Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иисус и Мухаммад

 


Анализ основан на жизнеописаниях Иисуса и Мухаммада.

- Божественное достоинство новорожденного Иисуса засвидетельствовали волхвы, пастухи, благочестивые мужчина и женщина, а также астрономическое явление - Вифлеемская звезда.
- В момент рождения Мухаммада никаких выдающихся астрономических явлений не было; и никто из посторонних людей не интересовался им. Когда Мухаммад повзрослел два монаха предрекли ему великую будущность; один - увидев тень от облака, падавшую на него; другой - увидев его под определенным деревом.

- Иоанн Предтеча предупредил богоизбранный народ о приходе Спасителя и приближении Царства Божия и призвал к покаянию.
- За месяц до ниспослания Корана раздался голос из желудка жертвы, приносимой языческому идолу, об успешном деле - приходе человека, который будет громко говорить, что Бог - един.

- Иисус начал свое служение когда ему было около тридцати, и был узнан праведником - Иоанном Предтечей, который и засвидетельствовал, что Иисус - Сын Бога; засвидетельствовал прилюдно и ясным днем.
- Мухаммад, получив в сорок лет первую весть от Джебраила, впоследствии отрицал божественное достоинство Иисуса. Джебраил пришел к Мухаммаду ночью, и стал душить, заставляя его - неграмотного, читать. Никто из людей, кроме Мухаммада, не был свидетелем этому.

- Иисус в первый раз явил свою силу, превратив воду в вино, находясь на брачном пиру. Чудо было совершено по настоянию матери. Иисус сделал это, хотя говорил, что еще не пришел час Его.
- Мухаммад запретил своим последователям, пившим в доисламские времена вино, употреблять этот напиток, ссылаясь на ниспосланный ему веление Бога. Определить, кто приносит ему вести, Мухаммаду помогла жена. Мухаммад по настоянию жены последовательно садился на её левое бедро, на правое бедро, на лоно, говоря при этом видит он Джебраила или нет. Когда Мухаммад сел на лоно, Джебраил исчез, на основании этого эксперемента жена Мухаммада объявила, что Джебраил - ангел, а не дьявол.

- Иисус продолжил свое служение, проповедуя и исцеляя людей по всей стране. За ним сразу же последовало несколько взрослых мужчин.
- Мухаммад проповедовал несколько лет в кругу родных и из мужчин первым в него поверил десятилетний мальчик.

- Иисус, сталкиваясь с людским неприятием, никогда не использовал родственные связи.
- Мухаммад долгое время находился под защитой своей жены и дяди. Не в силах защитить своих последователей от нападок глав племени, он помог им бежать в Эфиопию.

Иисус изгонял бесов. Мухаммад много рассказывал о джиннах и о том, как устроен ад. Иисус считанное количество раз славил Бога, воздавая Ему хвалу по какой-либо причине; Мухаммад славил Аллаха бесчисленное количество раз, безо всякой причины.

- Иисус, будучи отвергаемым народными старшинами, предпочитал народ иудейский всем остальным народам; люди из народа ходили за Ним толпами; при этом Он не требовал ни от кого клятв верности Ему.
- Мухаммад, будучи отвергнут главами родов и осмеян в своем народе, предлагал себя другим племенам и взял клятву с племени ансаров - клятву воевать на его стороне с любыми людьми.

Иисус отвечал на все вопросы сразу же. Мухаммад ждал Джебраила с ответом на три вопроса пятнадцать дней. Иисус ни с кем из людей не советовался перед ответом на вопрос о прелюбодеянии. Мухаммад обсуждал его со знатоками Торы. Иисус словом Своим спас женщину, уличенную в прелюбодеянии, от побития камнями и ни одним словом не осудил ее. Мухаммад судил двух человек - прелюбодея и прелюбодейку, вынес им смертный приговор, и они были убиты. Иисус ни одного Своего слова не взял назад. Мухаммад отменил многие аяты, ниспосланные ему.

- Иисус не носил оружия, и идя в Иерусалим на распятие, шел впереди Апостолов, одетый в хитон.
- Мухаммад, командуя сражением, располагался позади войска и одевал две кольчуги.

- Иисус преобразился перед тремя своими Апостолами: лицо Его сияло как солнце, одежды стали белее снега; при этом ученики видели рядом с Ним пророков - Моисея и Илию.
- Когда Мухаммад был доволен его напоминало луну - это мнение мусульман, видевших его. Мухаммад утверждал, что Аллах обязал всех пророков помогать ему; никто из людей, кроме него самого, не был свидетелем этому.

- Иисус ничем не болел, как ничем не болели бывшие с Ним Апостолы.
- Сподвижники, ушедшие с Мухаммадом из Мекки, заболели лихорадкой, и сам он перед смертью тоже был болен.

- Иисус ни с кем не заключал никаких договоров, ни с кого не взимал платы за чудеса, и не брал денег в долг.
- Мухаммад договаривался со многими и о многом, но не все договоренности соблюдал. Мухаммад пользовался у евреев кредитом и обложил разнообразными поборами принявших ислам.

- Иисус ни одной вещи не подарил своим Апостолам, и даже самые лютые враги не обвиняли первых Его учеников в грабеже. Никто из учеников не претендовал на место Иисуса.
- Мухаммад посылал своих сподвижников грабить караваны и делил добычу, оставляя себе пятую часть. Двое из последователей Мухаммада объявили себя пророками.

- Точное количество людей, исцеленных Иисусом - неизвестно; известно, что Он в своей жизни никого из людей не ударил, не поранил, не убил.
- Точное количество убитых Мухаммадом неизвестно; известно, что он никого не исцелил.

- Известно, что Иисус воскресил трех умерших, был казнен и воскрес Сам.
- Про Мухаммада известно, что он сражался в девяти походах и битвах, казнил людей бессчетно, и умер в результате болезни.

 

 

 
Святые Отцы отвечают на вопросы мусульман ОТ РЕДАКЦИИ В предложенной тематической подборке собраны ответы Святых Отцов на традиционные вопросы мусульман, которые им доводилось разбирать. Безусловно, целиком творения Святых Отцов об исламе многократно богаче, глубже и интереснее раскрывают их взгляд на эту религию, далеко не все вопросы, рассматриваемые ими, здесь отражены. Мы взяли на себя смелось ограничиться кругом наибо-лее часто встречающихся в современной практике вопросов, отве-чать на которые нередко приходится и священнослужителям и простым прихожанам. Эти вопросы и сейчас многие мусульмане задают нам, ответы же Святых Отцов в большинстве случаев вполне применимы в настоящем диалоге. Многие из Отцов лично общались с мусульманами, подолгу жили среди них и хорошо понимали их менталитет. -------------------------------------------------------------------------------- О Мухаммеде — Почему вы не почитаете Мухаммеда? Ведь он весьма хвалил Христа и говорил про Него: от Девы родился великий пророк, Который воскрешал мёртвых и великой силой исцелял всякую болезнь. св. Константин Философ: Скажи мне, если Мухаммед есть пророк, то будем ли мы верить Даниилу, который сказал, что с Христом прекратится всякое видение и пророчество? Как же после этого он может быть пророком? Поэтому, если мы называем Мухаммеда пророком — значит, отвергаем Даниила. прп. Максим Грек: Мухаммед сказал "Моисей и бывшие после него, так называемые, пророки и сам Христос были посланы от Бога с чудесами и различными знамениями, а я послан с мечем и имею повеление убивать непокоряющихся моим словам". Из этого грубого ответа, равно как и из многих других его действий, явствует, что скверный сей не от Бога послан, - ибо преблагий Бог никого не принуждает насильно. свт. Григорий Палама: У вас и у нас есть обычай, утвер-жденный длительным временем и законом: без свидетельств ни-чего не принимать и не почитать за истинное. Свидетельства же бывают двоякого рода: они идут от самих дел и явлений или от людей, достойных веры. Так, Моисей покарал Египет знамени-ями и чудесами (Пс. 134, 9), жезлом заставил море расступиться и вновь сомкнуться, по его воле хлеб выпал с неба (Исх. 16, 4). Нужно ли еще что-нибудь говорить, поскольку и вы считаете Моисея достойным веры? Он был и Богом признан как Его верный раб (Числ. 12, 4), но не Сыном и не Словом. Затем по Божес-твенному повелению он взошел на гору и умер, и соединился с теми, кто был до него (Втор. 32, 49-50). В отношении же Христа, совершившего многие великие и небывалые деяния, имеются сви-детельства самого Моисея и других пророков. От начала века Он один признается, даже вами, Словом Бога; Он один от начала века рожден от Девы; Он один от начала века взят на небо и остается там бессмертным; Он один от начала века, как надеются, снова снизойдет оттуда, чтобы судить живых и мертвых (2 Тим. 4, 1; 1 Петр. 4, 5), которые воскреснут. Говорю же я о Нем то, что и вами признается. Вот почему мы веруем в Христа и верим Его Евангелию. Что же касается Мухаммеда, то мы не находим ни свидетельств о нем у пророков, ни чего-то необычного и достойного упоминания в его деяниях, способного вызвать веру в него. Поэтому мы не веруем в него и не верим его книге — В Евангелии было написано о Мухаммеде, но вы уничтожили это свидетельство. свт. Григорий Палама: В нашем Евангелии решительно ни-чего, никогда и никем из христиан не было уничтожено или изме-нено. Ведь такое действие влечет тяжелые и страшные проклятия, и дерзнувший уничтожить что-нибудь в Евангелии скорее сам отвергается от Христа (Откр. 22, 19). Следовательно, как христи-анин мог сделать это? Мог ли быть христианином сам или вообще принятым в общение христианами уничтожающий то, что на-чертано Богом, что Сам Христос или написал, или предрек? С другой стороны, свидетельствуют (об этом) и многие разные языки, на которых Евангелие Христа с самого начала было изложено, ведь оно с самого начала не было написано на одном только языке. Если бы что-нибудь (там) было изменено, как могло остаться это незамеченным? Как могло у разных народов сохраниться до сих пор единство смысла? Евангелие Христа имеется и у многих инакомыслящих, которых мы называем еретиками. Из них некоторые в ряде вопросов согласны с вами, но они не могут найти подтверждение этого в Евангелии Христа. И даже те, кто выступает против нас с самого начала - и таких много, - не ссы-лаются на что-либо подобное. В действительности же в Еванге-лии можно найти явно противоположное: как же оно могло свидетельствовать в пользу противников? Кроме того, в Евангелии нет ничего, что бы не было предречено божественными пророка-ми. Таким образом, если бы в нем было написано что-либо, благоприятное в отношении Мухаммеда, это было бы написано и у пророков. Но ты скорее можешь найти написанным и невычер-кнутым, что придут многие лжехристы и лжепророки и многих прельстят они (Мф. 24, 5; 11, 24; Мк. 13, б, 22; Ин. 4, 1). Поэтому Евангелие и призывает: "Не сбивайтесь же с пути вслед за ними" (Мф. 24, 4; Мк 13, 5; Лк. 21, 8). — Но Мухаммеду было ниспослано Божественное Писание. прп. Иоанн Дамаскин: Но кто же свидетель, что Бог дал ему писание? Моисей получил Закон, когда Бог явился на горе Синае пред лицом всего народа в облаке и огне, мраке и дыме, и все пророки, начиная от Моисея и далее предсказывали относительно явления Христа и о том, что Бог Христос и Сын Божий придёт во плоти и будет распят, умрёт и воскреснет, и что этот будет судиёй живых и мёртвых. Почему же ваш пророк не пришёл так, чтобы другие свидетельствовали о нём? И почему Бог, Который дал закон Моисею на дымящейся горе в виду всего народа, не в вашем присутствии дал и ему писание, о котором вы говорите, что уверовали в него? Почему же вы, когда Мухаммед в вашем писании приказывает вам ничего не делать и не принимать без свидетелей, не сказали ему: прежде всего сам подтверди чрез свидетелей, что ты пророк, что от Бога пришёл и какие писания свидетельствуют о тебе"? — Мухаммед, выйдя из крайних пределов Востока, победителем дошел до Запада. Разве это не доказывает, что он - посланник Божий? свт. Григорий Палама: Пусть Мухаммед, отправившись с Востока, прошел победителем до Запада, но побеждал он войной, мечом, грабежом, порабощением, избиением людей. Из этого ничто не может исходить от Бога, Который добр. Скорее же это обусловлено волей человека и диавола, от начала являющегося человекоубийцей (Ин. 8, 44). Что же, разве Александр Македонский, отправившись с Запада, не покорил весь Восток? Однако и многие другие в разные времена, предпринимая военные походы, нередко овладевали всей экуменой. Никому же из них никакой народ не вверял свои души, как вы Мухаммеду. Впрочем, он, и силу используя, и наслаждения предлагая, не привлек на свою сторону даже одной целой части экумены. А учение Христа, хотя и отвергающее почти все удовольствия жизни, охватило все пределы экумены и господствует среди тех, кто воюет с ним, без всякого насилия и, скорее, торжествуя над насилием, которое всякий раз противопоставляется ему, так что в этом заключается победа, мир победившая" (2 Ин. 5, 4). О Троице — Называя Христа Богом и Духа Святого Богом, вы придаёте единому Богу сотоварищей. прп. Иоанн Дамаскин: Так как вы говорите, что Христос есть Слово Божие и Дух, то почему вы обзываете нас придающими Богу сотоварищей, ведь слово и дух неотъемлемы от того, в ком они существуют. Итак, если в Боге существует Его слово, то ясно, что и оно есть Бог; если же оно находится вне Бога, то Бог по-ва-шему бессловесный есть и бездушный. Итак, избегая того, чтобы Бог имел другого Бога, вы убили Его. Ибо лучше было бы Вам сказать, что Он имеет другого, чем убить Его или сделать как ка-мень или что-либо иное из бесчувственных предметов. Таким об-разом вы ложно называете нас придающими Богу сотоварищей, мы же справедливо можем назвать вас богоубийцами. — Зачем вы, христиане, Одного Бога разделяете на три: называете Отцом, Сыном и Духом. Если Бог может иметь Сына, то дайте Ему и жену, чтобы было много богов. св. Константин Философ: Не хулите Божественную Троицу, Которую мы научились исповедовать от древних пророков, кото-рых признаёте и вы, как держащиеся вместе с ними обрезания. Они же учат нас, что Отец, Сын и Дух суть три ипостаси, сущес-тво же их едино. Подобие сему можно видеть на небе. Так в солн-це, созданном Богом в образе Святой Троицы, находятся три ве-щи: круг, светлый луч и теплота. Во Святой Троице солнечный круг есть подобие Бога Отца. Как круг не имеет ни начала не кон-ца, так и Бог — безначален и безконечен. Как от солнечного кру-га происходит светлый луч и солнечная теплота, так от Бога рож-дается Сын и исходит Святой Дух. Таким образом, солнечный луч, просвещающий всё вселенную, есть подобие Бога Сына, рождённого от Отца и являемого в сем мире, солнечная же теп-лота, исходящая из того же солнечного круга вместе с лучом, есть подобие Бога Духа Святого, Который вместе с рождаемым Сыном предвечно исходит от Отца, хотя во времени посылается людям и Сыном, как, например, на апостолов был послан в виде огненных языков. И как солнце, из трёх предметов: круга, солнечного луча и теплоты — не разделяется на три солнца, хотя каждый из сих предметов имеет свои особенности: одно есть круг, другое — луч, третье — теплота, однако не три солнца, а одно — так и Пресвятая Троица, хотя имеет Три Лица: Отца, Сына и святого Духа, однако не разделяется Божеством на три бога, но есть Один Бог. Помните ли вы, как говорит Писание о том, как Бог у дуба Мамврийского явился праотцу Аврааму, от которого вы храните обрезание? Бог явился Аврааму в Трёх Лицах. Он (Авраам) возвёл очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр свой и поклонился до земли и сказал: Владыка! Если я обрёл благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт 18:2-3). Обратите внимание: Авраам видит перед собою трёх мужей, а беседует как бы с одним, говоря: Владыка! Если бы я обрёл благоволение пред очами Твоими. Очевидно, что святой праотец исповедовал в Трёх Лицах Одного Бога. прп. Максим Грек: Вы говорите, что мы, христиане, испове-дуя Отца и Сына и Святаго Духа, вводим трех Богов. Не дай Гос-поди! Этого быть не может! Если кто исповедует трех богов, тот да будет проклят на веки веков, аминь! Мы знаем единаго Бога, Творца и Создателя всего, имеющаго Слово и Дух, равночестных и тождественных по Божеству, собезначальных и соприсносущ-ных, ибо никогда Бог не был без Слова и Духа. Такой хулы не бу-дет в нас. Поэтому и говорим: вечен Бог Отец, вечен Сын и Слово Его, и с Ним вечен и Дух Святый, исходяпцй от Отца. Един Бог в Троице, а не три Бога, да не будет сего! Как ум, слово и дух все три называются одною душою, а не три души; также круг солнеч-ный, свет и лучь, все три составляют одно солнце, а не три сол-нца: таково и таинство Святыя Троицы. Хотя и говорим: Бог Отец, Бог Сын и Слово Его, Бог и Всесвятый Дух; но эти три - не три Бога, а все три - един Бог, безначальный и бесконечный. О Боговоплощении и Божестве Христа — Вы говорите, что Бог имел женщину, если утверждаете, что Он родил Сына. свт. Григорий Палама: Вы же сами признаёте Христа Сло-вом Бога, рожденным от Девы Марии, Которую мы почитаем как Богоматерь. Итак, если Мария, родившая во плоти Христа, не имела мужа и не нуждалась в муже, так как родила во плоти Сло-во Бога, еще в большей степени обосновано то, что Бог, рождая Свое Собственное бесплотное Слово бесплотным и Божествен-ным образом, не имел женщины и не нуждался в женщине, как вы это неправедно предполагаете свт. Симеон Фессалоникийский: Мы проповедуем самого Сына Божия, не телесно рождённого; потому что у Бога нет тела, но как Отец бестелесный, невещественный, вечно сущий и жи-вой, [так] и Сын Его и Слово бесстрастный, нетелесный, вечно сущий и живой и совершенный от совершенного, как свет от огня. Поэтому мы и не говорим, будто Бог имел жену, как неразумно говорят нечестивые, будучи лишь плотскими, и от животной жизни глупые умом и неразумные, но свято и бесстрастно, неизреченно и неплотски и превыше всякого ума и ангельского и человеческого, рождает невещественный Бог и Отец невещественное Слово и Сына Своего — Как вы, христиане, говорите, что Бог родился от жены? Может ли Бог родиться от женской утробы? св. Константин Философ: Не от простой жены но от небрач-ной Пречистой Девы родился Бог Сын действием Святого Духа, Который в Пречистой девической утробе несказанно основал плоть Христу Богу и устроил сверхъестественное вопло-щение и рождение Слова Отца. посему и заченшая Сына от свя-того Духа Дева как пред рождением, так во время рождения и по рождению пребывала Девой чистой, по изволению Бога, которо-му повинуется всякое созданное существо, по словам церковной песни: "идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин". А что Христос родился от чистой Девы Духом Святым, свиде-тельствует также и ваш пророк Мухаммед, написав следующее: "послан Дух Святый к чистой Деве, чтобы по Его изволению она родила Сына". Если бы Христос был простой человек, а не вмес-те и Бог, то для чего должно было произойти зачатие Его от Свя-того Духа? Простой человек родится от брачной жены, а не от Неискусобрачной Девицы, и зачинается оп естеству от мужа, а не по особому наитию и действию Святого Духа. свт. Григорий Палама: Бог не есть какое-то большое тело, ко-торое не может поместиться из-за своего размера в нечто малое. Напротив, будучи бестелесен, Он способен быть везде, превыше всего и в любой вещи. Он может поместиться даже в наимень-шую из всех возможных вещей, какую можно себе представить. — Почему вы считаете Христа Сыном Божиим и Богом? прп. Максим Грек: Ваш собственный Коран во многих мес-тах хвалит святое Евангелие, и называет его правильным и свя-тым и считает ниспосланным с неба. Вот и мы, читая в Еванге-лии, веруем гласу Божьему, говорящему: Сей есть Сын Мой воз-любленный, о Нем же благоволих, Того слушайте. Если же святое Евангелие показывает, что Бог Отец именует Христа Сыном Сво-им возлюбленным, то почему вы, агаряне, отрицаетесь сыновства и Божества Его, укоряете нас, исповедующих Его Сыном Божиим и Богом? Если признаете святое Евангелие правильным и истин-ным, то верьте и вы, и с нами исповедуйте, что Христос воистину и действительно есть Сын Божий. Имея такое свидетельство Са-мого Бога Отца, сшедшее с неба, мы xpиcтиaнe, веруя свидетель-ству Бога Отца, хорошо и правильно исповедуем Христа Сыном Божиим, а не рабом и не простым человеком, как вы называете его и этим оказываетесь Его досадителями. Если вы искренно, а не лицемерно, хвалите святое Евангелие и говорите о нем "инджиль-хак", то перестаньте уже досаждать и хулить Xpиcтa, а исповедуйте Его с нами Сыном Божиим, как свидетельствует о Нем святое Евангелие — Если бы Христос был Бог, то иудеи не могли бы причинить Ему страданий и умертвить бесчестной смертью. прп. Максим Грек: Он добровольно предал Себя на смерть, а не по причине бессилия человеческаго Его естества, иудеи схва-тили Его и умертвили. Он мог в мгновение ока не только Иеруса-лим и живущих в нем иудеев погубить, но и находящихся по всей вселенной непокорных сразу истребить, но Он Сам Себя добро-вольно предал на смерть ради спасения людей, о чём Он Сам свидетельствует, говоря так: Аз есмь пастырь добрый: и душу Мою полагаю за овцы. Сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю, да паки npииму ю. Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю, и область имам паки npияmu ю. (Ин 10: 11-18). О почитании икон — Зачем вы почитаете иконы? Ведь ещё Моисею Бог сказал: не сотвори себе кумира? свт. Григорий Палама: Друзья почитают друг друга, но не обожествляют. Очевидно для всех, что именно это, конечно, Мои-сей получил от Бога и именно этому он научил затем народ. Од-нако, этот же самый Моисей и в то же время не оставил ничего, чтобы запрещало делать изображения. Он сделал помещение за завесой подобное и представляющее небесное. Также, поскольку Херувимы есть на небе, он сделал их изображения и поместил во Святая Святых храма. Что до внешнего устройства храма, он ус-троил его представляющим земное. Если кто-нибудь спросил бы Моисея: "Почему ты сделал всё-таки такие вещи, когда Бог запре-тил иконы (образы) и подобия тех вещей, что на небе и тех, что на земле?", он ответил бы, разумеется, так: "Иконы и изображе-ния запрещены так, чтобы кто-то не стал им служить, как богам. Однако, если кто возводится чрез них к Богу, это хорошо!" Греки тоже служили тварям, но так, как если бы это были бы боги. Мы же через почитаем икон них возводимся к славе Божией. О почитании креста — Почему вы покланяетесь кресту? Разве это не явное идолослужение? прп. Иоанн Дамаскин: А почему вы прикасаетесь к камню, который находится в Каабе вашей и целуете его, обнимая? Некоторые говорят, что на нём Авраам совокуплялся с Агарью; другие же говорят, что здесь он привязал верблюда, намереваясь принести в жертву Исаака. Итак, обнимая его потому только, что на нём Авраам совокуплялся с женщиной или потому, что к нему он привязал верблюда, вы не стыдитесь, как же обвиняете нас в том, что мы поклоняемся кресту Христа, которым сила демонов и заблужденья диавола были уничтожены? свт. Григорий Палама: Даже мусульманский правитель, вероятно, и сам благосклонно отнесётся к почитающим его символ и в высшей степени будет недоволен теми, кто оскорбляет его; трофеем же и символом Христа является крест О браке — Почему Вы отвергаете многожёнство? свт. Симеон Фессалоникийский: Ибо дал [Бог Адаму] его жену и двое, как написано, плоть едина (Мф 19:5-6) и таков был изначально переданный порядок устроения Божия, то есть один муж и одна жена, от начала [были созданы] один муж и одна жена, и они — единое естество. И потому учение [о многожёнстве] есть безрассудно языческое и порочное. И Павел говорит, что мужу надлежит иметь одну жену: во избежание блуда, каждый имей свою жену (1Кор 7:2), а не многих. О Евхаристии — Как это возможно для хлеба и вина, стать Телом и Кровью Христа? св. Самон Газский: Ты не всегда был столь же высок, как те-перь. Ты вырос начиная с детства, и сегодня ты имеешь большее количество плоти, и кровь чем имел тогда. Какова причина этого? Твоё тело изменило пищу, которое ты вкушал, в плоть и кровь. Итак, если человеческое тело может превращать пищу и питие в плоть и кровь, то поистине Бог также может сделать это. — Как же по-вашему Тело Христово, находящееся внутри [хлеба], на бесчисленные тела и части разделяется? Разве многие разделённые Христы есть, или в каждом часть Одного? св. Самон Газский: Когда я говорю с отдельным человеком, он слышит меня и принимает в себя то, что я говорю. Если же я сообщаю те же самые слова тысяче людей, они бы все слышали одно и то же. Или, возьмём большое зеркало. Ты видишь своё изображение, отражённое в нём, но однажды. Когда ты разобь-ёшь зеркало на сотню частей, ты увидишь то же самое собствен-ное отражение в каждом из сотни осколков. Если такие явления происходят в каждодневной жизни, то почему это должно быть невозможно для Тела нашего Господа — присутствовать во мно-гих местах в то же самое время? Подборку составил Ю.В. Максимов

 

 

 
Феодор Абу Курра, епископ Карский Диалоги с мусульманами VIII. Вопросы араба к христианину. А - Христианин, Б - Араб. Б.: Скажи мне, Христос - твой Бог? А.: Да. Б.: Итак, ты имеешь другого Бога, кроме Него? А.: Никоим образом. Б.: Значит, Отец и Дух отвергаются тобой. А.: Послушай и ты меня. (Вот) здесь присутствует по ипостаси ваше Писание, с неба, как говорят, сошедшее; спрашиваю же тебя: имеешь ли ты другое Писание, помимо этого? Б.: Отвечаю тебе, что другого не имею. А.: Следовательно, отрицаешь всякое другое Писание? Б.: Да. А.: Что же? Если получишь другую книгу (bibloj), это же Писание (grafh) содержащую, то (получится, что) отрицаешь это Писание? Б.: Это не есть иное и иное Писание, но одно и то же, если даже в разных книгах обретается. А.: Но (ведь) и я говорю, что не есть Отец и Дух иной и иной по отношению к Сыну, если даже и в иной и иной ипостаси обретаются. XIX. Вопрошение о том, что Мухаммед не есть (посланный) от Бога. Есть у лицемерных сарацин обычай, — если встретится им христианин, не приветствовать его, но тотчас говорить: “христианин, свидетельствуй, что единый трансцендентный (ўkoinиnhtoj) Бог имеет Мухаммеда своим слугой и посланником”. То же самое один из таких лицемеров спросил и у Абу Курры. Отвечая, тот сказал: Не довольно ли тебе самому смертного приговора за лжесвидетельство, что и другим приказываешь лжесвидетельствовать? Варвар: Я не лжесвидетельствую. Христианин: Разве ты присутствовал (?) при том, как Бог посылал Мухаммеда? Вар.: Нет. Но как свидетельствует отец мой, так и я свидетельствую. Христ.: Если бы всё, сообщаемое родителями детям, было истинным, то и самаряне, и иудеи, и скифы, и христиане, и еллины правильно (kalоj) бы веровали, поскольку каждый свидетельствует о том, что принял от родителей. Вар.: Так как ты поставил меня в затруднительное положение, то скажи мне ты: разве не научился и ты от отца своего тому, о чём свидетельствуешь? Христ.: Совершенно верно. Но меня отец мой одному научил, а тебя отец твой другому. Вар.: Итак чему же научил тебя отец твой, а меня — мой? Христ.: Отец мой научил меня принимать посланника, от древности предречённого, или же чрез собственные чудеса показующего себя достойным веры. Мухаммед же твой лишён и того и другого и чужд (сему). Ибо (ни один) древний пророк его пророком не считал (?), и чудеса его не внушают доверия. Вар.: На самом деле Христос в Евангелии написал (о нём): “пошлю вам пророка, называемого Мухаммед”. Христ.: Такого упоминания о нём в Евангелии не имеется. Вар.: Имелось, но вы выбросили его. Христ.: Если кто приходит к судье (с иском) против должника, (и притом) не имеет записи желаемого или обещанного, что отсудит ему судья? Вар.: Ничего. Христ.: Также и вы в Евангелии ничего не имеете. Вар.: Если даже и в Евангелии ничего не имею, то из чудес, которые (Мухаммед) сотворил, почитаю его достойным веры пророком. Христ.: Какие же чудеса он сотворил? Варвар, к лживой мифологии обратясь, ничего истинного сказать не в силах, умолк. XXI. Вопрошание о том, что учение христиан подтверждается с помощью даже самых незначительных [аргументов] Некий сарацин из числа ученых, уверенный в своем красноречии, собрал своих единоверцев, дабы они дивились ему как непобедимому догматику, и обращается к епископу: “Я слышал, что ты заявил, хвастаясь, что подтвердишь христианство даже самыми незначительными аргументами, которые имеются в нем”. Феодор же, зная его дерзость, отвечает: “Ты слышал правду”. Сарацин. А если ты не сможешь этого [сделать], то что бы ты хотел, чтобы с тобой было? Феодор. Чтобы я не имел права состязаться [в споре] с сарацином. Сарацин. А если тебе удастся [доказать христианство с помощью незначительных аргументов], тогда я не буду иметь права спорить с христианином? Феодор. Ты согласен на что-то иное? Сарацин. На что согласен ты, на то же самое [согласен] и я. Феодор. Нет, совсем не на то же самое. Ведь если ты победишь меня [в этом споре], то заслужишь великую благодарность от сарацинов, угодив им. А тебя, даже если ты будешь очень красноречив, христиане не станут считать достойным чего-либо. (?) Сарацин же, посмеявшись над этим, говорит, дивясь прямоте епископа: “Давай, епископ, побеседуем”. Феодор. Ответь на мой вопрос. Сарацин. Спрашивай, что пожелаешь. Феодор. Какие есть виды людей? Сарацин. Не знаю. Феодор. Всего [известно], что три: мудрые, средние и глупые. Сарацин. Согласен. Феодор. А есть ли из этих трех видов хоть один, признающий, что Бог распят? Сарацин, как будто уже будучи близок к победе, немедленно отвечает: “Ни одного”. Феодор. Подумай внимательно, дабы ты не увлекся и, ожидая победить, [сам] не оказался бы побежденным. Сарацин. Я не отказываюсь от своих слов (говорит он); да не будет такого, чтобы когда-нибудь мудрый, средний или глупый признал, что Бог распят. Феодор. Следовательно, по-твоему, христиане не являются людьми, среди которых вообще есть и мудрые и средние и глупые. Сарацин, недоумевая и раскаиваясь в поспешном ответе, остался пристыженным. Феодор. Мы, христиане, являемся четвертой, или даже более, частью людей; а как же ты осмеливаешься утверждать, что никто из людей не признает того, что Бог распят? Сарацин. А каким же образом ты говоришь: “Три вида людей признали, что Бог распят”? Я сомневаюсь, ибо мне не ведома тайная причина такого признания. Феодор. Как я обещал немного ранее, я докажу с помощью наших догматов, кажущихся тебе несовершенными, что учение христиан крепко и прочно. Сарацин. Докажи. Феодор. Дабы не медлить, припоминая каждый догмат в отдельности, я постараюсь (meqodeЪsw) дать тебе краткий очерк. Итак, представь, что вы являетесь вождями десяти народов, разумеется - язычников: греков, римлян, франков и других. Вдруг перед вами появился человек, чужеземец, нищий и неприметный с виду, и весьма дерзко вопиет ко всем: “Почему вы заблуждаетесь, люди, предпочитая благочестию нечестие?” Вы, естественно, говорите [ему] в ответ: “А каково же, несчастный, то благочестие, которому мы предпочли нечестие:” Он же говорит: “Служить Богу Распятому - вот это и есть истинное благочестие”. Вы, слыша это, скрежещете [от негодования] зубами и пытаетесь его убить, но не можете, и вновь обращаетесь [к нему]: “Возгласи же нам эту свою явно недопустимую весть”. Он говорит: “Сын Божий, сойдя с неба, воплотился от жены и, став человеком, возрастал как младенец; искомый врагами бежал в Египет, а по возвращению оттуда был схвачен; Его заушали, на Него плевали, били по голове Его тростью, облекли Его, издеваясь, в багряницу, наложили на Него терновый венец, распяли, поили уксусом, прободили бок Его копьем. Он же возопил: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты оставил Меня?» (Мф. 27:46) и испустил дух. И мертвым был сокрыт в могиле, и тридневен восстал от гроба” - для того, чтобы не казалось, будто он вводит слушателей в заблуждение, подобно многословному обманщику. Услышав это, вы говорите в ответ: “О чужеземец! Никто и никогда не казался более безумным, чем ты. Да и кроме того, каковы же заповеди Претерпевшего такое к верующим в Него?” Он говорит: “[Следующие заповеди:] вести строгий образ жизни; воздерживаться от наслаждений; отвергать многоженство; подставлять ударившему по правой щеке левую; с принудившим идти с ним одно поприще проходить два; отнимающему верхнюю одежду отдавать сверх того и рубашку; любить врагов; благословлять ругающих и проклинающих и молиться за них”. Вы спрашиваете: “А какова же Его награда тем, кто сможет такое вынести?” На это он отвечает: “Здесь - никакой; но когда вы воскреснете от гробов в последний день, то изобильным и весьма щедрым будет вкушение от вечных Его благ тем, кто соблюдал эти [заповеди]”. Тогда вы говорите: “Человек! Явно, слаб Проповеданный тобою; и, очевидно, трудновыполним Его завет. А воздаяние за это и слишком далеко и сомнительно. И кем будет тот, кто сможет принять такую религию?” Он же молвит в ответ: “Скажите мне, может ли тварь служить и подчиняться кому-то еще кроме Творца?” Вы отвечаете: “Нет, только Творцу”. Он говорит: “Приведите ко мне слепого”. И когда приведут слепого, вестник воскликнет: “Тебе говорю, слепой, - во имя Иисуса Христа Назорея, Рожденного от Марии в Вифлееме и Бежавшего в Египет, Схваченного иудеями и на кресте Распятого, уксус и желчь Пившего и Уязвленного в бок копьем, - прозрей!” Тот тотчас прозревает; и по его просьбе он очищает прокаженных и творит всевозможные чудеса. Откуда и вы, и все видевшие, мудрые, средние и глупые, без сомнения, весь род человеческий узнает, что Назорей - Бог и Сын Божий. И Он претерпел такое добровольно по причине, оставшейся скрытою для умов видевших. Вот тебе и доказано, по моему обещанию, христианское учение, подтвержденное теми [аргументами], которые кажутся вовсе незначительными. XXII. Другое вопрошение, доказывающее, что хлеб благословения является Телом Христовым Сарацин. Почему, епископ, вы, священиики, насмехаетесь над христианами, предлагая [им] два хлеба, испеченных из одной пшеничной муки? И [почему] один употребляете в пищу, а другой, разделив для народа на небольшие [части], называете Телом Христовым и утверждаете, что он может давать отпущение грехов вкушающим его? Над самими ли собой вы насмехаетесь, или над теми, кто вам повинуется? Феодор. Ни над собой мы не насмехаемся, ни над ними. Сарацин. Убеди меня, но не с помощью твоего Писания, а с помощью общеизвестных и общепризнанных понятий. Феодор. Так что ты говоришь? Хлеб не является Телом Божиим? Сарацин. Я затрудняюсь дать ответ на любую часть [этого] противоречия. Феодор. Таким же большим [по размеру] родила тебя мать? Сарацин. Нет, маленьким. Феодор. А что тебя увеличило? Сарацин. По воле Бога - пища. Феодор. Следовательно, хлеб стал для тебя телом. Сарацин. Согласен. Феодор. А как хлеб стал для тебя телом? Сарацин. Каким образом - мне не ведомо. Феодор. Через горло пища и питие спускаются в желудок как в горшок; а поскольку печень, окаймляющая желудок, является горячей, то пища варится, разжижается (culoаtai), и жирная ее часть отправляется вниз, а тонкая и разжиженная остается на поверхности. Печень же, как кипяток, будучи пористой (sumfоdej), втягивает [пищу], превращает [ее] в кровь и через жилы - как через каналы - орошает все тело, разделяя переваренную в желудке и превращенную там в кровь пищу в соответствии с каждой из частей тела, как например кость - в кости, мозг - в мозг, жилу - в жилы, глаз - в глаза, волос - в волосы, кожу - в кожу, ноготь - в ногти. И таким образом [происходит] возрастание младенца в мужа, поскольку хлеб становится его телом, а питие - кровью. Сарацин. Пожалуй. Феодор. Пойми, что таким же образом происходит и наше Таинство. Ведь священник возлагает на Святой Престол хлеб и вино, и Дух Святый, Призванный святою молитвой, нисходит и посещает предложенные [Св. Дары]; и огнем Своего Божества превращает хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, подобно тому как печень [превращает] пищу в человеческое тело. Или, друг, ты не допускаешь, что Всесвятый Дух может совершить то же, что может твоя печень? Сарацин промолвил: “Допускаю.” И, вздохнув, умолк. XXIII. Другое вопрошение о том, что Христос, став человеком, является Истинным Богом Сарацин. Христос сказал, что Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего (Ин. 5:19). Каким же образом является Богом, как вы говорите, Тот, Кто не может [сотворить] что-либо Сам от Себя? Абукурра. Можешь ли ты летать? Сарацин. Нет. Абукурра. Если бы ты увидал в вышине летящего орла и смог бы подняться в высь подобно орлу, то кому из вас будут более всего дивиться зрители: тебе или орлу? Сарацин. Мне. Абукурра. Значит, Христос более удивителен, чем твой бог.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Организация и проведение индивидуальных обследований | 

Date: 2015-09-22; view: 304; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию