Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Недостатки традиционных методов чтения





Существует пять основных недостатков, которые могут мешать процессу быстрого чтения.

1. Регрессии. Многие из нас незаметно для себя чи- тают любой текст дважды – как легкий, так и трудный, как бы для верности. Этот (самый распространенный) недостаток традиционного чтения называется регрес- сией. Мы совершаем возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного и не замечаем, насколько от этого недостатка страдает скорость нашего чтения. Для текста объемом всего в сто слов количество


 

регрессий, как правило, составляет от 10 до 15. А теперь подсчитайте, во сколько раз столь частые возвратные движения глаз снижают наши возможности быстрого чтения? Конечно, не все возвраты при чтении текста мож- но называть регрессиями. Существуют и так называемые реципации – повторы для более глубокого осмысления уже прочитанноготекста. Вотличиеотрегрессий, реципации можно считать обоснованными возвратами, так как они возникают при появлении новых мыслей. Методика быст- рого чтения рекомендует проводить повторное чтение только по окончании чтения всего текста. В ином случае вы рискуете так никогда и не научиться быстро читать.

2. Отсутствие гибкой программы чтения. В чем за ключается этот недостаток?

Некоторые читатели думают, что умение быстро читать – это некое притягательное качество, обладая которым можно прочитать любое количество книг во много раз быстрее, чем мы это обычно делаем. Техни- ка быстрого чтения поможет успешно сдать экзамены или эффективно работать – считают они и поэтому стремятся увеличить скорость своего чтения за счет

«проглатывания» страниц, не вникая в их содержание. Акцент смещается на скорость. Таким образом, нару- шается основа методики быстрого чтения – не столько быстрота, сколько эффективность получения значимой ин- формации, заложенной в тексте. Проще говоря, погоня за скоростью чтения ухудшает оптимальность получе- ния информации. Методика быстрого чтения дает воз- можность избавиться от подобной распространенной ошибки, научиться извлекать информацию из любого текста одновременно с чтением, быстро и эффективно. Происходит это благодаря правильному выбору програм- мы смыслового восприятия текста.


 

Обычно читатели не задумываются над тем, как чи- тать тот или иной текст. В итоге все читается одинаково медленно – и квартальный отчет о расходе бензина, и статья о новом типе автомобильных колес, и популяр- ный роман о трудной жизни работников автозавода, хотя чтение любого из этих текстов требует «индиви- дуального» подхода. К примеру, в квартальный отчет достаточно заглянуть, чтобы увидеть итоговые цифры, а научную статью следует читать иначе.

Скорость и техника чтения подчиняются прежде всего той цели, которую читатель перед собой ставит. Поэтому выработка нужных программ и умение разно- образно их использовать в данный момент оказывают прямое влияние на нашу способность быстро читать. Задача методики быстрого чтения заключается в том, чтобы внедрить в сознание и подсознание обучаемого эффективную программу чтения с целью быстрого из- влечения значимой информации. Подробнее об этой задаче можно узнать в уроке втором «Интегральный алгоритм чтения».

3. Артикуляция. При чтении многие из нас, сталкива- ясь с отдельными словами или непонятными кусками тек- ста, начинают прочитывать их вслух, водят пальцем по строке или шевелят губами, проговаривая трудное место про себя. Непроизвольные движения органов речи при чтении текста про себя называют артикуляцией. Многие искренне считают, что читают молча и текст не прого- варивают, однако если провести специальный комп лекс исследований, как это сделала наша научная группа, артикуляцию можно обнаружить. Дело в том, что при чтении текста про себя губы, язык и элементы гортани находятся в постоянном скрытом движении. Амплитуда их работы зависит от того, насколько у человека развит навык чтения, а также от уровня сложности читаемого


 

текста. Чем меньше развит навык чтения про себя и труднее текст, тем интенсивнее будет выражена арти- куляция. Микродвижения органов речи при чтении текста про себя затрудняют скорость восприятия и обработки информации. Путем определенных трениро- вок, которые предлагает наша оригинальная методика сокращения артикуляции, можно снизить артикуляцию до минимума и тем самым повысить способности в овла- дении техникой быстрого чтения. Данную возможность вам предстоит рассмотреть в уроке четвертом «Артику- ляция и чтение».

4. Малое поле зрения. Как правило, читатель, не знакомый с техникой быстрого чтения, тратит больше усилий на восприятие определенного куска текста. Фиксируя взгляд на участке текста, четко воспринима- емого глазами, такой читатель видит всего 2–3 слова. Вследствие столь малого поля зрения глаза делают много лишних скачков и остановок, количество восприни- маемой информации мало, а скорость чтения чрезвы- чайно низкая. Прием чтения, при котором глаза часто фиксируются на прочитанном, захватывая небольшой участок текста, можно назвать дроблением взгляда. Влияет на снижение скорости чтения и переход глаз от конца прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и «холостых» движений глаз, на которые расходуется не только время, но и силы.

При быстром чтении ситуация складывается иначе. Движение глаз идет вертикально, т.е. сверху вниз, по центру страницы. За одну фиксацию взгляда возможно восприятие не 2–3 слов, а всей строки, предложения или даже целого абзаца, что, в свою очередь, влияет на ско- рость чтения. К тому же чтение текста широким полем зрения (то есть целыми фразами, как предлагает наша методика) эффективно и с точки зрения возможности


 

более глубоко понимать прочитанное. Возможность воспринимать больший объем информации при каждой остановке глаз вызывает нагляднообразные представ- ления, проясняющие смысл текста.

Уроки пятый «Движение глаз при чтении» и шестой

«Читаем вертикальным движением глаз» посвящены отработке движения глаз.

5. Отсутствие внимания. Внимание – это выбороч- ная направленность сознания человека при выполнении какойлибо работы. Так как чтение – вид деятельности, при котором не обойтись без сосредоточения, а быстрое чтение требует повышенной концентрации на тексте, можно предположить, насколько велика роль управле- ния функцией внимания в освоении техники быстрого чтения.

Часто бывает, что внимание читателя переключает- ся с чтения сложного текста на посторонние мысли и предметы, поэтому большие фрагменты читаются меха- нически, смысл прочитанного не доходит до человека. Приходится перечитывать текст снова и снова, пока не удастся сконцентрироваться на мысли автора и уловить смысл текста. Человек, использующий технику быстрого чтения, способен организовать собственное внимание и прочитывать сложные куски текста, не отвлекаясь на посторонние мысли. Умение управлять вниманием приводит к повышению скорости чтения и улучшает процесс осмысления любого текста.

Комплекс упражнений для тренировки внимания вам предстоит рассмотреть в уроке седьмом «Внимание при чтении».

На этом список основных недостатков традицион- ных методов чтения заканчивается. Подумайте: какие из этих недостатков присущи вашему чтению и запишите их в своей рабочей тетради.


 
 


Date: 2015-09-24; view: 483; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию