Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о ценностях





Справочно: АКСИОЛОГИЯ (от греч. axios—ценность и logos — слово, понятие) — учение о ценностях, филос. теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, моти­вацию человеческих поступков. Возникновение понятия ценности в кон. 18 в. было связано с пере­смотром традиционного обоснования этики, харак­терного для античности и средних веков и пред­полагавшего тождество бытия и блага. Понятие ценности впервые появляется у Канта, к-рый про­тивопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость: они суть требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Разведение бытия и долженствования – предпосылка Б., оно харак­терно для тех направлений философии 19 и 20 вв., в которых высшей духовной способностью в челове­ке признается воля. Развернутое учение о ценнос­тях впервые дал в середине 19 в. Рудольф Герман Лотце (21 мая 1817, --1 июля 1881) – немецкий философ, врач, естествоиспытатель. (Философский словарь // Под ред. И. Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Ц Республика, 2001. — 719 с.)

Важное значение в жизни человека и общества имеют ценности, состав­ляющие предмет исследования особого раздела философии - аксиологии (от греч. axios - ценности и logos - наука: учение о цен­ностях). Ценности изучаются всеми гуманитарными науками. Являясь неотъемлемой частью жизни личности, ценности объединяют (или разъединяют) людей, служат основой их осмысленной целеустремленной деятельности. Утрата ценностных ориентиров ведет к кризису личности.

Со времен античности и до наших дней ведутся дискуссии о том, является ли ценность атрибутом (существенным свойством) вещи или же она - результат субъективного оценивания, обусловленного потребностями личности и общества. В первом случае ценность трактуется как нечто объективное, существующее независимо от человека. Во втором - понятие ценности сводится к субъективным оценочным суждениям произвольного характера. Сущность ценностей выводится не из объектов, а из потребностей человека. Обе эти полярные точки зрения отражают важные особенности ценностного взаимоотношения человека с окружающей средой.

Если согласиться с тем, что ценность - лишь свойство реаль­ного предмета природы или общества, то ценность отождествляется с истиной, а все бытие и сам человек как элемент бытия обладают ценностным смыслом как бы сами для себя, безотносительно к тому, взаимодействует человек с этими предметами или нет. Важно добавить и то, что в обществе огромное число явлений не обладает предметностью из-за их духовной, нематериальной природы: патриотизм, любовь, ненависть, достоинство человека, идеал общественного устройства, справедливость и т.п. Возникает ошибочный вывод о том, что это все - не ценности, так как они не имеют предметной формы.

Сократ, первым сформулировавший основной вопрос аксиологии: «Что есть благо?», - продемонстрировал существенные различия между истиной и ценностью. Знание является важным, но не единственным условием достижения блага. Предметы и явления природы и общества обладают свойствами, осознание которых может осуществляться либо в форме знания о том, что есть, реально существует, либо в форме представления о том, какой должна быть эта реальность, как должен вести себя человек по отношению к природе и другим людям. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором - с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека.

Ценность, как и истина, не является свойством самой действи­тельности. Она возникает как отношение между миром природы и общества и динамично изменяющимися потребностями человека.

Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самих по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, т.е. установления значимости различных явлений для человека, определяемом его социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллекта и нравственности. Очевидно, что между субъективно желаемым, т.е. оценкой, и ценностью могут возникать противоречия. Не всякая оценка имеет ценностный характер. Она может протекать как обычный процесс осмысления контроля, управления и т.п.

Мир ценностей зависим от человека и человечества, обусловлен их развитием, расширением сферы деятельности, характером культуры и цивилизации, но от этого ценности не утрачивают своей объектной, самостоятельно существующей материальной и духовной реальности. Природа аксиологически нейтральна. Как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Динамику ценностей можно наблюдать при сопоставлении норм, характерных, например, для различных цивилизаций. Так, для античной Греции высшей ценностью признавалось гармоническое про­явление всей полноты человеческой жизни, а для Древнего Египта - культ смерти, подготовке к которой подчинялась вся челове­ческая жизнь. В Древней Индии в буддизме ведущей ценностью считалось освобождение от страданий, овладение четырьмя «благородными истинами».

Ценности надындивидуальны в том смысле, что они могут осознаваться, либо не осознаваться, либо осознаваться неадекватно. Но любой вариант осознания ценностей как субъективно желательного выступает в форме оценки. В отличие от истины, которая сравнивается с объектом познания, ценность и оценка соотносятся с потребностями и интересами человека, других субъектов. В этом состоит главное различие между истиной и ценностью.

Несмотря на это различие, между истиной и ценностью сущест­вует неразрывная связь. Истинное знание может быть предметом оценивания, характеризоваться как ценность. В свою очередь, ус­тановить значимость мира явлений для человека можно лишь бла­годаря знанию о них. Судить о значимости вещи - значит иметь пред­ставление о том, что она обладает необходимыми субъекту качествами. Ценности отражают реальную связь объекта с потребностями и интересами, устремлениями, целями, идеалами субъекта. Поэтому можно говорить о ценностных суждениях с точки зрения их истинности или ложности. Тем не менее, независимо от того, основаны ценностные суждения на истинном знании или на религиозной вере, мифе, предрассудке, на науке или жизненном опыте - они характеризуются с точки зрения их ценности. Иными словами, мир ценностей человека и общества более многообразен по сравнению с истинным знанием как ценностью.

Различие истины и оценки обнаруживается и в способах их по­стижения, и в форме выражения, и в структурах сознания, участву­ющих в познавательном и ценностном процессах. Истина постига­ется путем ограничения субъективного и актуализацией объекта познания. Познание предполагает от­влечение от всего того, что не интересует в данный момент познающего субъекта. В истине мир раскрывается таким, какой он есть, незави­симо от человека. Но момент субъективности в истине в прин­ципе неустраним, так как истина - это знание, существующее в сознании человека. Оценка же в качестве ведущего момента вклю­чает в себя субъективное начало, в ней раскрывается не свойство предмета как таковое, а значимость свойства для человека.

Существенно различаются и формы выражения истины и оцен­ки. Истина имеет форму рационального или обыденно-практического, но логически непротиворе­чивого знания, раскрывающего законы и другие характеристики объектов познания. Ценностные оценки обращены внутрь духовного мира людей, соотносятся в первую очередь с осмыслением важного и необходимого для жизни человека, социальной группы, общества. Ценностная оценка может осуществляться как на обыденно-практическом (эмоционально-чувственном), так и на рациональном (логическом) уровнях.

Ценности занимают господствующее положение в сфере материальной жизни человека и общества, религии, морали и права, в политической и социальной сферах жизни. Они иногда непереводимы на язык строгих научных понятий, облекаются в художественно-образную, мифологическую или сакрализованно-религиозную форму.

Существенная особенность ценностного суждения состоит в том, что оно есть оценка или побуждение к действию через внут­реннее состояние, прежде всего через эмоциональное пережива­ние ценности. Если научное познание призвано максимально при­близиться к полному адекватному знанию, а через него – к объекту познания, то ценностное отноше­ние погружает нас в «царство смыслов», мир значимостей.

Мир значимостей формируется самим человеком, другими субъектами общества. Первоисточником и движущей силой человеческой деятельности, ее внутренним потенциалом являются потреб­ности. Потребность определяется как нужда ее носителя в предме­тах и условиях внешней среды. Она связана с достижением полезного результата деятельности, направленной на создание необходимых для жизнедеятельности человека условий. Проявляясь в конкретных отношениях человека с внешним миром, потребности характеризуют и объекты, на которые они направлены, и сущностные качества субъекта, их носителя.

Являясь глубинным основанием активности личности, потреб­ности получают свое развитие в установках, мотивах, интересах, направляющих деятельность человека на их реализацию. Именно потребности являются оценочной призмой человеческого сознания, фундаментом его стремлений, интересов, вкусов, идеалов.

Потребности человека текучи, подвижны, взаимосвязанны и взаимозаменяемы. Некоторые потребности возникают, другие угасают, одни актуализируются, другие исчезают. Человеческие по­требности безграничны по качеству и многообразию, способны увеличивать или уменьшать сферы человеческой активности.

Хотя ценности непосредственно связаны с потребностями, они несво­димы к ним. Потребности динамичны и неотделимы от субъекта. Ценности относительно стабильны и существуют, как правило, вне субъекта. Потребности иерархичны, и их иерархия постоянно меняется. Ценности также обладают иерархичностью, но она относительно неизменна и усваивается инди­видом в процессе его социализации, что и приводит к удовлетворению потребности Данная специфика взаимодействия потребностей и ценностей объясняет оппозицию новому, в какой бы области жизни новое ни возникало. Например, потребовались века гонений на христиан, прежде чем римские императоры признали ценности христиан­ской духовности. Также века были необходимы для того, чтобы признать свободу критики религии (еретизм, свободомыслие), не допускать преследований религиозного инакомыслия. Ценность свободы совести сегодня – свободное и равноценное положение верующих, критикующих веру и атеизм, а также и атеистов.

Индивидуальные и общественные потребности могут специально искажаться, деформироваться, подвергаться идеологизации, подчиняться массовой культуре. Ценности более устойчивы и независимы в своем существовании, хотя известно много примеров, когда искаженные потребности приводили к уничтожению важных для общества и человечества ценностей, а некоторые предметные формы и социальные явления преподносились как мнимые ценности. Не все значимое для человека и общества оказывается ценностью, а лишь положительно значимое, связанное с реализацией смысла жизни и сохранением человечества.

В понятии «ценности» мыслится положительная значимость какого-либо объекта. Однако в ряде случаев положительная значимость может не выходить за пределы отношения полезности (полезны, например, в определенных пределах солнечные лучи для загара). Значимость поддается ее объективному истолкованию, ценность же предполагает выявление смысла того явления, которое значимо для человека. Поэтому ценность не всегда совпадает с материальным предметным бытием. Оно может проявляться как полезность, то есть как не зависящая от человека его связь с бытием, но воздействующая на человека положительно. Ценность есть отношение духовных и физических запросов человека к бытию. Полезность есть положительное воздействие бытия на человека независимо от его запросов, есть они или их нет. Для ценностного отношения важна дифференция запросов и потребностей: личности, общности, общества и т.д. Для полезности объективно все люди одинаковы, если эта полезность исходит от природы или общества (человечества).

Функциональное отношение одних и тех же явлений к разным людям и их объединениям может быть также различным и даже противоположным: мир значимостей не тождествен миру ценностей.

Значительная роль в формировании ценностных суждений при­надлежит принципам и нормам жизни людей, которые придают потребностям человека соци­альную форму. Под социальной нормой понимается общепризнанное правило, образец действия или поведения. Социальный принцип обобщает совокупность норм в императивно-закономерные положения, устойчивое и достаточно универсальное требование жизнеустройства людей. Например, принципы гуманизма, справедливости, трудолюбия, демократизма и др.

Нормы оказывают влияние на по­требности личности, которая не может удовлетворять их вне нор­мативно-культурного процесса. Нормы - одна из форм осознания потребностей. Поэтому социальные нормы и принципы относятся к сфере ценностей. Но между нормами и ценностями существует некоторое функциональное различие. Ценности, поскольку они порождены потребностями, определяют цели активности людей, а нормы относятся к средствам достижения цели. Нормы детерминируют поведение, общение и деятельность, в то время как ценности предоставляют субъекту свободу выбора. Нормы не имеют внутренних градаций: нет и не бывает большего или меньше­го, высшего или низшего уровней соответствия поступка и нормы: ей либо следуют, либо нет. Ценности же имеют некоторую иерар­хию, и в каждый момент человек может свободно определять, какое место в этой иерархии занимает та или иная ценность в конкретное время его жизнедеятельности.

Нормы стандартизируют поведение личности и других субъектов, определяя те границы, в рамках которых они могут свободно действовать, а нарушение этих границ влечет за собой разнообразные санкции со стороны общества. Ценности же относятся к области жизненных ориентиров, определяю­щих жизнь личности по её выбору. Это, например, идеал, к которому стремится человек. И поскольку идеал - это представление о некотором абсо­лютном и желаемым совершенстве, постольку он недостижим в эмпирически конкретных условиях жизни личности. И, тем не менее, идеал выступает как высшая ценность и ориентир, одухотворяющие жизнь личности, дающие ей смысл.

Таким образом, ценности представляют всю совокупность элементов материального и идеального (духовного) бытия, которые востребованы человеком и обществом через их потребности как значимые и необходимые для их жизни. Ценностная связь человека и мира природных и соци­альных явлений имеет положительную социальную значи­мость для жизнедеятельности общества и личности. Ценность не­отделима от оценки, являющейся результатом осознания людьми смысла бытия и своего существования. Но ценности не сводятся к оценкам, а существуют самостоятельно.

Date: 2015-09-24; view: 846; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию