Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическая сущность и формы налогообложения





Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Исторически налоги возникают с появлением государства. А. Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились ДВЕ КРУПНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - ЭТО СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И ИСТОЧНИКОВ ПОПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, то есть централизованных финансовых ресурсов государства.

Сущность налогов проявляется в их функциях. Два подхода:

-суженная трактовка ф-ций – единственная ф-ция налогов – фискальная

-расширительная трактовка – выделение ряда других функций налогов, распределительную, стимулирующую, регулирующая, контрольную, социальнаую и т.д.

Ключевыми же являются 2 функции – фискальная и распределительная.

- Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели. - Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных. - Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой. - Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные. - Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц. - Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб. Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.

ФОРМЫ

1.В зависимости от способа налогообложения выделяют:

1) прямые налоги (подоходно-поимущественные). Налоговое бремя ложится непосредственно на налогоплательщиков. (налог на прибыль, НДФЛ, земельный налог, налог с имущества).

2) косвенные налоги. Налоговое бремя перекладывается с налогоплательщика (организации) на потребителя. К этим налогам относятся НДС, акцизы.

Также налоги делятся на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода (прибыли), учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (чаще всего бывают процентными). Реальными налогами (реал – вещь) облагается предполагаемый доход налогоплательщика, получаемый от того или иного предмета налогообложения, то есть учитывается характеристика вещи (водный, транспортный, земельный налог, налог на игорный бизнес). Денежная единица измерения.

2.В зависимости величины налоговой ставки:

- прогрессивные. Прогрессивное налогообложение — система налогообложения, построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого налогом дохода налогоплательщика. Ставка налога повышается при достижении определенных уровней дохода и достигает затем максимальной величины;

-регрессивные. Регрессивное налогообложение — обложение налогами, при котором с увеличением дохода его процент уменьшается;

-пропорциональные. Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговая ставка не зависит от величины налогооблагаемого дохода, постоянна при любых значениях дохода

+

3. по виду налогоплат (субъекта) - с организаций (НДС, акцизы, налог на прибыль) и с физ лиц (подоходный, на дарение). 4. по уровню террит подчинения, поступают в соотв бюджет, порядок и сроки взимания неодинаковы – федеральные (на всей терр РФ – НДС, ЕСН, на доходы и прибыль), региональные (на имущ-во орг-ий, игорный бизнес, транспортный) и местные (земельный, налог на имущество физ. лиц). 5. по хар-ру использования - общего назначения и целевые

 

К основным принципам налогообложения относятся:

1) Первый принцип означает обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом законодательство должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообложения с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога.

2) Недопустимость дискриминационного характера налогообложения и различного его применения исходя из социальных, расовых, национальных и иных критериев, а также установления дифференцированных ставок налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3) Принцип экономической целесообразности и недопустимости введения произвольных налогов и сборов. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4) Принцип ненарушения единого экономического пространства страны означает недопустимость введения налогов и сборов прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров, работ, услуг или финансовых средств (либо создающих другие ограничения или препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций). (беспошлинный обмен внутри страны).

5) Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков (плательщиков сборов), обратной силы не имеют – то есть не обращаются на предыдущий период. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах или устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и тд, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков и тд, могут иметь прямую силу, если прямо предусматривают это.

6) Приоритет налогового законодательства над неналоговым. В связи с этим недопустимо возложение обязанности уплачивать налоги и сборы, а также иные платежи, обладающие их признаками, если эти платежи не предусмотрены НК РФ либо установлены в ином порядке, чем это определено в НК РФ.

7) Презумпция невиновности налогоплательщика (плательщика сбора). Этот принцип означает толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в актах законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика. (Этот принцип не распространяется на организации и ЮЛ. В их отношении действует безакцептное списание средств).

8) В НК есть еще один принцип. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (круг налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговая база, единица измерения налоговой базы, ставка налога, налоговый период, сроки уплаты налога, порядок уплаты налога, получатель налога и льготы (если таковые предусмотрены)). И все акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком размере он должен платить.

Date: 2015-09-24; view: 389; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию