Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №10. Учет долгосрочных активов





1. Приобретение и оценка основных средств

2. Выбытие и обмен основных средств

3. Учет нематериальных активов

&&&

$$$002-010-001$3.2.10.1 Приобретение и оценка основных средств

Важной стороной деятельности организации является наличие долгосрочных активов, в частности к которым относятся основные средства и нематериальные активы.

Основные средства – это материальные активы, которые используются организацией для производства или поставки готовой продукции (работ, услуг), для сдачи в аренду другим организациям или для административных целей и которые предполагается использовать в течение длительного периода времени (более 1 года).

Основные средства и долгосрочные инвестиции в основные средства оказывают многоплановое и разностороннее влияние на финансовое состояние и результаты деятельности предприятия. Получение дохода может быть результатом правильных решений о пропорциях вложения капитала в основные средства, осуществленных до начала операционной деятельности. Поэтому эффективное управление основным капиталом, предполагает ясное представление о специфике их функционирования и воспроизводства.

Основные средства в организации образуются в результате строительства производственных и жилых зданий, сооружений, изготовления своими силами инвентаря, приобретения передаточных устройств, машин, оборудования, транспортных средств, безвозмездного поступления от других организации, приобретения в порядке долгосрочной аренды объектов.

Научно обоснованная классификация основных средств является необходимым условием единообразной группировки их в учете и отчетности. Группировка основных средств в учете осуществляется по следующим признакам (рис. 1):

Рис.1. Классификация основных средств.

по функциональному назначению:

– производственные, непосредственно участвующие в процессе производства;

– непроизводственные, не связанные с уставной деятельностью субъекта (объекты здравоохранения и культуры, жилищный фонд и др.);

по натурально-вещественному признаку, основные средства группируются в тринадцать групп, в состав каждой группы входят однородные по целевым назначениям и видам объекты основных средств;

по степени использования основные средства делятся на действующие, т.е. находящиеся в эксплуатации, бездействующие, т.е. находящиеся на консервации и запасные; находящиеся на складе;

по принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные. Собственные основные средства непосредственно принадлежат субъекту или закреплены за ним на правах хозяйственного владения или оперативного управления и числятся у него на балансе. Арендованные основные средства – это активы, полученные от других предприятий и организаций во временное пользование за плату на условиях текущей или долгосрочной аренды.

При поступлении основных средств заполняется акт приемки и передачи основных средств с приложением технической документации. На основании акта приемки и передачи основных средств составляется инвентарная карточка. На каждый объект основных средств присваивается инвентарный номер

В учете и отчетности основные средства оцениваются по следующим видам оценок: первоначальная стоимость, справедливая рыночная стоимость (стоимость реализации), балансовая стоимость, ликвидационная стоимость, текущая стоимость, возмещаемая стоимость, амортизируемая стоимость.

v Первоначальная стоимость - это затраты на строительство, сооружение или приобретение основных средств;

· Балансовая стоимость – это сумма, на которую основные средства признаются в бухгалтерском балансе, за вычетом суммы накопленного износа и накопленного убытка от снижения стоимости.

· Справедливая стоимость (стоимость реализации) основных средств – это сумма денежных средств, на которую можно обменять основные средства между независимыми сторонами.

· Ликвидационная стоимость – это предполагаемая чистая стоимость в виде запасных частей, лома, отходов, которые могут быть получены при ликвидации основных средств в конце срока полезной службы за вычетом ожидаемых затрат по их разработке и ликвидации.

· Текущая стоимость – сумма денежных средств или их эквивалентов, которая может быть оплачена, если такие же основные средства приобретались бы в настоящее время.

· Амортизируемая стоимость – это разница между первоначальной стоимостью и ликвидационной стоимостью.

Первоначальная стоимость основных средств определяется для объектов:

· построенных (изготовленных) на самом предприятии, а также приобретенных за плату исходя из фактических затрат по возведению или приобретению, включая расходы по доставке, монтажу, установке, а также уплаченных налогов при покупке;

· внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал – по согласованной стоимости между учредителями;

· полученных безвозмездно от других юридических и физических лиц, а также субсидий правительства – экспертным путем или по данным актов приемки-передачи.

Первоначальная стоимость основных средств может быть изменена:

· при технической реконструкции, модернизации, расширении или переоборудовании, если в результате увеличивается срок полезной службы или производственная мощность;

· частичной ликвидации и демонтаже объекта, если в результате уменьшается срок полезной службы или производственная мощность;

· в результате переоценки основных средств, когда текущая стоимость каждого объекта определяется с учетом действующих цен (уровня инфляции).

Согласно Международного стандарта финансовой отчетности 16 «Недвижимость, здания и оборудование» основные средства оцениваются по:

1.Балансовой стоимости;

2. Себестоимости – сумме выплаченных денежных средств или их эквивалентов, либо справедливая стоимость другого актива, переданная для приобретения или создания, либо, если применима сумма, отнесенная к данному активу при его признании в соответствии по специфическим требованиям других.

3. Амортизируемой стоимости;

4. Стоимости актива, основанной на деятельности организации;

5. Справедливой стоимости;

6. Возмещенной сумме – это наибольшее из значений либо стоимости актива для организации, предполагающей его дальнейшее использование либо возмещаемая сумма в случае его продаж;

7. Ликвидационной стоимости.

Балансовая стоимость – сумма, по которой актив средств признается в бухгалтерском балансе после вычета суммы всей накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.

Амортизируемая стоимость – это себестоимость актива или других величин, отражения в финансовой отчетности вместо себестоимости за вычетом его ликвидационной стоимости.

Стоимость актива, основанная на деятельности организации – это текущая стоимость будущих потоков денежных средств, которую организация планирует получить от использования данного актива и реализации его по истечении срока полезной службы либо планирует при исполнении обязательства.

Справедливая стоимость – это сумма, на которую актив может быть обменен между хорошо осведомленными, независимыми сторонами, желающих совершить такую операцию.

Ликвидационная стоимость – это чистая сумма, которую организация ожидает получить за актив в конце срока его полезного использования после вычета ожидаемых затрат на его выбытие.

Учет основных средств ведут согласно КСБУ №6 «Учет основных средств» и IAS№16 «Недвижимость, здания и оборудование».

Движение основных средств- это их поступление, выбытие и внутренне перемещение.

Основные средства поступают в результате:

· строительства (изготовлении) новых зданий, сооружений и передаточных устройств;

· приобретения за плату основных средств у других юридических и физических лиц;

· безвозмездного получения основных средств от других юридических и физических лиц или в порядке субсидий исполнительных органов;

· получения объектов основных средств от учредителей в счет их вкладов в уставный капитал;

· поступления объектов основных средств на условиях долгосрочной финансируемой аренды;

· оприходования неучтенных (излишних) основных средств, выявленных при инвентаризации.

Поступившие в организацию объекты основных средств принимаются специальной комиссией, которая создается по распоряжению руководителя.

Поступление основных средств оформляется “Актом приемки–передачи основных средств” (форма № ОС–1), которая составляется созданной комиссией. Акт заполняется на каждый инвентарный объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект. Акт приемки-передачи составляется двумя сторонами – принимающей объект и передающей, с указанием полной характеристики объекта, его первоначальной стоимости и суммы накопленного износа (если объект ранее находился в эксплуатации). В акте дается заключение комиссии о техническом состоянии объекта и результатах испытания.

Акт приемки-передачи основных средств заполняется:

· при оформлении ввода в эксплуатацию принятых основных средств в одном экземпляре;

· при безвозмездном получении и получении от учредителей в двух экземплярах (для субъектов сдающего и принимающего объект);

· при приобретении основных средств с последующей оплатой в трех экземплярах: первые два экземпляра для субъекта сдающего объект (где первый экземпляр служит для снятия с учета основных средств, а второй для предъявления счета к оплате), третий экземпляр организации принимающей объект.

Согласно Типового плана счетов бухгалтерского учета для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности подраздел 2400 «Основные средства» предназначен для учета основных средств и включает следующие группы счетов:

2410 – «Основные средства»,

2420 – «Амортизация основных средств»,

2430 – «Убыток от обесценения основных средств».

В зависимости от причины поступления в бухгалтерском учете составляется следующая корреспонденция счетов, представленная в таблице 1.

 

Таблица 1 -Корреспонденция счетов по учету поступления основных средств

Содержание операции Дебет Кредит
1. Оприходование основных средств за счет выданных подотчетных сумм    
2 поступление основных средств за счет ранее выданных поставщикам авансов    
3 поступление основных средств от дочерних, ассоциированных и совместных организаций   3320,
4 приобретение основных средств у физических лиц и организаций    

 

Принятие в аренду объектов основных средств по балансовой стоимости арендодателя учитывается на дебете забалансового счета 001 «Арендованные основ­ные средства» арендатора.

Капитальные затраты в арендованные объекты, произведенные арендатором в соответствии с условиями договора за счет своих средств по завершению, зачисляются в состав основ­ных средств и отражаются в учете арендатора по дебету счетов 2411-2417 «Основные средства».

По окончании срока аренды у арендодателя в учете сумма капитальных затрат, произведенных арен­датором, увеличивая первоначальную стоимость объек­тов основных средств, отражается следующим образом:

а) на сумму капитальных затрат арендатора: дебет счетов 2411-2417 «Основные средства» кредит разных счетов в зависимости от условий договора аренды,

б) на сумму износа с капитальных затрат в арен­дованные объекты согласно данным арендатора: дебет счетов 2411-2417 «Основные средства» кредит счетов 2421, 2423, 2425,2427,2428,2429 «Износ основных средств».

Поступление основных средств на условиях финансируемой аренды, лизинга: дебет счетов 2411-2417 кредит счета 3360.

Выявленные при инвентаризации и других провер­ках излишние основные средства, подлежат зачислению в состав основных средств. Они отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов 2411-2417 и кредиту счета 7470 по балансовой стоимости согласно учетным дан­ным о затратах на их приобретение или возведение (изготовление), а при отсутствии этих данных - по оценке соответствующих прейскурантов оптовых цен или сметной стоимости. На сумму износа, начисленную с момента эксплуа­тации объекта, производится запись: дебет счетов 2411-2417 «Основные средства» и кредит счетов 2421, 2423, 2425,2427,2428,2429 «Износ основных средств»

Перевод инвестиций в недвижимость в категорию здания и сооружения: дебет счетов 2411-2417 кредит счета 2310.

 

&&&

$$$002-010-002$3.2.10.2 Выбытие и обмен основных средств

В бухгалтерском учете затраты по ремонту отражаются в зависимости от того, каким способом будет выполняться ремонт.

Оформление приема – сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонний организаций, то акт составляют в двух экземплярах. В целях контроля за своевременным получением из ремонта объектов основных средств инвентарные карточки учета ОС на период ремонта помещают в разделе картотеки “ В ремонте”.

По организационно-техническим признакам, характеру ремонтных работ, по их срочности, объему различают капитальный и текущий ремонт.

Текущий ремонт предназначен для поддержания основных средств в исправном и работоспособным состоянии, при котором производится замена небольшого количества изношенных деталей и регулирование механизмов оборудования с целью обеспечения его нормальной эксплуатации до очередного ремонта по плану, покраски, побелки стен и другие. Текущий ремонт проводят в сроки, предусмотренные графиком. Ремонтные работы выполняются силами ремонтных бригад на месте эксплуатации основных средств или в специально отведенных местах.

Капитальным ремонтом считается такой вид ремонта, при котором производится разборка ремонтируемых объектов, замена или восстановление всех износившихся узлов, деталей и конструкций. Для оборудования и транспортных средств – это ремонт с периодичностью свыше одного года, при котором производится полная разборка агрегатов, замена или восстановления всех изношенных узлов и узлов, сборка, регулировка и испытания агрегатов. Для транспортных средств капитальный ремонт производится после пробега машин от 20 до 50 тыс. км в зависимости от марки машин.

Распорядительным документом, служащим основанием для проведения капитального ремонта является ведомость дефектов.

На основании ведомостей дефектов выписывают наряды-заказы на производство работ по капитальному ремонту. К ним прилагают технические условия работы, рабочие чертежи и другие.

Ремонтные работы могут производится собственными силами (хозяйственный способ), с привлечением сторонней организации (подрядный способ) и смешанным способом.

Подрядный метод является более прогрессивным, экономичным, так как ремонт выполняется специалистами, следовательно более квалифицированно, и при этом сокращаются сроки проведения ремонта.

Пример. АО “Союз” заключило подрядный договор на ремонт административного здания в сумме 720000 тенге, из них НДС по налоговому счету-фактуре составил 120000 тенге.

Таблица 2 -Корреспонденция счетов по учету ремонта основных средств

№№ Содержание операций Сумма в тенге Корреспонденция счетов
      Дебет Кредит
  Получен и акцептован счет подрядчика за выполненные работы по ремонту административного здания за минусом НДС             3310,4110
  Начисленный НДС, принятый к оплате по налоговому счету –фактуре     3310,4110
  Оплачен счет подрядчика за ремонт административного здания   3310,4110  
  Сумма НДС относится на уменьшение платежей в бюджет 9принят в зачет0      

 

Хозяйственный способ заключается в проведении ремонта собственными силами организации. При хозяйственном способе себестоимость ремонта формируется из затрат на материалы, запчасти, оплату труда и прочих затрат, которые понесла организация, проводя ремонт.

Смешанный (комбинированный) способ, заключается в проведении ремонта при использовании и подрядных организаций, и собственных сил организации.

Организация имеет право передавать другим организациям, продавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, а также списывать их с баланса, если они изношены или морально устарели.

Основные средства списываются по следующим причинам:

· Вследствие физического или морального износа;

· Реализации неиспользуемых в хозяйственной деятельности;

· Передачи другим предприятием основных средств в виде вклада уставный капитал;

· Передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций;

· Ликвидации в результате аварии, стихийных бедствий;

· Безвозмездной передачи другим юридическим и физическим лицам;

· Обменных операций;

· Сдачи объектов основных средств в долгосрочную (финансируемую) аренду.

Под перемещением основных средств (оборудова­ния, машин) внутри организации следует понимать такие перемещения, вызываемые производст­венной необходимостью, которые не связаны с выпол­нением капитальных работ. Перемещение основных средств, как правило, оформляется накладными, выписываемыми в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бух­галтерию, где производят соответствующие записи в инвентарные карточки (книги), которые затем пере­мещают в картотеке аналитического учета по новому местонахождению объекта. Второй экземпляр накладной остается в цехе-сдатчике. Аналогичная накладная выписывается при пере­даче основных средств в эксплуатацию из запаса.

Если же в ходе перемещения основных средств производится разборка его фундамента или какой-либо части объекта или демонтаж всего объекта, то оно оформляется актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструирован­ных и модернизированных объектов.

Расходы в этом случае производятся за счет средств финансирования капитальных вложений и при­бавляются к балансовой стоимости.

При безвозмездной передаче основных средств другой организации, продаже сторонним организа­циям и сдаче их в аренду на каждый в отдельности инвентарный объект составляется «Акт приемки-передачи основных средств».

При полном или частичном списании инвентарного объекта всех видов основных средств, кроме автомо­бильного транспорта, составляется «Акт о ликвидации основных средств», а при списании грузового и легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа — «Акт о ликвидации автотранспортных средств».

Безвозмездная передача объектов основных средств, бывших в эксплуатации осуществляется по балансовой стоимости, при этом учитываются суммы начисленного износа. Эта операция отражается в учете следующим образом: дебет счета 7410 «Расходы по реализации основных средств» кредит счетов 2411-2417 «Основные средства» - на остаточную стоимость передаваемого объекта; дебет счетов 2421, 2423, 2425,2427,2428,2429 «Износ основных средств» кредит счетов 2411-2417 «Основные средства» - на сумму износа передаваемого объекта.

При реализации основных средств сторонним орга­низациям за плату их первоначальную стоимость и износ списывают в обычном порядке.

При реализации основных средств, бывших в эксплуатации, первоначальная их стоимость списыва­ется с кредита счетов 2411-2417 «Основные средства» в дебет счета 7410 «Расходы по реализации основных средств» (на остаточную стоимость) реализуемого объекта. Одновременно на причитающуюся с организаций сумму за проданные им основные средства дебетуется счет 1210 «Счета к получению», субсчет 9 «Счета к получению за реализован­ные основные средства», и кредитуется счет 6210 «Доход от реализации основных средств».

Как уже отмечалось, организация имеет право списывать основные средства с баланса, если они изношены или морально устарели.

Для решения вопроса о непригодности основных средств к дальнейшему использованию приказом ру­ководителя организации создаются постоянно дейст­вующие комиссии, в состав которых входят: исполнительный директор или его заместитель, начальники соответствующих структурных подразделений (служб), главный бухгалтер или его заместитель, лица, на которые возложена ответственность за сохранность основных средств. В необходимых случаях к участию в работе комиссии привлекаются представители общест­венных организаций, а также другие должностные лица (по усмотрению их руководителя).

Основные средства изношенные и морально устаревшие списываются на основании актов. В актах приводятся данные осмотра объекта, подлежащего списанию, причины, повлекшие непригодность объекта для дальнейшей эксплуатации, состояние основных частей, деталей, узлов и их оценка.

В актах указывается первоначальная стоимость объекта (для переоцененных — восстановительная), а также сумма начисленного износа.

При составлении акта на списание объекта основных средств необходимо использовать данные имею­щейся в организации технической документации (технические паспорта, дефектные ведомости и т. п.), которая прикладывается к акту.

При списании автотранспортных средств, кроме того, в актах указывается пробег автомобиля, а при списании основных средств, выбывших вследствие аварии, к акту прилагают копию акта об аварии, а также поясняются причины, вызвавшие аварию, и указываются меры, принятые в отношении виновных лиц.

Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, годные для ремонта других машин, а также другие материалы, полу­ченные от ликвидации основных средств, прихо­дуются по соответствующим счетам, на которых учитываются указанные ценности, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье.

В тех случаях, когда организации не используют для своих нужд мате­риальные ценности, полученные от списания машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, они должны быть реализованы. Вторичное сырье, полученное от разборки списанных основных средств и непригодное для повторного использования в данной организации, подлежит обязательной сдаче на центральный склад для последующей продажи организациям, на которые возложен сбор такого сырья.

Организация должна осуществлять меры к использо­ванию полученных материальных ценностей в результа­те ликвидации основных средств и не допускать бесхозяйственного к ним отношения (уничтожения, сжигания и т. п.).

Списание с баланса основных средств производится только на основании актов, утвержденных руково­дителем организации. Оформленные акты на списание основных средств передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает выбытие объекта в инвен­тарных карточках и описях. Кроме того, вносятся изменения в инвентарные списки основных средств по месту их нахождения. При этом в бухгалтерском учете производится запись: дебет счета 7410 «Расходы по реализации основных средств» кредит счетов 2411-2417 «Основные средства» (остаточная стоимость списываемого объекта).

Сумма износа, начисленного за все время службы объекта, отражается бухгалтерской записью: дебет счетов 2421, 2423, 2425,2427,2428,2429 «Износ основных средств» кредит счетов 2411-2417 «Основные средства».

Расходы, связанные со списанием (в связи с разборкой здания и сооружений, демонтажем обору­дования и т. п.), относятся в дебет счета 7410 «Расходы по реализации основных средств» с кредита различных счетов 2930, 4230 и др..

Основные средства, учавствуя в течении длительного периода времени в процессе производства, постепенно изнашиваются, то есть под влиянием физических сил, технических и экономических факторов они утрачивают свои свойства и приходят в негодность. Износ-это процесс потери физических и моральных характеристик.

Физический износ основных средств при использовании наступает в связи с механическим изнашиванием частей и деталей оборудования, конструктивных элементов зданий и сооружений, а также под влиянием природно-климатических условий, вызывающих коррозию металлов, старение, гноение. В результате происходит утрата части первоначальной стоимости основных средств.

Моральный износ основных средств связан с техническим прогрессом, совершенствованием и обновлением методов производства анологичных действующих основных средств. В связи с этим основные средства, находящиеся в эксплуатации, как бы обесцениваются, теряя часть своей стоимости.

Амортизация- стоимостное выражение износа.

Амортизация – объективный процесс перенесения амортизируемой стоимости основных средств по мере износа на производимый с помощью продукт, работы и услуги; использование специальных денежных средств- амортизационных отчислений, включаемых в издержки производства или обращения для простого и расширенного производства основных средств (основного капитала). Амортизируемая стоимость представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и ликвидационной, которая определяется при поступлении основных средств как предполагаемая стоимость запасных частей, лома, отходов, образующихся в конце срока полезной службы. Амортизационные отчисления признаются за каждый отчетный период как расход.

Амортизационные отчисления производятся по нормам амортизации.

Норма амортизации-отношение годовой суммы амортизационных отчислений к среднегодовой стоимости основных средств.

Начисление амортизации по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию, начинается, а по выбывшим –прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода или последним месяцем, в котором стоимость этих средств была полностью перенесена на себестоимость продукции (работ, услуг).

Начисление амортизации не производится во время проведения реконструкции и технического перевооружения при условии их полной остановки и в случае перевода основных средств на консервацию.

Не начисляют амортизацию по основным средствам переведенным на консервацию, по библиотечным фонда, по продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, автодорогам общего пользования, фондам бюджетных организаций, а также земле. По основным средствам сданным в краткосрочную аренду, амортизацию начисляет арендодатель, а при долгосрочном – арендатор.

Сумма износа основных средств определяется различными методами. Существуют следующие методы определения суммы износа основных средств:

· равномерного (прямолинейного) списания стоимости;

· списания стоимости пропорционально объему выполненных работ (производственный);

· списания стоимости по сумме чисел (кумулятивный метод);

· метод уменьшающего остатка.

Пример: Организацией приобретено здание, первоначальная стоимость которого 246 000 тенге, предполагаемая ликвидационная стоимость 6 000 тенге. Исходя из этих данных, сумма амортизации определяется следующим образом:

· годовая (246 000 – 6 000)/20=12 000 тенге или норма амортизации на год составит 5%;

· месячная 12 000/12=1 000 тенге или норма амортизации на месяц составит 0,417%.

Пример. Организация приобрела станок, первоначальная стоимость которого 20000 тенге предполагаемая ликвидационная стоимость 2000 тенге, срок службы 5 лет.

Метод равномерного начисления амортизации объекта предполагает равномерное списывание (распределение) на издержки производства или обращения его стоимости в течение срока службы. Метод основан на том положении, что износ зависит от длительности срока службы объекта.

 

Таблица 3 Равномерный метод расчета амортизации станка за пять лет

Годы Первоначальная стоимость станка в тенге Сумма износа станка в тенге Накопительная сумма износа станка в тенге Балансовая стоимость станка в тенге
         
         
         
         
         

 

Метод равномерного списания стоимости используется в том случае, когда можно предположить, что доходы, получаемые от использования объекта основных средств одинаковы в каждом периоде на протяжении срока его эксплуатации, т. е. уменьшение остающейся полезности объекта происходит равномерно. Преимущество равномерного метода начисления амортизации (износа) основных средств - простота расчета, равномерность начисление амортизации, которая включается в себестоимость продукции, работ, услуг.

Производственный метод начисления амортизации основан на том, что износ является, только результатом эксплуатации и отрезки времени, не играют никакой роли в процессе ее начисления.

Пример: Токарный станок, первоначальная стоимость которого 480 000 тенге, за 8 лет эксплуатации должен произвести 120 000 изделий. Амортизация на одно изделие составит 4 тенге (480 000 / 120 000=4). Если в текущем месяце на данном токарном станке обработано 1100 изделий, то сумма амортизации составит 4400 тенге (4 х 1100=4400).

Пример: Таблица 4 Производственный метод расчета амортизации станка за пять лет.

Годы Первоначальная стоимость станка в тенге Объем выпуска продукции в тенге Сумма износа станка в тенге Накопительная стоимость станка в тенге Балансовая Стоимость станка в тенге
           
           
           
           
           
           

 

При производственном методе расчета амортизации основных средств балансовая стоимость станка ежегодно уменьшается прямо пропорционально объема выпуска продукции до тех пор, пока не достигнет ликвидационной стоимости.

Кумулятивный метод определяется суммой лет срока службы объекта, являющегося знаменателем в расчетном коэффициенте.

Пример: Трактор, балансовая стоимость 240 000 тенге, срок службы 5 лет. Амортизация трактора будет начисляться в течении 5 лет в следующих размерах:

 

Годы Кумулятивное число Норма амортизации Сумма амортизации в расчете на:
год месяц
1-й   5/15 80 000 6 667
2-й   4/15 64 000 5 333
3-й   3/15 48 000 4 000
4-й   2/15 32 000 2 667
5-й   1/15 16 000 1 333

 

Кумулятивное число равно 15, оно определяется по сумме чисел лет эксплуатации (1+2+3+4+5=15). Норма амортизации определяется по расчетному коэффициенту за каждый год, что составляет: 5/15, 4/15, 3/15, 2/15, 1/15. Сумма амортизации, на первый год, равна 80 000 тн., т.е. (240 000 х 5 / 15), а на месяц 6 6677 тн., т.е. (80 000 / 12) и т.д.

Для более быстрого определения кумулятивного числа можно применить следующую формулу:

S = Wx (W+1) / 2, где S – сумма чисел, а W – предполагаемый срок полезной службы. В нашем примере это 5 х (5+1) / 2 = 30 / 2 = 15 (кумулятивное число).

 

Пример: Таблица 5 Кумулятивный метод расчета амортизации станка за пять лет.

Годы Первоначальная стоимость станка в тенге Сумма износа станка в тенге Накопительная стоимость станка в тенге Балансовая стоимость станка в тенге
         
         
         
         
         

 

При данном методе сумма износа в первые годы эксплуатации значительно выше, чем в последующие.

Пример: Введена в эксплуатацию компьютерная установка, первоначальная стоимость 100 000 тенге, срок службы 5 лет, годовая норма амортизации 20 %, субъект применяет удвоенную норму амортизации, которая будет равна 40 %. Амортизация компьютерной установки будет начисляться в течение пяти лет в следующих размерах:

 

Годы Балансовая стоимость Норма амортизации Сумма амортизации в расчете на:
год месяц
1-й 120 000 40% 48 000 4 000
2-й 72 000 40% 28 800 2 400
3-й 43 200 40%    
4-й 25 920 40% 10 368  
5-й 15 552 40% 6 220  
Итого: 9 332 - 110 668 -

 

Пример: Таблица 7 Метод уменьшающегося остатка расчета амортизации станка за пять лет.

Годы Первоначальная стоимость станка в тенге Сумма износа станка в тенге Накопительная стоимость станка в тенге Балансовая стоимость станка в тенге
         
         
         
         
    1036.8 18444.8 1555.2

 

При этом методе сумма амортизации станка уменьшается, причем в первые годы она значительно выше. Предполагаемая ликвидационная стоимость при подсчете амортизации не учитывается, за исключением последнего года, когда сумма амортизации ограничена величиной необходимой для уменьшения остаточной стоимости до ликвидационной.

Переоценку основных средств осуществляют для того, чтобы получить полные данные об их реальной стоимости и степени износа. Перед началом проведения переоценки основных средств проводится их инвентаризация. Переоценки должны проводиться достаточно регулярно, чтобы балансовая стоимость существенно не отличалась от справедливой стоимости на отчетную дату. Справедливой стоимостью земли, зданий, машин и оборудования обычно является их рыночная стоимость.

Для обобщения информации о наличии и движения сумм переоценок предназначен счет группы 5420 «Резерв на переоценку», по кредиту которого показывают сумму увеличения первоначальной стоимости в корреспонденции со счетами группы 2410 «Основные средства). По дебету отражается сумма корректировки амортизации в корреспонденции с кредитом счетов группы 2420 «Амортизация и обесценение основных средств», а также сумма переоценки по выбывшим основным средствам, не перенесенная на нераспределенную прибыль (убыток) в течение срока службы (кредит счета 5610).

Согласно IAS №16 «Недвижимость, здания и оборудование» переоценку основных средств можно отражать 2 методами:

1. метод коррекции амортизации

2. метод аннулирования амортизации

Когда производится переоценка объекта основных средств, любая накопленная амортизация:

1. пересчитывается пропорционально изменению валовой балансовой стоимости актива так, что после переоценки балансовая стоимость равняется его переоцененной стоимости. Этот метод часто используется когда актив переоценивается до восстановительной стоимости с учетом износа путем индексирования

2. списывается против валовой балансовой стоимости актива, а чистая величина пересчитывается до переоцененной стоимости актива. Этот метод используется, например, для зданий, которые переоцениваются до их рыночной стоимости.

Пример 1: первоначальная стоимость основных средств 50 млн. тенге, накопленная амортизация к дате переоценки 10 млн. тенге (5 млн. тг *2 года), балансовая стоимость актива 40 млн. тенге (50-10). Срок использования актива 10 лет, к дате переоценки прошло 2 года (50 млн. тг/10 лет=5 млн. тг). Оценщик определил рыночную стоимость основных средств 120 млн.тг. Логика расчетов такова:

Шаг 1. Рыночная стоимость активов больше балансовой стоимости в 3 раза (120 млн.тенге/40 млн.тенге)

Шаг 2. 50 млн. тенге*3=150 млн. тенге. Тогда сумма дооценки первоначальной стоимости актива составит 150 млн. тенге-50 млн. тенге=100 млн. тенге

Шаг 3. Накопленная амортизация 10 млн. тенге*3=30 млн. тенге. Тогда корректировка амортизации равна 30 млн.. тенге-10 млн. тенге=20 млн. тенге

Шаг 4. Проводка

Д 2410 К 5420 100 млн. тенге

Д 5420 К 2420 20 млн. тенге

В результате этих операций балансовая стоимость актива будет равна рыночной, т.е. 120 млн. тенге (150 млн. тенге-30 млн. тенге)

Остаток по счету 5320 «резерв на переоценку» в сумме 80 млн. тенге должен в течение оставшихся 8 лет перенестись на счет 5610 «Прибыль (убыток) отчетного года» на той же основе, на которой начислялась амортизация по активу. В нашем случае при равномерном методе начисления амортизации эта сумма составит 10 млн. тенге в год (80 млн. тенге/8 лет).

Пример 2: П ервоначальная стоимость основных средств 50 млн. тенге, накопленная амортизация к дате переоценки 10 млн. тенге (5 млн. тг *2 года), балансовая стоимость актива 40 млн. тенге (50-10). Срок использования актива 10 лет, к дате переоценки прошло 2 года (50 млн. тг/10 лет=5 млн. тг). Оценщик определил рыночную стоимость основных средств 120 млн.тг. Логика расчетов такова:

Шаг 1. Накопленная амортизация к дате переоценки аннулируется в корреспонденции со счетом переоценки

Шаг 2. Первоначальная стоимость актива 50 млн. тенге доводится до рыночной стоимости в сумме 70 млн. тенге и составит 120 млн. тенге

Шаг 3. Проводка

Д 2420 К 5420 10 млн. тенге

Д 2410 К 5420 70 млн. тенге

В результате этих операций на счете 2410 сложилась рыночная стоимость актива накопленная амортизация к дате переоценки доведена до 0, т.е. аннулировалась, а резерв на переоценку составляет 80 млн. тенге. Эта сумма 80 млн. тенге будет списываться проводкой (ежегодно) по 10 млн. тенге:

Д 5420 К 5610 10 млн. тенге

 

&&&

$$$002-010-003$3.2.10.3 Учет нематериальных активов

Нематериальные (неосязаемые) активы – активы, не имеющие физической натуральной формы, но наделенные "неосязаемой ценностью" и в силу этого приносящие субъекту дополнительный доход в течение длительного времени или постоянно. Кроме того, нематериальные активы должны обладать способностью отчуждения. К нематериальным активам относят товарные знаки (знаки обслуживания), зарегистрированные места происхождения товаров, цену фирмы (гудвилл), "ноу-хау", патенты и промышленные образцы, лицензии, интеллектуальную собственность, организационные расходы, права на пользование природными ресурсами, права на использование производственной информацией, программное обеспечение ЭВМ и другие.

По мере развития рыночной экономики значение и доля нематериальных активов в имуществе субъектов будет увеличиваться, что обусловлено развитием техники и технологий, распространением информации, развитием экономических отношений.

Слово “ нематериальные” (intangible) происходит от латинского tangere и означает “ касаться, осязать”. Следовательно, нематериальная собственность является собственностью, которую нельзя осязать, ощутить, потому что ее субстанция невещественна. Более точно о нематериальных активах можно сказать, что они бестелесны.

Нематериальные активы – это не имеющие физической сущности объекты имущества субъекта, которые отвечают следующим требованиям:

· Наличие у организации права собственности на данные объекты, которое подтверждается соответствующим документом (патентом, лицензией, актом, договором и т. д);

· Наличие документально подтверждения затрат, связанных с приобретением (созданием) данных объектов;

· Непосредственное использование субъектом данных объектов в основной деятельности и принесение ими дохода.

Для классификации в качестве нематериального актива, счет должен иметь следующие характеристики:

· Он должен не иметь физических характеристик.

· Иметь большую степень неопределенности относительно извлечения из него будущих выгод

· Будущие сроки выгоды не совсем ясны

· Актив является долгосрочным

· Оценка может быть проблематичной

· Такие счета как дебиторская и кредиторская задолженность не имеют физического присутствия, но не считается нематериальными, поскольку у них нет других характеристик нематериальных средств.

Согласно МСФО № 38 «Нематериальные активы» нематериальный актив - это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы, служащий для использования при производстве или представлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим или для административных целей. К нематериальным активам относят права, возникающие:

· из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

· из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения;

· из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

· из прав на «ноу-хау» и др.

Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы, связанные с созданием организации.

Выделяют 4 вида нематериальных активов:

1. объекты интеллектуальной собственности;

2. права пользования природными ресурсами;

3. отложенные затраты;

4. цена фирмы.

Объекты интеллектуальной собственности разделяют на два вида: регулируемые патентным правом (объекты промышленной собственности) и регулируемые авторским правом.

Патентное право охраняет содержание произведения. Для охраны объектов промышленной собственности необходима их регистрация по установленной процедуре в соответствующих органах. Перечень объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий. К объектам, регулируемым патентным правом относят:

1. изобретение, если оно является новым и промышленно применимо или является известным устройством, способом, но имеет новое применение;

2. промышленный образец – художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид;

3. полезная модель – конструктивное выполнение составных частей;

4. товарный знак и знак обслуживания – обозначения, позволяющие различать соответственно однородные товары и услуги разных юридических лиц или физических лиц;

5. наименование места происхождения товара – название географического объекта, используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными и (или) людскими факторами;

6. фирменное наименование – индивидуальное название юридического лица;

7. «ноу-хау» - информация технического, организационного, служебного или коммерческого характера, имеющая коммерческую ценность в связи с неизвестностью ее третьим лицам.

Правовое регулирование объектов авторским правом осуществляется в соответствии с Законом РК «Об авторских правах».

К объектам, регулируемым патентным правом относят:

· программа для ЭВМ, а также подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы;

· база данных;

· топология интегральных микросхем;

· другие произведения науки, литературы и искусства;

· лицензии, дающие право заниматься определенным видом деятельности, если они выдаются на срок более 1 года.

Права пользования природными ресурсами составляют право пользования земельным участком, недрами и право на геологическую и другую информацию о недрах.

Отложенные затраты – организационные расходы и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

Организационные расходы состоят из затрат организации в период ее создания до момента регистрации.

Цена фирмы - разница между стоимостью фирмы как единого целостного имущественно-финансового комплекса, имеющего определенную репутацию, и балансовой стоимостью имущества этой фирмы.

В соответствии с действующим законодательством в Республике Казахстан нематериальные активы оцениваются в следующем порядке:

· внесенные учредителями в счет их вкладов в уставный капитал создаваемого предприятия — по договоренности сторон. Оценка такого вклада должна быть подтверждена независимым аудитором;

· приобретенные за плату у других организаций и граждан — исходя из фактически произведенных затрат по приобретению и приведению в состояние готовности этих объектов;

· полученные от других организаций и граждан безвозмездно (дарение) — экспертным путем или по договорной цене

Классифицируются нематериальные активы по следующим группам:

1. Нематериальные активы, связанные с производством. В эту входят “ ноу-хау”, права на использование производственной информации, программное обеспечение, ЭВМ и базы данных, организационные расходы.

Date: 2015-09-24; view: 1177; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию