Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имманентный подход в изучении литературного произведения





 

Начнем с определения самого понятия «имманентный». В Словаре иностранных слов дается такое определение: «имманентный- внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы» (с.188). В Толковом словаре под ред. Д.Н.Ушакова дается определение: «имманентный – присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий» (Т.1, с. 11940).

В литературоведении всегда подчеркивалось, что имманентность определяется независимостью анализа произведения литературы от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического развития. Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному, направленному на обнаружение внешних связей.

Напомним, что разграничение имманентного и контекстуального подходов к изучению художественного текста стало актуальным в литературоведении ХХ века.

Имманентный подход обращен исключительно на внутреннее содержание и строение произведения, опирается только на наличествующие в тексте элементы..

В начале ХХ века центром внимания литературоведов стало само литературное произведение. Представители формальной школы в литературоведении задали иной ориентир науке о литературе: изучение конкретных фактов творчества писателя. Б.Эйхенбаум писал: «Надо было обратиться к фактам, отойти от общих систем и проблем, начать с того пункта, где нас застает факт искусства».

Представители формальной школы обратились к изучению поэтического языка, «формы», «конструкции», т.е. на его внешней стороне. Они стремились ответить на вопрос: как «делается» произведение? Сам «продукт» художественного творчества – это «вещь», получившаяся благодаря «деланию». Двигаясь от «самовитого» слова через «прием» и «конструкцию», настаивая на приоритете «формы» над «материалом», формалисты отвергали или снижали значение содержательной стороны произведения. Но при этом им удалось создать новую научную методологию литературоведения, обращенную именно к произведению. Это и была иммнентность литературоведческого анализа. На это неоднократно указывал Ю.М.Лотман.

Противоположная методологическая ориентация была представлена в работах «социологической школы ». Методологическое противостояние двух литературоведческих школ Ю.М.Лотман выразил так: «Если для формалистов объяснение текста сводилось к ответу на вопрос: «Как устроено» - то для социологов все определялось другим: «Чем обусловлено».

Сопоставим позиции двух литературоведов, отражающих специфику имманентного подхода к изучению художественного текста.

А.П.Скафтымов (20-е гг. ХХ в.) одним из первых сформулировал принципы имманентного анализа художественного произведения. Он утверждал, что «необходима полнота пересмотра всех слагающих произведение единиц (внутренний состав действующих лиц во всем объеме, картины, эпизоды, сцены, авторские экспликации и пр.) Каждый ингридиент, обслуживая общую направленность произведения, оформляет и указывает место его центрального зерна, следовательно, необходимо должен быть учтен в общем соотношении действующих сил произведения».

М.Л.Гаспаров (90-е гг. ХХ в.) об имманентном анализе пишет так: «Речь пойдет об анализе «имманентном», т.е. не выходящем за пределы того, о чем прямо сказано в тексте. Это значит, что мы не будем привлекать для понимания стихотворения ни биографические сведения об обстановке написания, ни сравнительных сопоставлений с другими текстами» (из статьи «Снова тучи надо мною…»).

Как видим, принципы имманентного анализа, сформулированные литературоведами в начале и в конце ХХ века, едины.

 

Примерным опытом имманентного анализа было рассмотрение стихотворения А.С.Пушкина «Пророк».

 

Date: 2015-09-24; view: 3525; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию