Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы становления социальной ответственности в зарубежных странах





Этап Период Концепция Форма
I. Конец ХIХ в. – до Второй мировой войны Предыстория формирования отдельных элементов, преимущественно религиозно-этического характера Благотворительная деятельность и меценатство
II. 50-е – 60-е г.г. ХХ века Правовая ответственность отдельного предприятия, выступающего в качестве юридического лица Верификация соответствия нормам государственного налогового и трудового законодательства
III. 70-е – 80-е г.г. ХХ века Ответственность, основанная на заинтересованности в максимизации прибыли Рассмотрение социальной политики предприятия через призму его рентабельности
IV. 90-е – начало ХХI века Проявление гражданской ответственности, стремящейся согласовать корпоративные интересы с интересами общества Гарантии по выпуску продукта, не угрожающего здоровью потребителей, обеспечивающей экологическую безопасность, участие в формировании социальной инфраструктуры территории

На начальных этапах своего развития социальная ответственность ограничивалась только частным бизнесом и определялась личными религиозно-этическими нормами предпринимателя как индивида. Практически эта была ответственность работодателя перед трансцендентным субъектом. Государство же занималось в основном охраной частной собственности и почти не вмешивалось в хозяйственную деятельность частного бизнеса. А профсоюзы были запрещены, как и другие формы общественных ассоциаций.

Позже, с появлением индустриального общества, религиозная этика в предпринимательской деятельности стала дополняться и ответственностью за соблюдение некоторых норм государственного законодательства (юридическая или правовая ответственность). По мере развития индустриального общества обострились и классовые антагонизмы между наемным трудом и капиталом. Под давлением рабочего и профсоюзного движения государство значительно расширило трудовое законодательство. Частный капитал вынужден был соблюдать трудовое законодательство, и тем самым он проявлял правовую ответственность перед законом.

Первые два этапа формирования академических концепций социальной ответственности предприятия можно охарактеризовать:

> влиянием религиозных этических норм хозяйственной деятельности;

> концентрацией социальной ответственности бизнеса преимущественно на его обязанностях перед государственным законодательством, т.е. социальная ответственность носила в основном правовой характер;

> сопротивлением со стороны некоторых представителей академических кругов в отношении этих концепций.

На третьем этапе основная тяжесть дискуссии относительно концепции корпоративной социальной ответственности переместилась с правовых на ее экономические аспекты. Главной проблемой стал ответ на вопрос: может ли социальная ответственность быть рентабельной для бизнеса?

Если исходить из общих глобальных тенденций в эволюции бизнес-сообщества, то можно утверждать, что в своем большинстве оно начало более положительно воспринимать концепцию социальной ответственности, которая способствовала достижению его успехов в хозяйственной деятельности.

В связи с этим возникла теория заинтересованных сторон (stakeholders theory), предполагающая, что внешнее окружение предприятия представляет собой определенное количество заинтересованных в его деятельности сторон - «стейкхолдеров», интересы которых должны приниматься во внимание менеджерами.

К стейкхолдерам (потенциальным выгодополучателям от деятельности) любой фирмы, по мнению Р. Э. Фримена, были отнесены все целевые группы, «оказывающие существенное влияние на принимаемые фирмой решения и/или находящиеся под воздействием этих решений».

Кроме акционеров, самой важной группы стейкхолдеров (т.к. за ними как за владельцами компании признается превалирующий статус), у предприятий имеются и другие заинтересованные лица: владельцы фирмы; поставщики разного рода ресурсов; покупатели ее продукции; работники предприятия; местное сообщество; различные широкие общественные группы; государство.

Игнорирование их интересов может обернуться для предприятия финансовыми и нефинансовыми рисками, поскольку социально ответственная деятельность влияет на его имидж, репутацию и соответственно на стоимость. Именно поэтому предприятия готовы брать на себя «справедливую долю ответственности» в целях роста стоимости бизнеса, снижения потерь от нефинансовых рисков и обеспечения устойчивости предприятия, а менеджмент предприятия, стремящегося доказать свою социальную ответственность и подтвердить свою легитимность, должен вести дела с учетом интересов всех стейкхолдеров. Поэтому в рамках данного подхода предприятие рассматривается как часть социальной структуры общества, перед которым оно несет ответственность и должно определять свои цели путем сбалансирования противоречивых запросов всех стейкхолдеров.

Последний, 4-й период становления социальной ответственности, можно назвать периодом институциализации социальной ответственности предприятия. Он имел несколько направлений. Прежде всего, многие международные организации разработали системы международных социальных стандартов, в которых непосредственно или косвенно отражались требования социальной ответственности предприятия. Характерной особенностью деятельности этих организаций стало повышение роли морально-нравственных норм предпринимательской деятельности. Важнейшие среди них:

- Глобальный договор (2000г.) - добровольная образовательная и диалоговая платформа для коммерческих организаций, созданная на основе десяти всемирно признанных принципов, среди которых были выделены 4 группы проблем: права человека; право на труд; окружающая среда; борьба против коррупции;

- стандарты по социальной ответственности, которые разрабатывались Международной организацией по стандартизации (ISO), в частности, ISO 26000. Надо отметить, что этот международный стандарт готовился при участии экспертов, представлявших интересы: потребителей; трудящихся; государства; промышленности; неправительственных организаций; организаций, оказывающих услуги, поддержку или ведущих исследования в области социальной ответственности;

- стандарты серии АА 1000, разработанные Институтом социальной и этической отчетности (Institute of Social and Ethical Accountability): АА 1000 APS, определяющие общие принципы ответственности организации; АА-1000 AS - по верификации отчетов; АА-1000SES, определяющие правила диалога между заинтересованными сторонами.

Европейская социальная хартия

Необходимо отметить высокое значение Европейской социальной хартии, принятой в 1961 г. и пересмотренной в 1996 г. Европейская социальная хартия — конвенция Совета Европы, закрепляющая ряд социальных прав человека (в отличие от ЕКПЧ, закрепляющей главным образом гражданские и политические права). Принята в 1961 году, вступила в силу в 1965 году. Страны-участницы обязуются признать обязательными для себя как минимум 10 статей или 45 частей статей части II хартии, в том числе как минимум 5 из следующих статей: 1, 5, 6, 12, 13, 16 и 19.

Доклады об исполнении Хартии представляются раз в два года. Всего часть II Хартии содержит 19 статей, каждая из которых закрепляет определенное право.

В 1996 году принята Европейская социальная хартия (пересмотренная). На 2012 год из 47 стран-участниц СЕ четыре — Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино и Швейцария, — не ратифицировали ни изначальной, ни пересмотренной хартии, 33 страны ратифицировали пересмотренную хартию, 10 — изначальную

Хартия содержит подробный перечень социально-экономических прав, а также предусматривает механизм контроля за выполнением положений Хартии государствами-участниками - Секретариат Европейской социальной хартии. Предусматривается возможность подачи индивидуальных и коллективных жалоб на нарушение прав, закрепленных в Хартии, в названный орган. Хартия вступила в силу 1 июля 1999 года. Хартия подписана Россией 14 сентября 2000 года. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2001 года №106 создана Межведомственная комиссия РФ по подготовке к ратификации Хартии.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. охватывает общий спектр индивидуальных прав человека: в одном ряду с гражданскими и политическими правами и основными свободами стоят экономические, социальные и культурные права. Европейская Конвенция о правах человека черпает из этого источника (за исключением сформулированных в дополнительном протоколе № 1 права на защиту собственности и на образование) только гражданские и политические права и основные свободы.

В качестве дополнения 18 октября 1961 г. в Турине была подписана Европейская социальная хартия, которая вступила в силу 26 февраля 1965 г. Таким образом, на европейском уровне сформировалось система, подобная системе ООН, где сформулированные во Всеобщей декларации прав человека права разделены на два пакта как по концептуальным, так и по политическим основаниям.

Права, изложенные в Европейской конвенции о правах человека - это, как правило, так называемые негативные, защитные права, которые, в сущности, должны защищать гражданина от вмешательства государства. Государство не должно совершать каких-либо действий, которые могут нарушать эти права.

Напротив, социальные и экономические права - это, как правило, позитивные права, для реализации которых государство должно предпринять определенные усилия. Они большей частью сформулированы как задачи, нацеленные в отдаленное будущее, и предполагают определенный уровень экономического развития.

Хартия пытается остановиться на этих проблемах: с одной стороны она формулирует социальные и экономические права как цели государства, с другой стороны, облекает их в конкретные гарантируемые государством и юридически контролируемые меры, формулируя их как обязанности.

В отличие от Европейской конвенции о правах человека контрольный механизм не предполагает никаких индивидуальных жалоб и органа, подобного суду. Однако не исключено, что в будущем положение может измениться. В остальном, в противоположность Европейской конвенции о правах человека, права, закрепленные в

Социальной хартии, распространяются только на лиц, которые на законных основаниях проживают или постоянно работают на территории соответствующего государства-участника Хартии.

Другая слабость Социальной хартии заключается в так называемых селективных обязательствах, т.е. возможности государства выбрать для себя в качестве обязательных лишь определенное количество норм Хартии.

Таким образом, сформулированные в Хартии социальные права обеспечиваются намного слабее, чем права, изложенные в ЕКПЧ, и в определенной мере по сравнению с ними являются второстепенными.

Несмотря на это, Хартия выполняет важную роль политико-правового ориентира для выработки экономической и социальной политики государств-участников. После обогащения содержания путем переработки текста в 1996 г. она претерпела к тому же существенное развитие.

Date: 2015-09-24; view: 602; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию