Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и типы политических процессов. Основные стадии политического процесса





Политическая система общества – единое целостное образование. Одной из важнейших характеристик всякой социальной системы является то, что ее элементы находятся в постоянном подвижном взаимодействии друг с другом. Следовательно, важнейшей стороной исследования политической сферы является рассмотрение политической системы с ее динамической стороны, т.е. анализировать ее как политический процесс.

Политический процесс трактуется как совокупная деятельность всех субъектов, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы. Такое понимание политического процесса базируется на той идее, что данный процесс складывается из бесконечной суммы политически значимых действий всех включенных в него участников. Таким образом политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и в пространстве.

Важнейшей составной частью политического процесса выступает изменение, которое означает любые модификации структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений. Изменения могут не затрагивать основных структур и механизмов власти (например, могут меняться лидеры правительства, отдельные институты, но ведущие ценности, нормы, способы отправления власти сохранятся в прежнем качестве), а могут вести к замене базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижения системой нового качественного состояния.

В то же время каждый тип политических изменений обладает собственной ритмикой, сочетанием стадий и взаимодействий субъектов, структур, институтов.

Политический процесс, фиксируя и раскрывая реальную смену состояний политических субъектов, складывается не только в соответствии с сознательными намерениями субъектов, но и в результате многообразных стихийных воздействий. В этом смысле политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий.

Отражая реально сложившиеся, а не планируемые изменения, политические процессы обладают ярко выраженным ненормативным характером, что объясняется наличием в политическом пространстве разнообразного типа движений, обладающих собственными формами и способами трансформации политических явлений, сочетание которых лишает последние строгой определенности и устойчивости.

Итак, политический процесс – это ход развития политических явлений, совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих ролей и функций в сфере власти, обеспечивающих формирование и функционирование политической системы общества.

Политический процесс расположен в соответствующем его содержанию политическом пространстве. В структуре политического процесса принято выделять по меньшей мере четыре значимых компонента:

- субъекты политического процесса (институционализированные и неинституционализированные);

- политические интересы данных субъектов;

- политическая деятельность людей (профессиональная политическая деятельность и политическое участие рядовых граждан);

- политические отношения, складывающиеся в результату деятельности субъектов политического процесса.

Ресурсами политического процесса могут служить его идеальная и материальная основа: знания, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, состояние общественного окружения и т.д.

Типологии политического процесса:

По ориентированности политического процесса – горизонтально и вертикально организованных.

Горизонтально организованный политический процесс строится на признании формального равенства и относительной автономности его главных участников, которые сотрудничают или соперничают друг с другом, следуя общим правилам игры. Они привержены одним и тем же нравственным требованиям и юридическим нормам, логика их действий задается неэтатистской (демократической) системой ценностей, в которой доминируют ценности свободы, права, консенсуса и т.п.

Вертикально организованный политический процесс – это стихийное проявление интересов, потребностей, образа мыслей иррациональных масс, которому противостоит государственная власть, организованная система ценностей и политическая наука. Смысл взаимоотношений государства и подданных сводится к определению правил поведения управляющих и управляемых. Осмысленность и рациональность политического взаимодействия формируется правительством, которое стремится навязать гражданам ценности определенной политической культуры. Наиболее важным в диалоге «власть – общество» является ответственность, законопослушность, рациональность. Наиболее адекватной формой вертикально организованного политического процесса является «экспертный совет» политиков, ученых, промышленников и т.д.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные.

Первые характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия и государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.).

Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы отправления власти.

Характерной особенностью режима функционирования политического процесса является цикличность – размеренная повторяемость стадий и способов взаимодействия главных субъектов политики. Как правило, циклический ритм политическому процессу задает избирательная система, требующая периодического подтверждения легитимности или полномочий органов власти, формируемых на основе народного волеизъявления. Бывает и по-другому: в бывшем СССР, например, цикл политической активности определялся пятилетними народнохозяйственными планами, основные параметры которых утверждались очередными съездами КПСС. На периоды подготовки последних приходился пик политической активности всех партийных и государственных структур, направление деятельности которых существенно изменится после какого-нибудь «судьбоносного» съезда.

Внутри обычного цикла политического процесса можно выделить несколько фаз, или стадий, осуществления в нем основных функций политики:

На первой стадии происходит «артикуляция интересов» различных социальных групп, осознающих, что без воздействия на политическую власть им не решить свои проблемы. Их оформление и выражение берут на себя многочисленные «группы интересов» (профсоюзы, объединения предпринимателей и пр.)

Вторая стадия характеризуется «агрегацией интересов», т.е. процессом укрупнения, сведения относительно мелких, частичных интересов в некий обобщенный политический интерес, выразителем которого выступают крупные политические партии, объединения, движения и т.д.

На третьей стадии политического процесса тем или иным способом достигается согласие основных заинтересованных сил и происходит выработка определенной политики, что является результатом деятельности главным образом представительных (законодательных) органов власти. Хотя во многих случаях (как, например, в современной России) направленность вырабатываемого политического курса в немалой степени зависит от исполнительной власти.

И наконец, последняя, четвертая стадия обычного цикла политического процесса заключается в осуществлении коллективных политических решений, их переводе на язык конкретной практической деятельности государства типа мобилизации экономических ресурсов, исполнения бюджета и т.д. Это уже почти исключительно прерогатива исполнительной власти, действия которой должны в принципе контролироваться законодательной властью. На практике же характер и глубина такого контроля всякий раз зависят от сложившегося на данный момент баланса политических сил, контролирующих главные ветви государственной власти.

Сторонники системного подхода целостный политический процесс подразделяют на следующие стадии:

- конституирование – стадия становления политической системы;

- стадия функционирования политической системы;

- стадия развития политической системы;

- стадия разложения, упадка и распада политической системы.

 

Date: 2015-09-24; view: 827; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию