№
п/п
| Наиме-
нование
раздела
программы
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Элементы
Содержания
| Требования
к уровню подготовки
обучающихся
(результат)
| Вид
контроля
| Элементы
дополнительного (необяза-тельного) содержания
| Дата проведения
| |
план
| Факти-ческая
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Язык изобразительного искус-ства
и художественный образ
| Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления
|
| Введение новых знаний
| Виды изобразительного искусства. Возможности художественных материалов. Законы композиции. Задачи урока ИЗО в учебном году. Правила безопасности труда
| Знать:
– задачи урока ИЗО;
– принадлежности для художественного творчества;
– возможности художественных материалов;
– виды изобразительного искус- ства;
– основные законы композиции;
– правила безопасного поведения в кабинете ИЗО.
Уметь выполнять рисунок на тему «Летние впечатления» с соблюдением основных законов компо-зиции
| Анкетирование. Контроль выполнения практической работы
|
|
|
| |
| Полный цветовой круг
|
| Введение новых знаний
| Основы цветоведения. Цвет и цветовой контраст. Теплые и холодные цвета. Смешение красок. Хроматические
и ахроматические цвета
| Знать:
– основные и составные цвета;
– теплые и холодные цвета;
– контрастные и сближенные
цвета;
– приемы смешения красок.
Уметь:
– различать цвета;
– находить новые оттенки цвета
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения тренировочных упражнений
|
|
|
| |
| Язык изобразительного искусства
и художественный образ
| Живописные
и графические упражнения
|
| Введение новых знаний
| Техника работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом. Техника нанесения мазков. Основы рисунка (линия, точка, пятно). Техника работы карандашом
| Знать:
– различные приемы работы акварельными красками;
– технику заливки плоскости цветом с переходом от яркого тона к бледному;
– основные выразительные средства графики;
– технику работы карандашом.
Уметь:
– выполнять мазки разных видов;
– работать акварелью «по-сухому» и «по-влажному»;
– выполнять карандашом штриховку;
– выражать линией эмоции
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения тренировочных упражнений
| Компьютерная графика
|
|
| |
| Осенний лист, бабочка
и фрукты
|
| Урок-прак-тикум
| Симметрия как принцип организации живой материи. Симметричная композиция в произведениях живописи
| Знать:
– понятие симметрия;
– симметричные предметы и этапы их рисования;
– особенности симметричной композиции.
Уметь:
– определять симметричную композицию в произведениях живописи;
– выполнять рисунки симметричных предметов акварелью и карандашом
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
|
|
|
| |
| Жанры изобразительного
искусства. Натюрморт
| Рисование натюрморта. Комнатный цветок и яблоко.
|
| Введение новых знаний
| Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Выразительные средства живописи. Форма сложных предметов. Законы линейной и воздушной перспективы. Светотень.
Возможности цвета.
Гризайль
| Знать:
– что такое натюрморт;
– роль цвета в натюрморте;
– законы линейной и воздушной перспективы;
– основы цветоведения.
Уметь:
– использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени и цветоведения при выполнении натюрморта;
– определять натюрморты среди произведений живописи
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Постановка натюрморта: форма и пространственное положение предметов
|
|
| |
| Рисование натюрморта. Корзина
с овощами
| Повторение и закрепление полученных знаний
| Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Выразительные средства живописи. Форма сложных предметов. Законы линейной и воздушной перспективы. Светотень.
Возможности цвета.
Гризайль
| Знать:
– что такое натюрморт;
– роль цвета в натюрморте;
– законы линейной и воздушной перспективы;
– основы цветоведения.
Уметь:
– использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени и цветоведения при выполнении натюрморта;
– определять натюрморты среди произведений живописи
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Постановка натюрморта: форма и пространственное положение предметов
|
|
| |
| Жанры изобразительного
искусства. особенности
пейзажа
| В осеннем лесу, парке
|
| Введение новых знаний
| Пейзаж как жанр живописи. Строение деревьев и кустарников. Сюжетный центр композиции. Применение выразительных средств для реализации своего замысла в рисунке.
Произведения живописи в жанре пейзажа
| Знать:
– жанр изобразительного искусства – пейзаж;
– законы линейной и воздушной перспективы;
– строение деревьев и кустарников;
– способы выделения сюжетного центра композиции.
Уметь:
– находить пейзажи среди произведений живописи;
– выполнять рисунок в жанре пейзажа с применением всех выразительных средств
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Возможности раскрытия художественного образа, авторского замысла с помощью колорита
|
|
| |
| Особенности анималистического жанра
изобразительного искусства
| Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка)
|
| Введение новых знаний
| Анималистический жанр в живописи. Творчество художников-анималистов: Е. И. Чарушина, В. А. Ватагина, И. С. Ефимова и др. сравнительный анализ анатомии животных
| Знать:
– жанр изобразительного искус-ства – анимализм;
– строение тела животных;
– творчество художников-анима-листов.
Уметь:
– анализировать форму частей тела животных;
– выполнять наброски животного
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
|
|
|
| |
| На морском дне
|
| Введение новых знаний
| Анатомическое строение, цветовая окраска. Пространственное положение тела морских животных
| Знать:
– анатомическое строение тела морских животных, их окраску;
– технику работы акварелью.
Уметь:
– анализировать форму тела животных;
– выполнять рисунок морского животного
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Мимикрия как способ маскировки животных
|
|
| |
| Невиданный зверь
|
| Введение новых знаний
| Особенности внешнего вида животного в связи со средой обитания, особенностями образа жизни. Реальность и фантазия в творчестве художника
| Знать:
– части тела реальных животных;
– этапы рисования животного;
– понятия реальности и фантазии в творческой деятельности художника.
Уметь придумать и выполнить рисунок фантастического животного
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве
|
|
| |
|
| Наброски
с куклы-игрушки
|
| Введение новых знаний
| Пропорции и конструктивно-анатомическое строение объемной формы (повторяющей фигуру человека)
| Знать:
– сходство и различие фигур куклы и человека;
– пропорции куклы.
Уметь:
– строить композицию рисунка;
– выполнять набросок с куклы-игрушки
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Цветовой оттенок лица человека
|
|
|
| Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов и человека
| Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль
(в легкой одежде)
|
| Введение новых знаний
| Портрет как жанр живописи. Произведения выдающихся мастеров-портретистов. Конструктивно-анатомическое строение тела человека, его пропорции. Тоновая и цветовая разработка формы
| Знать:
– жанр живописи – портрет;
– пропорции тела человека;
– творчество выдающихся мастеров-портретистов.
Уметь:
– подбирать цветовое решение;
– выполнять набросок с фигуры человека, рисунок-портрет
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
|
|
|
|
| Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль
(в легкой одежде)
|
| Повторение и закрепление полученных знаний
| Портрет как жанр живописи. Произведения выдающихся мастеров-портретистов. Конструктивно-анатомическое строение тела человека, его пропорции. Тоновая и цветовая разработка формы
| Знать:
– жанр живописи – портрет;
– пропорции тела человека;
– творчество выдающихся мастеров-портретистов.
Уметь:
– подбирать цветовое решение;
– выполнять набросок с фигуры человека, рисунок-портрет
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
|
|
|
|
| Фигура человека в движении. Спорт
|
| Введение новых знаний
| Анатомия и пропорции тела человека.
техника аппликации, коллажа
| Знать:
– пропорции тела человека;
– механику различных движений человеческой фигуры;
– понятия модуль, канон;
– технику аппликации, коллажа.
Уметь изображать фигуру человека с соблюдением анатомии и пропорций тела в технике аппликации
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
|
|
|
|
|
| Две контрастные фигуры
|
| Введение новых знаний
| Контраст в изобразительном искусстве и его разновидности
| Знать:
– понятие контраст и его разновидности в изобразительном искусстве;
– особенности применения закона контрастов в живописи.
Уметь:
– различать цветовой, светотеневой, размерный контрасты в произведениях живописи;
– выполнять рисунок человеческих фигур с использованием закона контрастов
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
|
|
|
| |
| Современная графика
и ее разновидности
| Новогодняя открытка
|
| Введение новых знаний
| Графика и ее разновидности. Язык графики. Разнообразие шрифтов. Сочетание разных техник при изготовлении открыток. Правила безопасной работы с ножницами и клеем
| Знать:
– виды графики;
– выразительные средства графики;
– виды шрифтов.
Уметь выполнять эскиз (макет) простейших объектов прикладной графики (открытка, пригласительный билет)
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| История открытки. Виды открыток. Использование орнамента для украшения полиграфических изделий
|
|
| |
| Зимние забавы, комиксы
|
| Введение новых знаний
| Комикс как разновидность современной книжной графики. Комикс и его связь с книгой и кино
| Знать:
– отличие книжной графики от других видов графики;
– отличительные особенности комикса.
Уметь придумывать и рисовать комиксы на заданную тему
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
|
|
|
| |
| Особенности
натюрморта
| Мы рисуем инструменты
(Построение)
|
| Введение новых знаний
| Конструкция предметов. Изображение предметов сложной формы с учетом законов линейной перспективы и светотени. Постановка натюрморта
| Знать:
– законы линейной перспективы и светотени;
– технику штриха.
Уметь:
– анализировать конструкцию предметов;
– выполнять рисунок натюрморта
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
|
|
|
| |
| Мы рисуем инструменты
(завершение в тоне)
|
| Повторение и закрепление полученных знаний
| Конструкция предметов. Изображение предметов сложной формы с учетом законов линейной перспективы и светотени. Постановка натюрморта
| Знать:
– законы линейной перспективы и светотени;
– технику штриха.
Уметь:
– анализировать конструкцию предметов;
– выполнять рисунок натюрморта
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
|
|
|
| |
|
| Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга
|
| Введение новых знаний
| Архитектура как вид изобразительного искусства. Памятники Москвы и Санкт-Петербурга
| Знать:
– понятие архитектура;
– чем занимается архитектор;
– организацию внутреннего пространства Кремля;
– архитектурные памятники Санкт-Петербурга
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Викторина
| Конструкция и символика частей соборов, построек Кремля и других памятников архитектуры
|
|
| |
| Изобразительное искусство, его виды и жанры. Дизайн
и архитектура
| Наши новостройки
|
| Введение новых знаний
| Архитектурные памятники родного края. Современная архитектура. Пейзаж и бытовой жанр. Произведения живописи в жанре пейзажа и бытовом жанре
| Знать:
– архитектурные памятники родного края;
– особенности современной архитектуры;
– жанр пейзажа, бытовой жанр.
Уметь:
– различать картины пейзажа и бытового жанра;
– анализировать и определять исходные конструктивные формы в окружающих предметах;
– изображать архитектурные сооружения с соблюдением законов перспективы
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
|
|
|
| |
| Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искус-ства
| Красота народного костюма
|
| Введение новых знаний
| Красота традиционной народной одежды. Национальный костюм как символ народа, страны. Украшения в народном костюме. Виды орнамента. Использование орнамента для украшения одежды
| Знать:
– понятие костюм, особенности национального костюма;
– произведения живописи с изображением персонажей в народном костюме.
Уметь выполнять эскиз русского национального (народного) костюма
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Использование орнамента для украшения народного костюма. Особенности национального орнамента в костюмах народов России
|
|
| |
| Национальный костюм как символ народа, страны.
| Введение новых знаний
| Красота традиционной народной одежды. Национальный костюм как символ народа, страны. Украшения в народном костюме. Виды орнамента. Использование орнамента для украшения одежды
| Знать:
– понятие костюм, особенности национального костюма;
– произведения живописи с изображением персонажей в народном костюме.
Уметь выполнять эскиз русского национального (народного) костюма
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Использование орнамента для украшения народного костюма. Особенности национального орнамента в костюмах народов России
|
|
| |
| Русский быт
в прошлые века
|
| Введение новых знаний
| Изобразительное искусство как кладезь знаний об истории, прошлых веках. Творчество выдающихся художников XIX века. Выбор сюжета тематической компо-зиции
| Знать:
– произведения художников XIX века (И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова и других передвижников);
– правила композиции, перспективы, светотехники.
Уметь:
– выбирать сюжет тематической композиции;
– выполнять иллюстрации к стихотворениям поэтов-классиков XIX века
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Темы и содержание произведений художников-передвижников
|
|
| |
| Тема, сюжет и содержание в изобразитель-ном искусстве
| Материнство
|
| Введение новых знаний
| Тема воспевания материнства в изобразительном искусстве. Взаимопроникновение светской темы материнства и библейских сюжетов. Праздники, посвященные матери. Произведения художников, воспевающих женщину-мать
| Знать:
– что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери;
– как раскрывают в своих картинах художники образ матери.
Уметь выполнить рисунок в жанре портрета или бытовом жанре на тему «Материнство»
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
|
|
|
| |
| Орнамент как основа декоративного украшения
| Красота орнамента
|
| Введение новых знаний
| Виды орнамента. Орнамент и стиль эпохи. Орнамент в архитектуре. Лепные украшения.
Различение функций древнего и современного орнамента
| Знать:
– виды орнамента;
– о связи орнамента и стиля эпохи;
– о декоре архитектурных сооружений.
Уметь:
– выполнять рисунок декоративного элемента орнамента (из гипса) со светотеневой разработкой;
– лепить элементы декора для украшения зданий
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдичес-кая). Понимание смысла, содержащегося в украшениях и элементах архитектуры
|
|
| |
| Создание иллюстраций к литературным произведениям
| Иллюстрирование литературного произведения
|
| Введение новых знаний
| Деревянное и каменное зодчество России. Оформление интерьера избы, мелкой деревянной пластики (прялка, утварь и др.).
| Знать:
– шедевры деревянного и каменного зодчества России;
– устройство крестьянского дома;
– специфику образно-символи-ческого языка внутреннего устройства дома.
Уметь выполнить иллюстрации к литературному произведению о жизни народа прошлых веков
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Истоки и современное развитие промыслов: Гжель, Жостово, Городец и др.
|
|
| |
| Народные художественные промыслы
| Повторение и закрепление полученных знаний
| Деревянное и каменное зодчество России. Оформление интерьера избы, мелкой деревянной пластики (прялка, утварь и др.). Народные художественные промыслы
| Знать:
– шедевры деревянного и каменного зодчества России;
– устройство крестьянского дома;
– специфику образно-символи-ческого языка внутреннего устройства дома.
Уметь выполнить иллюстрации к литературному произведению о жизни народа прошлых веков
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Истоки и современное развитие промыслов: Гжель, Жостово, Городец и др.
|
|
| |
| Художественный образ и выразительные
средства графики
| Космические дали
|
| Введение новых знаний
| Космический пейзаж: реальность и фантазия.
| Знать:
– произведения живописи с изображением реального и фантастического космического пейзажа;
– цветовое и композиционное решение картин;
– первичные сведения о макетировании.
Уметь выполнить макет марки на тему космоса
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Филателия как разновидность прикладной графики
|
|
| |
| Космос в прикладной графике
| Повторение и закрепление полученных знаний
| Процесс макетирования (журнал, книга, марка)
| Знать:
– произведения живописи с изображением реального и фантастического космического пейзажа;
– цветовое и композиционное решение картин;
– первичные сведения о макетировании.
Уметь выполнить макет марки на тему космоса
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Филателия как разновидность прикладной графики
|
|
| |
| Символический язык
в произведениях деко-ративно-прикладного
искусства
| Разработка герба
|
| Введение новых знаний
| Символический язык декоративного искусства. Гербы, флаги, эмблемы. Композиция герба. Герб России. Типы орнаментальных композиций: геральдическая
| Знать:
– символический язык декоративного искусства;
– правила составления композиции герба;
– российский герб;
– формы герба;
– символичность цвета.
Уметь придумывать и выполнять эскиз герба (класса, личный и т. д.)
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Геральдика как наука о правилах составления герба. История герба родного города
|
|
| |
| Художественный образ и выразитель-ные средства графики
| Афиша цирка
|
| Введение новых знаний
| Плакат как вид графики. Назначение и художественный язык плаката. Элементы композиции плаката
| Знать художественный язык плаката.
Уметь:
– использовать художественные средства выразительности для создания плаката;
– разрабатывать плакат на определенную тему
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
|
|
|
| |
| Жанры изобразительного искусства.
особенности портрета
| Человек и профессия. Поясной портрет
|
| Урок-повторение
| Портрет как жанр живописи. Пропорции лица. Мимика. Анатомическое строение тела человека. произведения живописи художников-портретистов
| Знать:
– жанр портрета;
– виды портрета (поясной бюст
и т. д.).
Уметь изображать человека определенной профессии, используя живописно-пластические средства в решении образа
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
|
|
|
| |
| Портрет-шутка
|
| Введение новых знаний
| Фантазии в портрете. Карикатура и дружеский шарж
| Знать:
– особенности карикатуры,
шаржа;
– пропорции и мимику лица.
Уметь составить и нарисовать шуточный портрет
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы
| Роль авторского восприятия, индивидуальная манера в выражении отношения художника к портретируемому
|
|
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Всего: 34 часа.