Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Жизненный сценарий и управление личной карьерой





В настоящее время область консалтинга по управлению личной карьерой недостаточно развита. Акцент часто ставится преимущественно на развитие узкопрофессиональных качеств. В лучшем случае клиенту предлагаются диагностические методики, позволяющие выявить его индивидуальные склонности и способности, чтобы оптимизировать усилия по построению профессиональной карьеры. На самом же деле полезно получить представление и о содержании его системы ценностей, и об отдельных психических и психофизиологических особенностях его деятельности (например, силу и подвижность нервных процессов, право- или левополушарное мышление, соционический тип и пр.)

Однако диагностика – всего лишь один из начальных этапов управления карьерой, который должен включать в себя не только выявление способностей и интересов, но и определение особенностей мышления и переработки информации, специфики эмоционально-волевой сферы, а также ряда психофизиологических аспектов. Необходимость максимально полного исследования личности связана с тем, что при построении личной карьеры речь идет, по сути, о создании «жизненного сценария», воплощением которого становится жизненный путь человека.

Жизненный сценарий закладывается с детства, а точнее, еще во внутриутробном периоде. Факты показывают, что условия, в которых протекает беременность влияют на жизненную позицию будущего ребенка, поскольку эмоциональные реакции матери на события окружающего мира закладывают основу его отношений с миром. Кроме того физиологические факторы также создают определенные возможности для развития или исключают эти возможности. Например, у матерей, ведущих пассивный образ жизни и переедающих во время беременности, в большинстве случаев рождаются дети с потребительской позицией и зависимым поведением. Известно также, что у японских ныряльщиц за жемчугом, которые из-за бедности вынуждены работать до последних недель беременности и питаются морепродуктами (т.е. низкокалорийной и легкоусвояемой пищей), дети уже в грудном возрасте проявляют активность и инициативу. Ученые объясняют это тем, что плод в условиях периодического дефицита кислорода и пищи вынужден более активно двигаться в чреве матери, чтобы добыть себе через плаценту с кровью нужное количество полезных веществ.

Естественно, с возрастом жизненный сценарий может быть скорректирован. Но это возможно только при условии, что человек сам осознает необходимость изменения жизненной позиции и будет способен к волевым усилиям в этом направлении.

Значительный «участок» жизненного пути занимает период зрелости человека, в течение которого осуществляется его личностная и профессиональная самореализация.

В современной науке существует понятие «акме» (греч. akme - высшая степень чего-либо, расцвет). Акме – вершина зрелости человека, многоплановое состояние, указывающее на то, насколько человек состоялся как личность, как профессионал, как гражданин.

Феномен акме изучает научная отрасль акмеология. Предмет акмеологии - закономерности и факторы самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности, процессы и механизмы совершенствования личности как индивидуальности в жизни, деятельности (профессии), общении.

Таким образом, для формирования личной карьеры необходимо изучение собственного акме и постоянное самосовершенствование. В этом случае эффективность деловой карьеры становится одним из индикаторов (но не единственным) успешности личной карьеры.

Достижение акме каждого человека сопряжено с воплощением в деятельности человека его ценностно-смысловых ориентаций. Под ценностно-смысловыми ориентациями подразумевается система представлений о жизненных ценностях, которая определяет принятие решений, поведение, выбор жизненного пути человека и смысл жизни человека.

Ценностно-смысловые ориентации воплощаются в направленности и в особенностях эмоционально-волевой сферы личности.

Исходя из теории деятельности известного советского психолога А.Н.Леонтьева, к активности побуждает человека стремление удовлетворить потребности. Осознание предмета потребности порождает мотив деятельности. На основе созревшего мотива возникает цель деятельности, для реализации которой необходимо решить ряд задач. Выполнение каждой задачи осуществляется с помощью действий, состоящих из отдельных операций. Схема формирования деятельности по А.Н.Леонтьеву представлена на рис.11.

 

Рисунок 11. Схема формирования деятельности по А.Н.Леонтьеву.

 

Процесс построения карьеры имеет аналогичную структуру. Ориентируясь на данную модель, можно планировать карьерное развитие до деталей.

Ценности, интересы, идеалы, присваиваемые личностью в процессе ее развития становятся мотивами, которые придают осмысленность действиям человека. Поэтому их называют смыслообразующими. Смыслообразующие мотивы управляют поведением человека с помощью механизма «эмоциональной коррекции». Если ожидания не совпадают с ценностями, возникает отрицательная эмоциональная реакция, которая изменяет направленность деятельности личности.

На основе системы потребностей и мотивов (образующих систему ценностей) формируются жизненные цели личности.

Необходимо различать цель деятельности и жизненную цель. В любой деятельности человек реализует определенную цель, но она раскрывает лишь отдельный аспект направленности личности. А жизненная цель интегрирует в себе все частные цели, связанные с отдельными видами деятельности. Поэтому реализация каждой из них есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности, ее достижение акме.

Жизненные цели в норме согласовываются с ощущением смысла жизни, однако проблема заключается в том, что цели обычно осознаются, а смысл жизни – не всегда. Чаще он находится за пределами «фокуса» сознания и создает фон для постановки жизненных целей. Осознание человеком цели и уверенность в возможности ее осуществления создают перспективу личной карьеры.

Date: 2015-09-24; view: 906; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию