Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление политическим процессом, процесс принятия и реализации политических решений





Своеобразие политологии в ряду других наук, занимающихся исследований сферы политических отношений, заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает соотносительно политической власти.

По целям, задачам и направленности политологические исследования делятся на фундаментальные (теоретические) и прикладные. Первые направлены на построение и совершенствование теории и методологии, а вторые – на исследование и решение вопросов преобразования политической жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области (например, по урегулированию политических конфликтов, по достижению политического согласия в обществе, по теории и практики ведения переговоров, избирательных компаний и т.д.).

Таким образом, прикладная политология – это область политико-практических, управленческих приложений теоретического и эмпирического политологического знания, политологической методологии и методов исследования.

Главный предмет прикладной политологии – конкретная ситуация во всем многообразии ее связей и отношений. В силу этого, область ее интересов значительно уже, чем у теоретической политологии и по преимуществу связана с различными аспектами деятельности определенных государств, партий, заинтересованных групп и граждан, причем рассматриваемых в конкретном временном контексте.

Существенным отличием прикладных политологических исследований является то, что их конечным продуктом являются не абстрактные общие положения, применимые для характеристики многих однотипных политических явлений, а практические советы и рекомендации конкретным участникам политического процесса, доказательства преимущества определенных приемов и способов действий, краткосрочные прогнозы развития ситуации в определенных областях жизни.

Рекомендательные по своему характеру выводы и обобщения обычно адресуются лицам, обладающим властными полномочиями в сфере управления и непосредственно определяющим реальную политику.

Субъектами, разработчиками прикладной политологии являются не столько теоретики, сколько аналитики, эксперты, советники политических деятелей, работники партийных аппаратов и другие лица, которые непосредственно связаны с выработкой политической линии лидеров, с принятием властных решений.

Проверенные практикой выводы прикладной политологии часто служат основанием для соответствующих теоретических обобщений, для формулировки положений теоретической политологии. Например, моделирование последствий ядерных конфликтов в современных условиях сыграло существенную роль в обосновании тезиса о невозможности использования военной силы для достижения ряда политических целей.

Таким образом, прикладная политология является составной частью и одновременно специфическим уровнем политической науки, непосредственно сфокусированным на решении практических задач. Ее основное назначение состоит в формулировании конкретных рекомендаций и краткосрочных прогнозов определенным политическим субъектам в целях повышения эффективности их деятельности.

Необходимая база данных для изучения политических проблем и выработки соответствующих рекомендаций формируется на основании применения определенных методов политологического исследований.

К таким методам можно отнести следующие:

- метод наблюдения событий. Наблюдение может проводиться в форме «открытой» констатации фактов и в форме «включенного наблюдения» (когда исследователь в течение определенного времени находится внутри изучаемой группы). При любом из этих вариантов информация должна быть достоверной, не зависимой от пристрастий наблюдателя;

- метод контент-анализа. Он предполагает целенаправленное изучение определенных документов и других непосредственных носителей информации;

- метод опроса прямых или косвенных участников политических событий, а также экспертов, способных дать профессиональный анализ ситуации;

- игровые методы, которые предполагают предварительное конструирование ситуации, имитацию того или иного варианта развития политических событий, конфликта и т.д. Этот метод дает возможность предсказать варианты изменения ситуации, подготовить управленческий персонал к принятию решений в неординарных ситуациях.

В прикладной политологии широко применяются и более частные методы исследований, например фактор-анализ, сводящий множество эмпирических данных к основным, определяющим; использование когнитивных карт – матриц, в которых фиксируются типичные реакции лидеров (или других лиц) на кризисные ситуации, образцы их действий в типичных условиях, биографические данные и прочая информация, помогающая прогнозировать их будущее поведение; конфигуративные исследования, использующие сравнительный анализ для выявления специфических признаков политических субъектов.

В достижении и обеспечении нормального функционирования стабильности общества важную роль играют политические технологии, их эффективное применение всеми субъектами политической деятельности.

Политические технологии – это разновидность социальных технологий, представляющих собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее эффективную реализацию целей и задач конкретного политического субъекта в определенное время и в определенном месте.

Политические технологии занимаются политическим проектированием и организацией практической деятельности институтов власти. Политические технологии как совокупность приемов и процедур целенаправленной деятельности не только упорядочивают средства достижения цели, но и закрепляют очередность действий, выработку соответствующих алгоритмов поведения политического субъекта.

В структуру политических технологий входят, как правило три наиболее значимых элемента: технологические знания; конкретные приемы, процедуры и методика действия, а также технико-ресурсные компоненты.

Ведущую роль среди этих элементов играют технологические знания. Это обусловлено тем, что политические технологии по самой своей сути есть воплощение особых форм отражения действительности, которые направлены на нахождение средств и способов практического решения проблем, возникающих в сфере власти и управления государством.

Поскольку технологическое знание – это научно-прикладное знание, ориентированное на политическое проектирование и организацию практической деятельности субъектов политики, постольку основной ценностью для технологий является не само знание о том, как можно нечто сделать, совершить, а конкретное умение, навыки совершения действий и достижения целей. Содержание таких конкретных навыков и умений, которые выражаются в применении определенных приемов, процедур, техник и методик действий, непосредственно задается конкретными целями или, в конечном счете, особенностями той или иной предметной сферы политики.

Конкретные приемы и способы деятельности непосредственно зависят и от наличия тех или иных кадровых структур, технического оснащения действующих лиц, наличия тех или иных ресурсов, влияющих на содержание политических технологий.

С точки зрения степени организации предметных областей можно выделить следующие виды технологий:

- глобальные – связанные с решением общемировых проблем: поддержанием международной безопасности, охраны окружающей среды и т.п.;

- континентально-региональные, раскрывающие специфические действия государств, международных организаций и институтов по решению проблем в Европейском, Ближневосточном, Среднеазиатском или каком-либо ином регионе;

- национально-государственные, характеризующие процесс осуществления власти и государственного управления в рамках одной страны;

- корпоративные, отражающие властно-управленческие отношения в рамках отдельной организации;

- локальные, фиксирующие специфику деятельности и отношений субъектов в ограниченных точках политического пространства;

- межличностные, характеризующие взаимодействия политических деятелей в сфере властных отношений и государственного управления.

С точки зрения способов осуществления выделяют следующие типы технологий:

- функциональные, предполагающие рационализацию и алгоритмизацию ролевых нагрузок различных субъектов власти и управления;

- инструментальные, иллюстрирующие применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности, а на самом деле, имеющие совершенно иные «завуалированные» цели.

С точки зрения регламентации способов деятельности, различают нормативные и девиантные технологии.

Нормативные политические технологии – это способы деятельности, приемы и методы, обусловленные существующими в обществе законами, нормами, традициями, обычаями и не выходящие за их рамки.

Девиантные политические технологии – это способы, приемы и методы деятельности, отклоняющиеся от требований, законов, норм, традиций, обычаев.

К нормативным и девиантным политическим технологиям близки явные и теневые способы достижения политических целей. Явные политические технологии выражают публичный характер власти и проявляются в различных формах диалога власти с общественностью. Теневые политические технологии управления и власти осуществляются в различных формах манипулирования властных структур средствами и ресурсами за спиной общественности, способы принятия решений за пределами законно установленных процедур.

Разработка и применение политических технологий суть процесса постепенной рационализации и оптимизации целенаправленной деятельности субъектов в рамках выполнения ими определенных задач. В конечном счете они расширяют возможности этих субъектов в плане контроля и управления той или иной областью политических изменений.

Date: 2015-09-24; view: 784; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию