Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык анализа данных





Элементы логики анализа. Язык анализа как составная часть языка социологического исследования. Математическая форма­лизация как составная часть логической. Классы математичес­ких методов. Логика использования математических методов. Язык типологического анализа. Язык причинного анализа. Язык факторного анализа. Основной и вспомогательные языки анали­за. Понятие «метаметодика анализа данных».

Эта глава книги посвящена четвертому и пятому из выделен­ных нами структурных элементов методологии анализа данных, а именно нисходящей стратегии анализа и языка анализа данных. Одна из целей этой главы ¾ завершить обозначение контуров види­мой части айсберга под названием методология анализа в эмпири­ческой социологии.

В начале третьей главы мы останавливались на том, какой смысл вкладывается в понятия восходящая стратегия анализа ¾ нисходящая стратегия анализа. В любом социологическом исследовании логи­ческая схема анализа, или логика анализа, выстраивается опираясь на одну из этих стратегий. Это только один штрих процесса форми­рования логики анализа данных или, другими словами, только один элемент логической формализации процесса получения знания, которое опирается на эмпирические данные. Другой элемент связан с выбором в исследовании как бы основного языка анализа эмпи­рии. Язык анализа данных является составной частью языка социо­логического исследования [1, с. 32—61]. В свою очередь составной частью любого языка анализа является математика, математический формализм. Поэтому остановимся на самых общих моментах приме­нения математических методов в социологии.

В начале третьей главы было особо отмечено, что математи­ческие методы, приемы, способы анализа данных (обработка, пе­реработка, обобщение, систематизация информации) существуют сами по себе и могут быть использованы в любой науке, где есть эмпирия. С некоторыми самыми простыми математическими ме­тодами мы познакомились в третьей главе. В рамках восходящей стратегии анализа было проиллюстрировано, как может выстраи­ваться логика анализа и тем самым логика применения математических методов. Их необходимость естественным образом проистекала из движения от частного к общему, от поиска простых эмпирических закономерностей к поиску более сложных. Напом­ним, что восходящая стратегия анализа возникает при работе с биографиями людей, с текстами полуформализованных и свободных интервью, с данными изучения общественного мнения, т. е. в основном при работе с информацией второго и пятого типов.

Что входит в математическую формализацию? Говоря просто, где, когда, как и зачем нужно использовать тот или иной математи­ческий метод? Но эта фраза относится и к «физикам», и к «лири­кам». Она не носит оттенка конструктивности для социолога. Со­циологическая специфика начинается тогда, когда выстраиваются в исследовании ответы на вопросы:

Что изучать? Зачем и для достижения каких целей изучать? Где и при каких условиях изучать? С помощью каких средств изучать?

Как уже подчеркивалось в начале книги, эти вопросы могут быть отнесены как к исследованию в целом, так и к отдельно вы­деленным его этапам. Поэтому понятие «средства» включает в себя всю совокупность методов социологического исследования, к ко­торым относятся в равной мере:

подходы к изучению социального (метод опроса, каче­ственный метод, количественный метод, биографический метод, анализ социальных систем, моделирование социальных процессов и т. д.);

методы получения информации (анкетирование, интер­вью, наблюдение, анализ документов);

техники, приемы сбора информации или методы измере­ния (метод семантического дифференциала, шкала Терстоуна, шкалограммный анализ Гуттмана и т. д.);

методы математического анализа (корреляционный ана­лиз, факторный анализ, латентно-структурный анализ, кластерный анализ и т. д.);

метод как язык анализа (типологический анализ, фактор­ный анализ, причинный анализ, детерминационный анализ, срав­нительный анализ и т. д.).

Остановимся на методах, обозначенных в предпоследнем бло­ке. Каждый метод имеет свою собственную логику применения в социологическом исследовании. Как вы уже убедились, без мате­матических методов социологу, работающему с эмпирическими данными, не обойтись [12, 16, 18]. Точнее говоря, применение не метода, не методов, а класса методов. Класс методов ¾ это методы, применяющиеся для решения примерно одинаковых задач. Класс методов ¾ это методы, опирающиеся на примерно одинаковые ма­тематические модели. Мы с вами рассмотрели, по сути, всего два класса методов: методы дескриптивной статистики, или первичной обработки данных, и методы анализа таблиц сопряженности, или методы корреляционного анализа. Существует достаточно боль­шое количество различных классов методов. Методы дисперсион­ного анализа, методы регрессионного анализа, методы многомер­ной классификации, методы факторного анализа, методы многомерного шкалирования, методы причинного анализа, мето­ды детерминационного анализа и т. д. Есть еще целый пласт, в котором много классов методов. Это пласт так называемых мето­дов математического моделирования. То, что мы перечислили, ¾ это тоже моделирование, но есть все же особые методы, за кото­рыми закрепился термин математическое моделирование [8, 18].

Каждый класс математических методов может распадаться на отдельные группы по аналогии с методами анализа таблиц сопря­женности. У нас была группа коэффициентов, основанных на про­верке гипотезы о статистической зависимости, и другая группа коэффициентов, основанных на согласованности в ранжировании (коэффициенты ранговой корреляции). Не следует обращать осо­бое внимание на название метода как на указку пути его использо­вания. Это оберегает социолога от приверженности различным методам с красивыми названиями. К примеру, рассмотрим класс методов, которые называются методами причинного анализа. Ис­пользование одного из методов этого класса не означает нахожде­ние истинной причинности (если таковая вообще существует) изу­чаемых социальных феноменов. Речь идет лишь о некоторой модели изучения предполагаемых причинно-следственных отношений меж­ду признаками. Сегодня модели такие, а завтра совсем другие. И в то же время, найдя посредством этих моделей тенденции, синдро­мы, количественные оценки, социолог получает возможность перехода к качественно новому знанию для познания причинности. Однако для изучения причинности социолог может использовать и другие классы методов, в названии которых термин «причина» от­сутствует.

Один и тот же класс методов может использоваться и в контек­сте измерения, и в контексте реализации определенной логики анализа. Для решения одной и той же содержательной задачи речь может идти о комплексном применении методов разного класса. Подобная комплексность носит либо параллельный характер, либо последовательный. Первое означает применение методов из разно­го класса для решения одной и той же задачи. Второе означает применение методов разного класса на различных этапах решения задачи, интересующей исследователя.

Естественно, социолог должен владеть навыками математичес­кой формализации как составной части процесса получения зна­ния, опирающегося на эмпирические данные. Однако социологу не столь важно овладеть математическими методами, сколько уметь связать, увязать воедино процедуры логической и математической формализации. Это и будет составлять в целом логику анализа дан­ных в исследовании.

Как же формируется эта логика? И, тем самым, как выбираются в исследовании математические методы? Напомню, что с первым составным элементом, позволяющим исследователю разработать логи­ку анализа, вы уже познакомились ¾ это выбор одной из стратегий (восходящей или нисходящей) анализа данных. Соотнесение отдель­но взятого социологического исследования с одной из этих двух стра­тегий анализа зависит от априорных представлений, от априорных знаний социолога об изучаемом фрагменте социальной реальности. По сути, речь идет о целях, задачах, гипотезах исследования.

Как мы убедились, в рамках восходящей стратегии, анализа основная проблема для социолога ¾ выбор метода поиска эмпири­ческих закономерностей и интерпретация этих закономерностей. Формально перед социологом вначале стоит вопрос о выборе клас­са методов, а только потом ¾ о выборе конкретного метода (модели) из этого класса. Если задана совокупность шагов по реализации модели, то это называется алгоритмом.

Сначала мы с вами в нашем модельном исследовании, посвя­щенном изучению времяпрепровождения студентов, искали про­стенькие эмпирические закономерности, регулярности. Для этого изучали «поведение» отдельно взятого признака (непосредственно наблюдаемого или производного от эмпирических индикаторов), т. е. изучали характер распределения признака. Описание распре­деления происходило на основе вычисления моды, медианы, сред­него арифметического, среднего взвешенного, коэффициента ко­личественной вариации, энтропии, коэффициента качественной вариации, дисперсии, квартального размаха.

Затем у нас возникла необходимость поиска более сложных закономерностей, а именно анализа совместного «поведения» двух признаков. Тем самым мы вышли на разное понимание парных связей и, соответственно, на математическую формализацию от­дельно взятого «понимания». Коэффициентов связи оказалось много. Было показано, что у той части «языка» анализа ¾ языка изучения связи ¾ есть свой собственный понятийный аппарат, без понима­ния которого невозможно выбрать необходимый социологу коэф­фициент (меру) связи. По сути, мы искали эмпирические законо­мерности в структуре связей. Чисто технически искали закономерности в таблице сопряженности. Они носили уже более сложный характер.

Дальше мы могли перейти к многомерному случаю: как бы к анализу совместного «поведения» многих признаков. Здесь язык анализа эмпирических закономерностей претерпел бы дальней­шее усложнение, как, впрочем, и сами эмпирические закономерно­сти. По сути, речь идет уже о многомерном анализе социальных явлений. Чисто технически ¾ это применение огромного числа различных сложных математических методов, каждый из которых опирается на вполне определенную математическую модель. При этом социолог, исходя из восходящей стратегии, последовательно ищет ответы на вопросы, такие, как: не объединяются ли эмпири­ческие индикаторы в факторы, а объекты ¾ в классы. К примеру, похожие в определенном смысле объекты составляют класс, а по­хожие по «поведению» эмпирические индикаторы могут образо­вать «новый социальный» фактор. Главная задача в таких иссле­довательских сюжетах ¾ проблема интерпретации получаемых эмпирических закономерностей.

Как было отмечено, социолог может строить исследовательс­кий процесс и по нисходящей стратегии. В этом случае концепту­альная схема исследования должна не только существовать, но пред­полагает достаточно жесткую структуру, и особенно в той ее части, которая относится к логике анализа. Это предполагает «продумы­вание» всей логики анализа априори (до сбора эмпирической ин­формации), выбор как бы основного языка анализа в исследовании для поиска ответа на вопрос «Почему это?».

От того, на каком языке анализа социолог будет исследовать интересующий его фрагмент социальной реальности, зависит и то, какого рода эмпирический материал ему нужен, и то, какие при­емы «обработки» информации он будет использовать для изучения и объяснения того или иного социального феномена. Разумеется, выбранная в исследовании логика анализа включает в себя как составную часть (или опирается) на одну из обозначенных Страте­гий (восходящая стратегия или нисходящая стратегия). Но это только одна составная часть логики анализа. Другая составная часть ¾ выбор в исследовании языка анализа. Например, в качестве тако­вых могут выступать язык типологического анализа, язык причин­ного анализа, язык факторного анализа.

Рассмотрим в упрощенном виде их содержательный смысл в ситуации, когда социолог работает исходно как бы с готовой ин­формацией (первый тип). Например, пусть изучаемым социальным явлением будет «феномен господина X на выборах». Когда мы встре­чаемся с подобным явлением? Либо тогда, когда какой-то неожи­данный кандидат набрал значительное число голосов, либо, на­оборот, известный кандидат потерпел неудачу. Вот тогда и возникает много заказчиков у социолога, которые хотят получить ответ на вопрос «Почему это?». Независимо от того, кто нам заказал социологический анализ данного феномена, мы должны пред­ложить обоснованную логику анализа. Исходно у нас с вами толь­ко результаты выборов, например, число голосов (в процентах), полученных кандидатом в каждой области России. Значит, у нас один-единственный эмпирический индикатор, эмпирические объекты ¾ отдельные области России. Заметим, что наш эмпири­ческий индикатор измерен по метрической шкале (шкала про­центов). Значениями эмпирического индикатора является число голосов (в процентах), полученных господином X в каждой обла­сти.

Как социолог мог бы выстраивать логику анализа «феномена господина X на выборах»! Такая логика зависит от того, какой язык анализа выбран в качестве основного из обозначенных выше язы­ков анализа. Рассмотрим коротко, каковыми могут быть рассужде­ния социолога при решении этой задачи, если в качестве основного языка анализа выбраны.

Date: 2015-09-24; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию