – сами помещики, которые не были связаны нормами процессуального права и действовали исключительно по своему усмотрению. Государственная власть выступала при этом в роли помогающей стороны – она безоговорочно принимала ссылаемых помещиками на каторгу крестьян и дворовых, брала их на свое содержание, а затем столь же безоговорочно возвращала назад по первому требованию владельцев.

 

УКАЗ О БЫТИИ ПОМЕЩИЧЬИМ ЛЮДЯМ И КРЕСТЬЯНАМ В ПОВИНОВЕНИИ И ПОСЛУШАНИИ У СВОИХ ПОМЕЩИКОВ И О НЕПОДАВАНИИ ЧЕЛОБИТЕН В СОБСТВЕННЫЕ Е.И.В. РУКИ. 22 АВГУСТА 1767 Г.

 

Во всенародное известие. Хотя по высочайшей е. и. в. конфирмации обнародованным от Сената генваря 19 дня прошлого 1765 года указом, и подтверждение многих прежде изданных и объявлено, дабы никто е. и. в. в собственные руки мимо учрежденных на то правительств и определенных особо для того персон челобитен подавать отнюдь не отваживался, под опасением предписанного в оном Указе наказания… Но ныне, не взирая на то, дворовые люди и крестьяне генерала Леонтьева, генеральши Толстой и подполковника Аврама Лопухина и его братьев отважились еще нарушить оный обнародованный указ подачею е. и. в. в собственные руки на помещиков своих челобитен, не только противных изображенному в 13-м пункте 2-й Уложенной главы закону, но и вовсе оные недозволенных, как то в помянутом Уложенном пункте именно напечатано: «А будет учнут извещати про государское здоровье, или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут в крестьянах, а в том деле ничем не уличат, и тому их известу не верить; и учиня им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдать тем, чьи они люди и крестьяне; а опричь тех великих дел, ни в каких делах таким изветчикам не верить».

И хотя во исполнение вышеизображенных законов некоторые из помянутых преступников за сие их дерзновение в Москве на разных площадях, а достальные в их жилищах публично и жестоко на теле все наказаны, причем помещикам отдано на их произволение, к себе ли их по наказании обратно взять пожелают или согласятся, чтоб оные отосланы в казенную работу Нерчинск…

Но как из обстоятельств сего дела усматривается, что таковые преступления большей частью происходят от разглашения злонамеренных людей, рассевающих вымышленные ими слухи о перемене законов и собирающих под сим видом с крестьян поборы, обнадеживая оных исходатайствовать им разные пользы и выгоды, которые вместо того теми поборами корыстуются сами, а бедных и незнающих законов крестьян, отвратя их от должного помещикам повиновения, приводят в разорение и в крайнее несчастье.

Чего ради Правительствующий Сенат по возложенной на него от е. и. в. доверенности … за нужное почел сим е. и. в. указом еще обнародовать, чтоб помещичьи люди и крестьяне подобным сему ложным разглашениям ни под каким видом не верили, но имели бы к помещикам своим должное повиновение и беспрекословное во всем послушание…

… таковых, кто отважится возмущать людей и крестьян к неповиновению их помещикам, тот час брать под караул и приводить в ближайшие присутственные места, которым без продолжения времени поступать с ними по указам, как с нарушителями общего покоя, без всякого послабления.

А буде и по обнародовании сего е. и. в. указа которые люди и крестьяне в должном у помещиков своих послушании не останутся и в противность вышеизображенного 2-й Уложенной главы 13 пункта недозволенные на помещиков своих челобитные, а наипаче е. и. в. в собственные руки подавать отважится, то как челобитчики, так и сочинители сих челобитен наказаны будут кнутом и прямо сошлются в вечную работу в Нерчинск, с зачетом их помещикам в рекруты…

 

Комментарий

В народных представлениях подача челобитной лично монарху, минуя государственные учреждения, была законной возможностью крестьянского «мира» (царь представлялся как-бы членом общины) и связывалась с верой в «справедливый» царский указ, карающий «изменников» (бояр, воевод, приказных людей) и облегчающий жизнь простого народа. Однако, уже в XVII в. верховная власть стремилась ограничить возможность прямого обращения к ней (события московского восстания 1648 г.). В XVIII в. отношение власти к такой практике также было негативным. В 1762 г. Петр III, со ссылкой на запретительные указы Петра I и его преемников, запретил подачу прошений непосредственно императору, минуя соответствующие органы власти. Таким образом, Екатерина II не была новатором в этом деле, она лишь подтверждала уже существовашую и действующую законодательную норму.

 

 

Date: 2015-09-22; view: 1322; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию