Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рецепция римского права





Подчеркивая роль римского права в истории права, целесообразно рассмотреть, что собой представляет рецепция римского частного права (recepcio ius privatum).

Термин «рецепция» имеет несколько значений. В искусстве, культуре его трактуют как заимствование данным обществом культурных форм, возникших в другой стране или в другую эпоху.

Применительно к праву рецепцию также определяют по-разному, выделяя те или иные характерные черты данного явления. В наиболее общем виде рецепция может быть определена как заимствование одним государством более развитого права другого государства. Так, рецепцию определяют как «восприятие и усвоение римского правового наследия в качестве действующего права» (Дождев Д.В.). Однако данное определение сводит это явление к простому заимствованию форм, конкретных правовых решений и, поэтому, является односторонней и не совсем точной характеристикой столь сложного многоаспектного явления. Гораздо более удачным представляется определение Хвостова В.М., который отождествляет рецепцию с «возрождением системы права, существовавшей ранее». Именно о возрождении римского права необходимо вести речь, т.к. мы имеем дело с правом несуществующего уже государства, которое к тому же не имеет прямых наследников. Конечно, имеется в виду не «возрождение» в значении лишь «восстановление», но тот метафорический аспект этого термина, согласно которому французское слово «ренессанс» служит для обозначения возрождения умершей культуры. Прежде чем дать определение понятия рецепции римского частного права, необходимо отграничить его от смежных правовых явлений.

Весьма близкой к понятию «рецепция» является категория «правовая аккультурация», суть которой состоит в том, что одна правовая система может быть привита к другой. Однако, рецепция – это только один из вариантов аккультурации, получивший определенную самостоятельность. При этом, можно выделить несколько принципиально важных отличий рецепции от аккультурации.

Первая имеет место в связи с «возрождением» ранее существовавшего права, вторая представляет собой «прививку» права действующего. Рецепция подразумевает восприятие духа системы права в целом; аккульутрация, как правило, состоит в заимствовании, использовании отдельных институтов. Наконец, рецепция – это прежде всего восприятие духа права в худшем случае – комплекса его положений, в то время как аккультурация – это «прививка» норм позитивного права, которая лишь впоследствии может иметь результатом изменения в правовом сознании воспринимающего государства.

Рецепцию следует отличать от реставрации, под которой понимается восстановление чего-то в первозданном виде, в частности, произведений искусства, памятников культуры и т.д. Внешне эти категории весьма близки, но между ними существуют и отличия. Так, рецепция имеет целью создание на существующей базе чего-то нового в сфере права. Даже если она происходит в форме, например, прямого заимствования тех или иных идей, решений, правовых норм, то результатом

является продукт нового качества, формирующийся на новом витке спирали общественного развития.

Что же касается реставрации, то она преследует цель восстановления чего-то в первоначальном виде, именно без изменений или дополнений. С учетом сказанного рецепция римского права (recepcio jus privatum) может быть определена как его использование (возрождение), восприятие духа, главных принципов и положений римского частного права юридическими системами государств более позднего периода. Поскольку рецепция римского частного права является понятием многогранным, происходить она может в различных формах и видах.

В частности, можно выделить следующие формы рецепции:

1) изучение в учебных заведениях как юридической дисциплины с целью формирования мировоззрения будущих юристов;

2) изучение римского права как достояние культуры;

3) исследование, анализ и комментирование римских юридических источников;

4) непосредственное применение норм и положений римского частного права;

5) использование норм позитивного римского частного права как образца при создании нормативных актов;

6) восприятие и использование основополагающих начал, принципов, идей и категорий римского частного права.

Поскольку рецепция не обязательно является результатом непосредственного контакта цивилизаций во времени, то в зависимости от характера такого контакта можно разграничивать рецепцию прямую и опосредованную (производную).

Прямая рецепция имеет место тогда, когда новая локальная цивилизация развивается и достаточно созрела для возрождения в тот момент, когда более ранняя цивилизация угасает, передавая ей идеи, правовые памятники. Примерами такого вида рецепции могут быть рецепция греческого права в Риме, римского права в Византии.

Идеи римского права чаще рецепируются опосредованно, например, путем, заимствования идей из правовой системы какой-то страны, уже рецепировавшей римское право (вторичная рецепция). Примером может служить заимствование многими странами положений Кодекса Наполеона или Германского гражданского уложения. Рецепция может быть не только явной, но и скрытой. Это имеет место в тех случаях, когда заимствование определенных идей или решений римского частного права происходит в процессе правотворчества, но при этом декларируется принципиально новый подход, отказ от «устаревшего» права. С таким видом рецепции мы встречаемся при кодификациях гражданского законодательства в Советском государстве. В целом же можно отметить, что рецепция римского частного права, независимо от ее форм и видов, явилась базой для создания современного частного права в большинстве европейских стран и служит фундаментом создания частного права современной Европы.

ТЕМА №1.2: «ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА»

Date: 2015-09-24; view: 1138; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию