Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория сексуального развития





Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности. Фрейд сформулировал теорию сексуального развития. По его мнению, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной — зоной удовольствия (оральная стадия). Рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека, даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев, переедания, употребления алкоголя, орального секса и т. п. Все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, соски, рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Ребенок, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве и произошла его фиксация на оральной стадии, у него, по мнению Фрейда, скорее всего сформируется орально-пассивный тип личности — ожидает от окружающего мира «материнского отношения» к себе, постоянно ищет поддержки и одобрения, чрезмерно зависим и доверчив. В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии — орально-агрессивная или орально-садистская фаза, когда у ребенка появляются зубы икусание становится средством выражения состояния недовольства и фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, критические «покусывания», цинизм, склонность эксплуатировать других и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

С приучением к туалету, основное внимание перемещается вначале на ощущения, связанные с дефекацией (анальная стадия), а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза). В течение этого периода дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его позднее личностное развитие. Если родители ведут себя негибко, настаивая «сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться анально-удерживающий тип личности, которому присущи упрямство, скупость, пунктуальность, методичность, не может переносить беспорядок и неопределенность. Второй результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета, — это анально-выталкивающий тип, которому присущи склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистическая жестокость. Если родители поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и хвалят их за это, то это, по мнению Фрейда, способствует развитию способности ребенка к самоконтролю, воспитывает позитивную самооценку и даже развивает творческие способности ребенка.

Наконец, примерно в возрасте четырех лет, эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам, к пенису (фаллическая фаза). Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с эдиповыми тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5—7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского полоролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т. е. формируется СВЕРХ-Я как следствие преодоления эдипова комплекса. Девочки преодолевают комплекс Электры (по греческому мифу Электра уговаривает своего брата убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу и идентифицируются с матерью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремятся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что «они настоящие мужчины», через завоевание женщин по типу Дон Жуана. У женщин фаллическая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, к стремлению главенствовать над мужчиной, проявлять напористость и самоуверенность. Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции, фригидности, гомосексуальности.

Затем следует так называемый латентный период (до 1011 лет), когда интересы ребенка направлены на обучение, общение, но с наступлением периода полового созревания начинается генитальный период сексуального развития, когда сексуальные влечения и интересы усиливаются иконцентрируются на определенных представителях противоположного пола. По мнению Фрейда, все подростки в раннем подростковом возрасте проходят через «гомосексуальный период», предпочитают общество сверстников одного с ними пола, и даже эпизодические гомосексуальные игры. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола и начинается ухаживание. Увлечения в юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи. При благоприятных обстоятельствах развитие завершается наступлением «психологической зрелости», главными параметрами которой являются: способность человека любить другого человека как такового, а не ради удовлетворения собственных сексуальных потребностей; стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей. Но стадии «психологической зрелости» достигает далеко не каждый человек, многие люди по различным причинам как бы «застревают», фиксируются на предыдущих стадиях развития. Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация, к специфическому формированию характера и типа личности, к специфическим проблемам взрослой жизни, т. е. переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фиксация может происходить как в результате фрустрации (когда психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями и не находят оптимального удовлетворения), так и в результате сверхзаботливости, со стороны родителей, когда родители не дают ребенку самому управлять собой. В любом случае, по мнению Фрейда, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного поведения», специфического характера и специфических отклонений.

Чрезмерное увлечение эротической активностью или, наоборот, мешающие ей конфликты, запреты или травмы могут вызвать задержку развития либидо на какой-то стадии. Такая задержка при неспособности разрешить Эдипову ситуацию становится причиной психоневрозов, сексуальных извращений и других форм психопатологии. Фрейд и его последователи разработали подробную динамичную систему, в которой различные эмоциональные и психосоматические расстройства соотнесены со специфическими особенностями развития либидо и созревания.

При психоанализе (по Фрейду) стоит задача:

1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека;

2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать ее для конструктивных целей (сублимация), придать этой энергии новое направление (например, при помощи анализа переноса освободить изначально подавленные детские сексуальные устремления — превратить их в сексуальность взрослого человека и тем самым дать им возможность участвовать в развитии личности).

Цель психоаналитической терапии, по скромным словам Фрейда: «Превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности». В психоанализе используются методы «свободных ассоциаций», анализа сновидений, переноса и контрпереноса, анализа сопротивления и др.

Фрейд признавал существование двух основных инстинктов: инстинктов жизни и смерти. Инстинкты жизни, или Эрос, включают в себя все силы, служащие цели поддержания жизни и продолжения рода. Наиболее важные из них — это сексуальные инстинкты и сексуальная энергия — либидо. Вторая группа — инстинкты смерти, называемые Танатос, — лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств, всех вредных форм поведения, разрушающих здоровье и жизнь человека (пьянство, наркомания). Инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии, стремятся к сохранению динамического равновесия, в результате всем живым существам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли, и людям неосознанно присуще стремление к смерти. Данное положение Фрейда является спорным и многими психологами не признается.

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества.

Таким образом, человек с позиции психоанализа — это противоречивое, мучающееся, страждущее существо, поведение которого преимущественно определяется бессознательными факторами, несмотря на противодействие и контроль сознания, и поэтому человек — это часто невротичное и конфликтное существо. Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека: при таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека.

Психоанализ по мере развития обогащался новыми идеями и подходами, возникали следующие психоаналитические концепции:

1. Индивидуальная психология А. Адлера

2. Аналитическая психология К. Юнга

3. Эго-психология Э. Эриксона

4. Социокультурная теория К. Хорни

5. Теория Э. Фромма

6. Теория Райха и др.

 

КРАТКО Психологическая защита личности – в психоанализе – это психологические стратегии, с помощью которых люди (инстанции «Я», «Эго») избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога и дистресс. Ситуации, требующие «психологической защиты личности» характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. Действия защитных механизмов способны разрушать и искажать различные аспекты реальности. Причиной внутриличностного конфликта может быть борьба между Я, Оно и Сверх-Я.

Психологическая защита личности направлена, в конечном счете, на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира, что достигается:

1) устранением из сознания источников конфликтных переживаний;

2) их трансформацией, направленной на предупреждение конфликта;

3) снижением остроты переживаний.

Одними из наиболее часто встречающихся могут быть названы следующие:

Вытеснение – скрывает, изгоняет или забывает идею или чувство (избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением);

Регрессия – возврат к более примитивным (часто, детским) формам поведения и мышления;

Проекция – неосознаваемое приписывание собственных (неприемлемых) личностных характеристик или мотивов другим людям (или даже мистическим силам внешнего мира – «бес попутал»);

Рационализация – рациональное (часто, псевдо-рациональное) объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся в иррациональных, социально и личностно неприемлемых влечениях;

Сублимация – преобразование энергии неприемлемых личностью мотивов (например, сексуальных) в социально приемлемые формы активности (например, искусство).

Каждый из нас представляет собой неповторимый набор черт, сочетающих в себе наиболее яркие характеристики индивидуальности, которые в психологии принято называть Личностью.

Конечно, нет на свете двух одинаковых людей, но все же есть некоторые сходства, повторяющиеся совокупности черт, которые позволяют выделить различные типы личностей. Таких классификаторов типов личности существует довольно много, в зависимости от того, что ложится в основу классификации. Но поговорим мы сегодня не о них, а еще об одном элементе, имеющемся в каждой личности, а именно о Защитных механизмах личности.

Что же это такое и для чего они нам нужны?

Защитные механизмы личности представляют собой своеобразные фильтры, которые, пропуская информацию через себя, либо блокируют ее, либо искажают до такой стпени, что она утрачивает свой первоночально угрожающий личности характер.

Защитные механизмы вступают в действие всегда, когда какая-то информация или чье-то действие расходятся с нашим внутренним представлением о ситуации и, соответственно, угрожают нарушить наш покой, могут вызвать внутреннюю тревогу и беспокойство. Именно защитой личности от тревоги, сохранением стабильной самооценки и привычного образа мира обусловлено их присутствие в нашей психике.

Нужно понимать, что защитные механизмы всегда действуют на неосознанном или полуосознанном уровне, поскольку их задача как раз и состоит в том. чтобы не допустить происходящее в сознание. Т.о., хотя защитные механизмы и используются каждым без исключения человеком, они являются средствами самообмана. Поэтому так полезно знать об их присутствии в нашей психике и уметь определять, как и когда они вступают в силу.

Каждый человек имеет свои излюбленные методы защиты, которых всегда несколько, и применяются они в зависимости от контекста ситуации и степени ее угрозы.

Давайте рассмотрим наиболее распространенные механизмы защиты:

1. Вытеснение — это один из самых «древних», первичных механизмов защиты. Он заключается в том, что информация, которая угрожает нашей психике просто вытесняется из нашего сознание и содержится в своеобразной резервации, откуда может оказывать на нас скрытое влияние. Эта вытесненная информация может «прорываться» в наших снах, шутках, оговорках, частично в фантазиях.

Именно действию этого защитного механизма мы обязаны формированием многих психосоматических болезней, таких как аллергия, язвенная болезнь, астма, импотенция, фригидность и т.д.

2. Отрицание — выражается в нежелании признавать событие, которое имело место. Этот механизм защиты наиболее характерен для маленьких детей либо взрослых со сниженным интеллектом. Также он вступает в силу в ходе каких-то драматический событий, которые не может принят человек. Например, мать не хочет признать, что ее сын был зверски убит; или человек отрицает, что болен раком. Типичная фраза: «Этого просто не может быть!»

3. Рационализация — очень распространенный механизм защиты, который выражается в искажении информации таким образом, чтобы защитить самооценку. Он сводится к поиску допустимых причин для недопустимых действий. Этот механизм запускается тогда, когда мы что-то делаем, а потом оказываемся в ситуации, когда нам нужно объяснить почему мы поступили так или иначе, либо же почему мы что-то не сделали (не потому что не смогли или не захотели, а потому что не то были свои объективные причины. Вспомните басню Крылова про лису и виноград. Когда она не смогла достать виноград, то решила, что он зеленый, а значит ей не нужен. Знакомая логика мыслей?

4. Замещение — механизм, который позволяет перенаправить какой-то свой внутренний импульс с угрожающего объекта на более слабый, менее опасный объект. Например, ваш начальник сделал вам «нагоняй», а вы, как только вышли из кабинета, тут же сорвались на своем подчиненном. Часто мужчины, приходя раздраженными с работы, сгоняют свою злость на домочадцах. Иногда враждебные импульсы, адресованные другим, могут перенаправляться на себя самого, что выражается в самоосуждении, повышенной самокритике.

5. Проекция — еще один очень распространенный как среди индивидуумов, так и в обществе защитный механизм. Он выражается в том, что человек приписывает другому человеку, животному или даже предмету те качества, чувства и намерения, которые присущи ему, но им не принимаются. Например: «У всех мужчин одно на уме» (Я хочу секса), или «Я же вижу, ты злишься на меня» (Я очень зол) или «Я провалил экзамен, поскольку мне достался самый сложный вопрос» (Я недостаточно подготовился).

6. Регресси я — это возврат к более ранним, детским моделям поведения. Т.е. внутренняя тревога смягчается путем возврата к более безопасному и приятному периоду жизни. Так, человек может»надуться и не разговаривать»; купить себе мороженное, чтобы поднять настроение; погонять на бешеной скорости на авто; хлопнуть дверью и уйти на дискотеку и т.п.

7. Изоляция — защитный механизм получающий на сегодня все большее распространение. Он заключается в отделении содержательной части события от его эмоционального содержания. Такой человек может описывать весьма драматическое событие так, как будто оно происходило не с ним. Не путайте этот механизм с самообладанием, поскольку в последнем случае человек испытывает чувства, но старается держать их под контролем, выпуская наружу лишь малую толику. При изоляции же человек как бы отказывается от чувств, не хочет их больше испытывать, т.к. это очень больно.

 

Date: 2015-09-24; view: 609; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию