Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Соотношение индивидуального и общественного сознания





Понятие общественного сознания. Характеристика общественного сознания. Общее, частное и единичное в изучении взаимодействия индивидуального и общественного сознания. Предметное сознание. Индивидуальное сознание. Анимистическое сознание. мифологическое сознание. Религиозное сознание. Технократическое сознание. Гуманистическое сознание. Сознание и чувство «мы» как способ интеграции общности (Б.Д. Парыгин). Индивидуальное сознание личности как общественный продукт (С.Л. Рубинштейн). Проблема связи развития индивидуального и общественного сознания (К.А. Абульханова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Ф. Поршнев). Э. Дюркгейм об индивидуальном и коллективном сознании. Коллективные представления с системе социального сознания. Содержание общественного сознания (ценности, традиции, установки, мифы, моральные нормы, система идей). Миф как промежуточный уровень индивидуального и массового сознания. Особенности мифа (соединение частного и общего, цикличность времени подчеркивает повторяемость жизни, доминирование родовых ценностей над ценностями личности, своя логика, он скорее чувствуется).

Социально-психологическая характеристика группового сознания. Групповое сознание как слепок общественного сознания (А.А. Конкурин). Групповое сознание как собирательное сознание (В. Вундт). Групповое создание как субъективный компонент групповой идентичности, как результат протекающего в историческое время социального взаимодействия (Б. Шеффер, Б. Шлендер). Социальные репрезентации (С. Московичи). Структура группового сознания (по Г.В. Акопову). Этапы становления группового сознания. Коллективная ментальность группы (Д.А. Леонтьев).

Психология обыденного сознания. Определение обыденного сознания. Обыденное сознание как неоднородная, сложная, многослойная, противоречивая, стихийно сложившаяся совокупность житейских суждений, чувств и настроений, порождаемых массовым опытом (М.Е. Миронов). Обыденное сознание как один из уровней индивидуального сознания, обладающих спецификой и занимающего положение посередине по отношению к общественному сознанию, мифологическому и научному отражению мира (Е.В. Улыбина).

Связь обыденного сознания с социальными представлениями и стереотипами. Противоречивость обыденного сознания (нерациональность, игнорирование законов логики, отказ от научной информации). Связь обыденного сознания с ранним детским способом мировосприятия. Содержание обыденного сознания характеризуется закрепленностью в социуме представлений, общих для всех людей одной культуры, одной социальной группы. Функции обыденного сознания по Е.В. Улыбиной: а) расщепление: терпимость к противоречиям, неоднозначность, незавершенность; б) контакт, диалогическое взаимодействие: постоянно совершающееся движение, обмен между научными знаниями, «здравого смысла»; в) снижение идеалов; г) амбивалентность чувств). Функции защиты. Исследования российской ментальности (К.А. Абульханова, Г.Э. Белицкая).

Психология массового сознания. Массовое сознание как вид общественного сознания, свойственный неструктурированным множествам людей («массам»). Содержание массового сознания по Д.В. Ольшанскому (знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые массой). Структура массового сознания (эмоционально-действенный и рациональный уровни). Основа массового сознания – яркие эмоциональные переживания некой социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность. Блоки рационального уровня массового сознания (социальные ожидания; быстро меняющиеся мнения и настроения людей; социально-политические ценности). Основания для типологии массового сознания (объем позитивных знаний, которые массы практически используют в своей жизнедеятельности; «пространственная распространенность»; устойчивость во времени; степень связности; управляемость; уровень развития; характер выраженности; особенности используемых языковых средств). Механизмы воздействия на массу (власть авторитета, традиции, сила). Психологические свойства массового сознания (эмоциональность, заразительность, мозаичность, подвижность, изменчивость).

Психология экологического сознания. Экологическое сознание как часть интегрированной экологической культуры общества, в которой отражены различные уровни социально-естественных связей «общество-природа» (З.Г. Наджаорова). Экологическое сознание (индивидуальное и групповое) – совокупность экологических представлений, существующего отношения к природе, соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин). Экологическое сознание как сложное структурное образование, состоящее из структурных (соответствующих психическим процессам) и функциональных компонентов (экологические знания, целеполагагние, планирование, прогнозирование, отношение, самосознание, оценка, самоконтроль, ответственность) (Г.В. Аконов). Экологическое сознание как знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу, определение целей такого воздействия, оценка вариантов предполагаемого поведения в экологической среде и определения границ допустимого антропогенного воздействия (И.А. Шмелева). Структурные компоненты экологического сознания по И.А. Шмелевой (когнитивный, аффективный, конативный).

Date: 2015-09-24; view: 494; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию