Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Измерение — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе и шкале»





Там же приводится еще одно определение:

Измерение — отображение эмпирической системы в числовую, сохраняющее порядок отношений между объектами».

Вы можете встретить и такие определения:

Измерение — отображение эмпирической системы в математи­ческую (моделирование свойств эмпирической системы средствами математики), процесс связывания теоретических понятий с эмпири­ческими индикаторами».

«Измерениепроцедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители определенных отношений между ними и как таковые, составляющие эмпирическую систему, отображают­ся в некоторую математическую систему с соответствующими от­ношениями между ее элементами» [30, с. 210].

«Измерением называется процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители определенных отношений, отображаются в некоторую математическую систему с соответ­ствующими отношениями между элементами этой системы» [17, с. 142].

Мы будем придерживаться последнего определения и исхо­дить из распространенного случая, когда математической систе­мой является числовая система и более того — числовая ось. Об­разно говоря, это обыкновенная школьная линейка. Разумеется, трудно принять такую упрощенную модель измерения с помощью линейки, но с чего-то надо начинать. Существует целая отрасль знаний в социологии, которая называется теорией измерения. После освоения материала этой книги, вы сможете приступить к ее изу­чению и узнать о существовании других моделей измерения. Итак, если в процессе измерения мы отображаем только равенство — не­равенство объектов, то получаем так называемую номинальную шкалу. Она называется также шкалой наименований, категориаль­ной, ординарной (в отличие от ординальной). В случае номиналь­ной шкалы имеем дело с самым низким уровнем измерения, пото­му что в рамках этого уровня моделируются самые простые отношения между объектами измерения, а именно отношения «ра­венства — неравенства».

В случае, приведенных выше пяти вопросов «пол» и «факуль­тет» измеряются по номинальной шкале. Первая шкала (пол) со­стоит из двух шкальных значений, а вторая из шестнадцати. Обо­значенные коды и есть шкальные значения, т. е. они трактуются как значения ЭИ. Первый ЭИ может принимать два значения (1,2) при втором из трех способов кодирования. Второй — (1,2,3,...,15,16), если рассматривать первый из двух способов кодирования. Каждое значение имеет вербальную (словесную) интерпретацию. В случае номинальных шкал можно перейти к дихотомическим шкалам, на которых возможно только два значения: 0 и 1. Тогда эмпирический индикатор «пол» превращается в два и каждый из них принимает два значения:

а) быть или не быть мужчиной,

б) быть или не быть женщиной.

«Факультет» превращается в совокупность из 16-ти эмпиричес­ких индикаторов, каждый из которых принимает также два значе­ния: нулевое, если респондент не обладает определенным свойством, и единичное, если обладает. Сторонники так называемого гумани­тарного измерения [28] считают, что язык элементарных свойств (быть или не быть мужчиной, быть или не быть студентом, учиться или не учиться на социологическом факультете и т. д.) и является единственным языком «общения» с эмпирическими данными. Вряд ли этот подход можно считать единственно возможным, так как в его рамках нарушается целостность эмпирических индикаторов. Социологу не всегда удобно говорить: токарь, слесарь, пекарь, ап­текарь и т. д., а иногда удобно говорить о феномене «профессия» в целом.

Само приписывание кодов и есть получение инструмента изме­рения. Таким образом, у нас есть как бы две «линеечки»: одна для измерения «пола» (рис.2.1.1 а), а другая для «факультета» (рис.2.1.1 б).

а) 1 2

 

Рис. 2.1.1

«Линеечкой» (одномерной шкалой) измеряем пол или факуль­тет респондента. Каждому респонденту ставим в соответствие оп­ределенное шкальное значение (градацию на шкале, пункт шка­лы). При этом нет точки отсчета на шкале, нет и единицы измерения. Нет понятия расстояния между шкальными значения­ми. Зато есть четкая вербальная интерпретация шкалъных значе­ний. У вас может сложиться впечатление, что о простых вещах говорится очень сложно. И вы будете не правы по одной простой причине. Научный прогресс — удивительное явление. Когда науч­ные достижения внедряются в повседневную жизнь, люди просто этим пользуются, не задумываясь. Вы можете сегодня представить работу на компьютерах предыдущих поколений? Вы знаете, что такое перфолента, перфокарта? Разумеется, не знаете. По-види­мому историю развития компьютеров социологу знать и не нужно. А про измерение знать социологу необходимо все, так как это вечная неисчерпаемая проблема социологии. В нашей науке мно­го таких вечных проблем.

Вернемся теперь к третьему из обозначенных выше вопросов, а именно:

Date: 2015-09-24; view: 559; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию