Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды инноваций





 

Термин «инновация» был введен в научный оборот известным экономистом Й. Шумпетером. Сегодня за ним стоят два понятия:

• новшество — новый продукт, услуга, технология, усовершенствование в производственно – хозяйственной деятельности, на рынке, в общественной жизни;

• нововведение — процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни общества и осуществления связанных с этим изменений (в последнем состоит главный смысл инновации).

Инновации способствуют развитию технической или хозяйственной системы, достижению ею оптимального состояния. В то же время неожиданно появившееся новшество может и негативно повлиять и на этот процесс или нарушить нормальный ход текущей работы.

Потребность в инновациях возникает у фирмы под воздействием внешних (обострение конкурентной борьбы, задачи завоевания новых рынков, появление новых знаний и проч.) и внутренних факторов (неблагоприятные условия труда, рост затрат, несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть, и т. п.).

Процесс нововведений становится объектом инновационного менеджмента, который непосредственно занимается:

• разработкой и оценкой соответствующих планов и программ, их финансово – ресурсным обеспечением;

• координацией и контролем хода создания и внедрения новой продукции, технологий;

• формированием и стимулированием работы творческих коллективов и целевых фупп.

Новшество (инновация) создается в результате интеллектуальной деятельности.

Последняя превращает результаты исследований и открытий в качественные образцы изделий с более высокими потребительскими, технологическими, техническими, экономическими и иными свойствами, чем существующие.

Рассмотрим классификацию инноваций.

По масштабам распространения они могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными. Последние связаны с предприятием или его отдельным 426 Раздел VIII. Менеджмент отдельных сфер деятельности подразделением и обычно не приводят к каким-то крупным прорывам, а лишь позволяют улучшить использование существующего потенциала.

По сфере применения инновации делятся на производственные, управленческие, рыночные и проч.

По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими (например, освоение нового рынка сбыта, метода стимулирования и т. п.).

По разнообразию решаемых задач выделяют спектральные и узконаправленные инновации.

По характеру генерирования и внедрения различают быстрые и замедленные, нарастающие и затухающие, равномерные и скачкообразные инновации.

По степени новизны (новизна — совокупность свойств, характеризующих степень изменения объекта) инновации можно разделить на:

• радикальные (стратегические), делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор);

• модифицирующие, улучшающие отдельные элементы существующих систем (обеспечивают адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде);

• условные (новое сочетание прежних элементов):

• комбинированные.

По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть:

• открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, космический корабль);

• заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза);

• отменяющими (сварка вместо клепки);

• возвратными, обращающимися к исходным идеям (современные парусные суда, управляемые компьютерами);

• имитирующими, в том числе ретроспективно (образцы моды).

По целям выделяют следующие виды инноваций:

• для восстановления и сохранения функций и основных свойств существующей системы;

• для приспособления системы к количественным изменениям среды;

• для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств при сохранении прежнего функционального принципа), что позволяет приспособить ее к качественным изменениям среды;

• для создания системы нового вида, функционирующей на основе прежних принципов;

• для создания системы нового вида путем коренного изменения принципа ее функционирования.

По результативности инновации делятся на завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные (нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии).

По направленности вьщеляют внутриорганизационные и межорганизационные инновации.

По характеру — эволюционные и революционные.

По комплексности инновации бывают точечными, простыми, системными.

1. Открытие – обнаружение того, что объективно существует, но ранее не было известно.

 

То есть это установление неизвестных раньше, но существующих закономерностей, свойств, явлений материального мира, которые вносят изменения в наши знания о мире. Открытие должно быть доказано, теоретически обосновано и экспериментально подтверждено автором.

Открытия являются основой изобретения и создания новых технологий производства, и лежат в основе НТР.

Каждое открытие характеризуется следующими признаками:

1. Новизна;

2. Фундаментальность;

3. Достоверность;

4. Радикальный характер.

Открытия представляют собой совершенно новые научные достижения. Новые открытия лежат в основе НТР, являются основой создания изобретений, принципиально новых орудий труда, технических процессов и материалов.

2. Изобретение - вновь созданный, прежде не известный предмет.

Оно не должно повторять по своей сущности тех изобретений, на которые ранее выданы авторские свидетельства. Изобретением могут быть признаны новые конструкции: машины, механизмы, аппараты. Так же изобретением может быть признанно существенно новое решение задачи в любой области (культуры, здравоохранения, народного хозяйства и.т.д.).

Изобретение должно быть полезным и давать положительный эффект.

Так же изобретением может считаться всякий достигнутый человеком творческий результат.

Продажа лицензий, реализация по лицензионным соглашениям, договорам о научно-техническом сотрудничестве, контрактом о передаче научно технической информации и др.

3. Рационализаторское предложение - это предложение по организации какой-либо деятельности наиболее целесообразным способом, по усовершенствованию применяемой техники, выпускаемой продукции и технологии производства. Использование оборудования и материалов более эффективным способом так же является рационализаторским предложением.

Предложение можно определить по его полезности. Оно признается полезным для предприятия, если его существование позволяет получить экономический, технический или иной положительный эффект.

4. Промышленный образец - это новое, пригодное к осуществлению промышленным способом художественное решение изделия, в которых достигается единство его технических и эстетических качеств. Задача, решаемая с помощью промышленного образца, состоит в определении внешнего вида изделия.

- Промышленными образцами могут быть целое единичное изделие, его часть, комплект изделий, варианты изделий.

- Промышленный образец признается новым. Если совокупность его существенных признаков, определяющие эстетические и эргономические особенности изделия, неизвестны из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

- Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обуславливают творческий характер.

5. Товарный знак - является обозначением, предназначенным отличать товары и (или) услуги одних производителей товаров и услуг от однородных товаров и услуг других производителей. Прежде всего, товарным знаком признается условное обозначение, символ, который помещается на выпускаемой продукции. Товарный знак - символ для обозначения не одного, а всех товаров данной фирмы-производителя.

6. НОУ-ХАУ – вид инновации и объект беспатентной лицензии.

Дословно НОУ-ХАУ (know yow) в переводе с английского: знание дела. Под НОУ-ХАУ понимается различного рода технические знания и опыт, способы и навыки административного, экономического, финансового и нового порядка, не являющиеся общеизвестными и практически применяемые в производственной и хозяйственной деятельности. Оно необходимо для проведения проектирования строительства для проведения НИОКР.

Выделяют следующие типы ноу-хау:

1) технологические (результаты НИОКР, опыт производства, монтажа, испытаний и проч.);

2) финансовые (условия получения и размещения денежных средств);

3) коммерческие (способы продвижения товаров, организации рекламы);

4) управленческие (методы руководства, варианты тестов и др.).

Ноу-хау снижают риск при использовании новшества, обеспечивают его более быструю отдачу и рост (до 30 процентов) стоимости фирмы.

Поскольку в описании товара они специально опускаются, ибо в большинстве случаев не охраняются патентами, получение ноу-хау возможно на основе дополнительных соглашений.

7. Инжиниринг - это технические услуги необходимые для развития инновационной деятельности и для развития производства.

Любая инновация имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основных элементов:

• периода от начала разработки до выхода новшества на рынок (стадия создания) при этом само оно может устареть, а нововведение еще не начаться;

• периода от выхода на рынок до прекращения выпуска;

• периода устаревания (от снятия с производства до завершения эксплуатации у потребителей); здесь происходит исчерпание возможностей прежнего новшества и замещение его альтернативным.

Два последних периода вместе образуют стадию его использования, которая, в свою очередь, состоит из двух подстадий — производства, сбыта и послепродажного (сервисного) обслуживания.

Инновации вызывают к жизни некоторые весьма серьезные проблемы (досрочное моральное устаревание элементов производственной системы при сохранении их нормального физического состояния; необходимость осуществления нововведений в смежных областях, нарушающих общую стабильность в них и вызывающих экономические потери).

Инновациям препятствуют: недостаток средств, патентные ограничения; сопротивление персонала, высокие налоги, отбирающие у организации необходимые финансовые средства; требования антимонопольного законодательства.

В то же время инновациям благоприятствуют:

- поддержка руководством новаторства;

- постоянный обмен информацией; стимулирование научной деятельности;

- высокий творческий потенциал сотрудников;

- пригодность для осуществления инноваций существующих технологий и оборудования;

- хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.

 

Date: 2015-09-24; view: 713; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию