Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология и философия в современной интеллектуальной культуре





Научная методология – это своеобразная организация научного знания. Методология – учение о методе.

Метод – способ деятельности субъекта. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально: практические формы взаимоотношений людей с миром, затем предмет рационального познания и система правил и нормативов познания и действия, соотносящихся со свойствами и законами действительности. Понимание методологии как науки о методах мышления сегодня отходит на второй план затрудняет развитие. Развитие методологии показывает, что методы мышления в ней фактически не изучаются. В настоящее время без методологии трудно представить существование и развитие мышления, науки, знания.

Первая точка зрения методологов (Щедровицкий): методология пришла на смену философии и науке, ее самостоятельное существование, выделенное из философии и обособленности от нее.

Вторая точка зрения: философия и методология одна дисциплина, философия дает для науки методологию, а методология – часть философии. Но: философия для других наук поставляет не методы, а категории, картины мира и общие схемы (через них косвенно влияет на методы); в частных науках методология выделилась и дисциплинарно, и как особый подход к действительности.

Самостоятельная дисциплина методология: с 50-х гг. XX века. В философии: Декарт, характеризуя природу и особенности метода и мышления, подготовил почву для понятия «методология». Кант: перешел к анализу условий и возможностей мышления. Философское мышление как интеллектуальная работа разума, сознания, интеллекта, духа. Методология в Новое время стала выделяться из философии, т.к., возросла значимость методологической работы: планирования способов решения философских задач, анализа внутренних противоречий, общей организации философского мышления. Со 2-ой половины XIX в. возникла потребность в самостоятельной методологической деятельности в различных науках и дисциплинах. Ученые перестали доверять философским построениям.

Методология — это форма рефлексии, без которой методологическая работа не существует. Но философия тоже особая форма рефлексии. Рефлексия – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собств. действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. В философии рефлексия связана с критической точкой зрения и способствует построению общих схем онтологии. Другими словами, философ не только старается понять и объяснить мир, но он трактует свои построения и рефлексию как всеобщую норму и идеал (Гуссерль). Только философия может взять на себя функции целостного осмысления мира, ценностного самоопределения человека и культуры, критического самосознания в форме частной, ограниченной субъективностью (Юнг).

Иной смысл имеет рефлексия в методологии. Требования: понять, проанализировать, осмыслить возникшие в определенной дисциплине препятствия, проблемы, противоречия и наметить пути, способы разрешения этих затруднений и тем самым способствовать развитию предмета. Две основные ориентации методологии: критически-аналитическая (методолог как исследователь мышления, деятельности, осуществляет рефлексию исследовательскую) и проектно-конструктивная (помогает специалисту перестраивать и развивать свой предмет).

В отличие от специалиста методолог имеет дело не с содержаниями как таковыми (например, в науке – не со знаниями, идеальными объектами, доказательствами и т.п.), а с мышлением в предмете, с научным предметом как особым интеллектуальным или деятельностным образованием. Т.е. результатом одной стороны его деятельности является «распредмечивание» (понятий, идеальных объектов, процедур решения задач, доказательств, обоснований и т.п.). Результат второй стороны деятельности методолога – обратная процедура, т.е. «опредмечивание» – построение новых предметных понятий, идеальных объектов, процедур. Т.к. методолог ориентирован на построение нового предмета, он аргументирует необходимость такого построения, выявляет нужные, соответствующие для этого средства и методы, разрабатывает план и стратегию построения нового предмета (дисциплины). Поэтому сложившуюся в предмете деятельность и сам предмет методолог анализирует под другим углом зрения по сравнению с философом. Чтобы перейти от существующего состояния деятельности (предмета) к новому ее состоянию (т.е. чтобы ее развить, способствовать ее эволюции), методолог вынужден преодолевать предметную точку зрения и предметные способы мышления. Он показывает, на чем они основываются, где их границы, какая познавательная установка их обусловливает; анализирует состав и структуру сложившейся в предмете деятельности, механизм ее порождения и развития, показывает, как все эти компоненты сосуществуют в предмете.

Date: 2015-09-24; view: 600; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию