Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и назначение выборов. Основные принципы демократических выборов





ВЫБОРЫ (elections) — избрание путем голосования депутатов, должностных лиц, членов руководящих органов тех или иных партий, организаций. Существуют выборы президента, парламента, местные, плановые, очередные, внеочередные, досрочные и т. п. Конституция РФ (ст. 3) характеризует выборы наряду с референдумом как высшее непосредственное выражение власти народа. Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В РФ избираются ее Президент, Государственная Дума, выборные и другие органы местного самоуправления

Под принципами избирательного права понимаются основные начала, руководящие идеи, лежащие в основе регламентации всей совокупности общественных отношений, складывающихся в процессе выборов.

Как мы уже ранее отмечали, избирательное право может быть объективным и субъективным. Говоря о принципах избирательного права, мы прежде всего имеем в виду именно субъективное избирательное право, т.е. гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.

Следует различать активное и пассивное субъективное избирательное право.

Активное избирательное право означает предоставленную лицу возможность участвовать в выборах в качестве избирателя, т.е. право избирать (иногда активное избирательное право определяют как «право голоса»).

Пассивное избирательное право означает возможность избираться и быть избранным.

Традиционным для мировой практики, в том числе и российской, является закрепление на высшем, конституционном, уровне таких принципов, как всеобщее, равное избирательное право при тайном голосовании. В связи с этим можно говорить, что российское избирательное законодательство строится в соответствии с общепризнанными нормами международного права в области прав человека.

Так, во Всеобщей Декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, записано: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и несфальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования...». Эти положения нашли свое подтверждение и в других последующих международно-правовых актах, как, например, в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом в 1966 году.

Рассмотрим более подробно, что представляет собой каждый из указанных принципов, что реально он означает для любого российского гражданина.

Всеобщее избирательное право.

Сущность этого принципа заключается в том, что государство предоставляет избирательные права всем свободным и дееспособным своим гражданам. По законодательству Российской Федерации гражданин имеет право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным убеждениям.

Из приведенного выше определения сущности принципа всеобщего избирательного права следует, что для того, чтобы обладать избирательным правом (как активным, так и пассивным), лицо должно быть «гражданином», «свободным» и «дееспособным».

Все вышесказанное однако не означает, что все свободные и дееспособные граждане действительно наделяются избирательными правами и получают право участвовать в выборах. В действительности избирательный корпус значительно уже, поскольку законодательством устанавливаются и иные требования (цензы), которым должно удовлетворять лицо, чтобы получить право избирать или быть избранным. Для пассивного избирательного права устанавливаются, как правило, более жесткие требования.

Наиболее распространенным и вполне оправданным с точки зрения здравого смысла является возрастной ценз, т.е. признание за лицом избирательных прав по достижении им определенного возраста, позволяющего осознавать свои гражданские обязанности и разумно высказываться по политическим вопросам.

Для активного избирательного права в России, как и большинстве других стран, возрастной ценз - 18 лет. Это означает, что гражданин получает право участвовать в голосовании, если на день выборов ему исполнилось 18 лет.

Для пассивного избирательного права устанавливается более высокий возрастной ценз. Так, быть избранным Президентом РФ может лишь лицо, достигшее 35 лет (к примеру, в Германии для избрания Президентом установлен возрастной ценз 40 лет, в Италии - 50). Также более высоким, по сравнению с активным избирательным правом, является возрастной ценз для пассивного избирательного права на выборах в парламент. Так, для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ установлен возрастной ценз в 21 год (для примера, депутатом Палаты представителей Конгресса США может быть лицо, достигшее 25 лет, сенатором - достигшее 30 лет).

Довольно распространенным в мировой практике является и ценз оседлости. Суть его состоит в том, что за лицом признаются его избирательные права только в том случае, если оно проживет в данной стране или в данной местности определенное время. Так, чтобы получить право быть избранным Президентом РФ, необходимо постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет (в США, например, - не менее 14 лет).

Практика зарубежных государств знает примеры существования и других избирательных цензов - образовательный ценз и ценз грамотности (Индия, Бразилия), моральные цензы (требование вести хороший образ жизни, не злоупотреблять наркотиками и т.п. - Исландия, Мексика, Нидерланды).

Провозглашение принципа всеобщности выборов может остаться фикцией, если не предусмотрена система гарантий, обеспечивающих гражданам реальную возможность реализации их избирательных прав. К гарантиям всеобщего избирательного права по российскому законодательству можно отнести:

- проведение выборов в нерабочий день;

- размещение избирательных участков в местах, максимально доступных и удобных для населения;

- установление достаточной продолжительности времени для голосования (с 8 до 22 часов);

- включение в списки избирателей всех граждан, обладающих избирательными правами, в том числе и граждан, проживающих за границей;

- предоставление возможности досрочного голосования для тех избирателей, кто в день выборов будет находиться вне места своего постоянного жительства;

- предоставление возможности голосования на дому для тех избирателей, кто по состоянию здоровья не может прибыть на избирательный участок;

- финансирование основной части расходов по выборам из государственного бюджета;

- установление мер административной и уголовной ответственности в отношении лиц, препятствующих путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином его избирательных прав.

Равное избирательное право.

Суть принципа равного избирательного права состоит в том, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.

Следует заметить, что принцип равенства относится как к активному, так и пассивному избирательному праву. Равенство активного избирательного права прежде всего означает, что каждому избирателю предоставляется столько же голосов на конкретных выборах, сколько и любому другому избирателю, независимо от имущественного положения, социального происхождения и т.п. В чистом виде этот принцип выражается в формуле: «Один человек - один голос».

Однако в некоторых странах (например, на парламентских выборах в Германии) каждому избирателю предоставляется два голоса, поэтому вышеприведенная формула в чистом виде не действует, хотя принцип равенства выборов не нарушается - главное, чтобы у всех избирателей голосов было поровну. Кроме того, избиратель включается только в один список избирателей и проголосовать может именно по этому списку один раз - о выдаче ему бюллетеня для голосования (т.е. о предоставлении данному гражданину возможности участвовать в голосовании) ставится собственноручная подпись избирателя.

Принцип равенства выборов не исчерпывается предоставлением избирателям равного количества голосов. Участие в выборах на равных основаниях предполагает также и равные для всех избирателей возможности участия на всех стадиях избирательного процесса - выдвижение кандидатов на выборную должность, ведение предвыборной агитации и т.п.

С точки зрения пассивного избирательного права равенство выборов означает равноправие кандидатов на выборную должность. Принцип равенства должен соблюдаться на всех ступенях избирательного процесса - от предъявления одинаковых требований для регистрации в качестве кандидата до предоставления равных возможностей контроля за ходом голосования и подсчета голосов.

Непременным условием равных выборов является и представление кандидатами одинакового числа избирателей. Это обеспечивается образованием избирательных округов с равным числом избирателей. Кроме того, одно и то же лицо не может быть зарегистрировано кандидатом более чем в одном одномандатном избирательном округе. Таким образом, обеспечивается равный «вес» мандатов.

Прямое избирательное право.

Оно означает, что избиратели имеют возможность прямо выразить свое отношение к кандидатам путем голосования, и итоги именно этого голосования служат основанием определения результатов выборов. По российскому законодательству депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти федерации и субъектов федерации, органов местного самоуправления, Президент России и президенты республик, главы администраций избираются непосредственно избирателями. Иными словами, при прямых выборах между волеизъявлением избирателей и определением победителя на выборах нет промежуточных звеньев в виде каких-либо органов или групп лиц, опосредующих волю избирателей. Голосование самих избирателей является единственным и окончательным основанием для определения результатов выборов.

В зарубежных государствах помимо прямых выборов достаточно широко используется практика проведения и непрямых выборов - многостепенных или косвенных.

Тайное голосование.

Данный принцип избирательного права означает такую процедуру подачи голосов, которая исключает наблюдение и контроль за волеизъявлением избирателя. Тайное голосование может проводиться как с помощью бюллетеней, так и специальных машин для голосования. Соблюдение тайны голосования обеспечивается различными гарантиями:

- на бюллетенях не ставится никаких пометок, которые позволяли бы определить личность проголосовавшего;

- бюллетень опускается в ящик, который опечатан и не может быть вскрыт в течение всего времени голосования;

- в помещении для выборов отводится особая комната или оборудуются отдельные кабины, закрытые от посторонних взоров, в которых избиратели заполняют бюллетени или манипулируют с машиной для голосования;

- запрещается присутствие в комнате (кабине) для голосования других лиц, кроме голосующего;

- в случае досрочного голосования после соблюдения процедуры тайного заполнения бюллетеня избирателем, избиратель сам вкладывает бюллетень в конверт и заклеивает его, а затем в его присутствии на месте склейки ставятся подписи самого избирателя и двух членов комиссии и печать избирательной комиссии; конверт вскрывается только в день голосования в присутствии членов комиссии и наблюдателей и, с соблюдением тайны волеизъявления избирателя, бюллетень опускается в урну для голосования;

- нарушение тайны голосования членом избирательной комиссии или другим должностным лицом является преступлением и влечет уголовную ответственность.

Помимо принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права и тайны голосования в науке государственного права России выделяют также принцип свободы выборов, принцип участия общественности в организации и проведении выборов, принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем; принцип гласности и др.

 

Date: 2015-09-24; view: 905; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию