Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Студенческий спорт





Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упражнений для систематических занятий в процессе обучения в вузе.

Организационные особенности студенческого спорта:

• доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине "Физическая культура" (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном отделении);

• возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;

• возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта).

Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.

Спортивная подготовка проводится в учебном спортивном отделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленные студенты. Для того чтобы быть зачисленным в это отделение, не достаточно только личного желания студента, необходима определенная предварительная спортивная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта.

Запись студентов в спортивное отделение добровольная, так как учебно-тренировочные занятия связаны с дополнительной затратой свободного времени. Занятия, как правило, организуются вне общевузовского учебного расписания и в несколько большем объеме, чем это предусмотрено программой по учебной дисциплине "Физическая культура".

Администрации вуза предписывается создавать студентам-спортсменам высокой квалификации необходимые материально-бытовые условия, а также возможность обучения по индивидуальному графику в установленном порядке.

Таким образом, студенческий спорт по существу выполняет функции по подготовке спортивного резерва спорта высших достижений (СВД). Однако так как сочетание успешной учебной деятельности и повышения спортивного мастерства предъявляет к самому студенту серьезные дополнительные требования, следует согласиться с мнением специалистов о том, что занятия спортом в вузе на уровне СВД в лучшем случае, позволят выполнять поисковую, поддерживающую и сопровождающую функции.

В организации и проведении учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований студентов во внеучебное время активное участие принимают как общественные студенческие спортивные, так и неспортивные организации и объединения.

Значительную роль в организации межвузовских спортивных соревнований играет общественное объединение студентов и работников высших учебных заведений - Российский студенческий спортивный союз (созданный в конце 1993 г.) и его региональные организации.

В настоящее время РССС признан как единый орган по руководству студенческим спортом. РССС активно сотрудничает с Олимпийским комитетом России, являясь его членом. РССС - член международной федерации университетского спорта (ФИСУ), принимает активное участие во всех его мероприятиях. РССС - правопреемник упраздненного студенческого ДСО "Буревестник", продолжает его идеи и традиции.

РССС объединяет различные спортивные клубы, различные физкультурные организации более 500 высших и 2500 средних специальных учебных заведений страны. В структуре РССС созданы региональные органы руководства студенческим спортом. Для занятий спортом в распоряжение студентов предоставлены спортивные залы, стадионы, плавательные бассейны, лыжные базы, спортивные площадки высших и средних учебных заведений.

Российским студенческим спортивным союзом ежегодно проводятся национальные и региональные чемпионаты по всем видам спорта, включенным в программы Всемирных универсиад и чемпионатов мира среди студентов. По многим видам спорта студенты составляют большинство сборных команд России и принимают участие в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.

Всемирные студенческие спортивные игры (универсиады) проводятся с 1924 года. Российские спортсмены-студенты выступали в Универсиадах с 1957 года.

По решению Генеральной ассамблеи ФИСУ Всемирные студенческие спортивные игры проводятся один раз в два года: каждый нечетный год - летние и каждый четный год - зимние. Наиболее массовыми являются летние Универсиады. Программа летних Универсиад включает 10 видов спорта. Во всех Универсиадах, в которых выступали студенты России, они неизменно добивались общекомандной победы.

Одновременно с Универсиадами проводятся чемпионаты мира среди студентов. В рамках последних Универсиад Международная федерация университетского спорта проводит международные научные конференции по проблемам физического воспитания в высших учебных заведениях и дальнейшего развития студенческого спорта. В работе этих конференций самое активное участие принимают ученые, работающие на кафедрах физического воспитания высших учебных заведений нашей страны, а также специалисты ведущих спортивных держав мира (России, США, Великобритании, Франции, Италии, Швеции).

Учебная программа по физической культуре предусмат­ривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спор­тивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упраж­нений для систематических занятий в процессе обучения в вузе.

Спорт в элективном курсе физического вое питания студентов — эта та часть преимущественно практических занятий учебной дисциплины «Физическая культура», в ко­торой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа пред­ложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть включены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двига­тельной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п.

Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студен­та, конечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскет­больным» ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании.

Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых случаях такие отказы правомерны. Так, «права выбора» лишаются те студенты, которые в обязательных тестах общей физической подготов­ки (например, у мужчин — бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекла­дине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подготовку в группах ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обяза­телен для других. Подобная практика часто носит вынужденный харак­тер — из-за ограниченности мест занятий и других причин.

 

4.Особенности организации и планирования спортивной подготовки в ВУЗе

Согласно классическому представлению в теории физического воспитания и спортивной тренировки, организация занятий по спортивному принципу предусматривает, что на избранный вид приходится от 50 до 70% учебного времени, а оставшиеся 30-50% используется на обязательные составляющие разделы (средства ОФП): легкую атлетику, гимнастики, плавание, лыжную подготовку и частично спортивные игры. Изучение каждого раздела программы должно заканчивается выполнением зачетного требования.

Например: раздел плавания- выполнением норматива 50 метров вольным стилем; гимнастики - умением составлять комплекс УГГ, контрольным нормативом ( подтягивание, сгибание рук в упоре лежа).

Как правило, студентам предлагается несколько видов спорта.

Эти виды спорта обусловлены наличием: спортивной базы, квалифицированных специалистов, популярностью в студенческой среде вида спорта, влиянием вида спорта на будущую профессиональную подготовленность специалистов и другими факторами.

Изучение основных мотивов, которыми руководствуются студенты при выборе физических упражнений и видов спорта показывает, что:

· укрепление здоровья, коррекция отдельных недостатков телосложения;

· повышение функциональных возможностей организма;

· психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно важными умениями и навыками;

· достижение наивысших спортивных результатов (Ильинич В.И. и др, 1995 г), являются наиболее значимыми для большинства из них.

Занятия различными видами спорта дают больший разносторонний эффект для оздоровления организма, поддержания и развития различных физических, психофизических и психических качеств, по сравнению с отдельными физическими упражнениями, которые являются составляющими видов спорта, например: легкая атлетика- вид спорта, бег трусцой - физическое упражнение , кроме этого вида спорта предусматривают комплексное воздействие на организм. Так силовая подготовка присутствует при занятиях борьбой, и спортивными играми, легкой атлетикой, гимнастикой, хотя по преимущественному воздействию борьба развивает скоростно-силовые качества; спортивные игры -внимание, быстроту; легкая атлетика - быстроту, выносливость; гимнастика - относительную силу и координацию движений, гибкость; лыжный спорт - выносливость, вестибулярную устойчивость и т.д.

Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда

накладывает свой отпечаток на планирование учебно-тренировочных занятий.

Однако в каждом виде спорта или в системе физических упражне­ний всегда

присутствуют его. основные разделы:

· перспективное планирование;

· годичное планирование;

· текущее и оперативное планирование.

Перспективное планирование многолетнее подготовки Из года в год увеличивается число тренировочных заня­тий и соревнований,

растет общий объем нагрузки. От этапа к этапу многолетней подготовки

изменяется соотношение различных средств, используемых в тренировочном

процессе. Перспективное планирование спортивной подготовки студента за­ключается в том, чтобы обеспечить непрерывность тренировочного процесса, так как оносвязывает в единую многолетнюю систему под­готовку на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» в средней школе и вузе, а также занятия в свободное время на всем протяжении обучения ((включая учебные и производственные практи­ки, а также каникулярное время). В некоторых случаях перспектив­ный план спортивной подготовки должен охватывать и послевузовский период подготовки спортсмена.

Между тем спортивная подготовка в основном учебном отделении вуза планируется только на годы учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Перспективное планирование в данном слу­чае состоит в постепенном усложнении задач по освоению обязатель­ного программного и элективного учебного материала, В конечном счете это находит свое отражение в усложняющихся зачетных спор­тивно-технических нормативах и требованиях. Перспективное планирование в спортивном учебном отделении имеет свои особенности. С одной стороны, оно предусматривает посте­пенное усложнение учебно-тренировочного процесса по годам обуче­ния, с другой — может охватывать не только период обучения в вузе, но и спортивную подготовку спортсмена после окончания учебного за­ведения. Такое планирование, захватывающее послевузовский период спортивной подготовки, наиболее четко проявляется в индивидуаль­ных видах спорта. Перечень и уровень зачетных

спортивно-технических нормативов и требований к студентам по годам обучения разрабатываются кафед­рой физического воспитания с учетом общей физической и спортив­ной подготовленности учебных групп по каждому из видов спорта. В каждом вузе наряду с обязательными зачетными требованиями по общей физической и профессионально-прикладной физической подготовке студентам должны быть заблаговременно объявлены спор­тивно-технические нормативы и требования по годам обучения, а не только на предстоящий семестр. Это позволит им представлять сте­пень трудности освоения учебно-тренировочного материала не только на предстоящий семестр, но и на перспективу.

Текущее оперативное планированиеТекущее планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии. Оно призвано представить различные факторы трени­ровочного процесса (подбор соответствующих средств тренировки, со­ревновательных стартов, методов направленного восстановления и стимуляции работоспособности), в таком сочетании, которое обеспе­чивало бы условия для подготовки спортсмена к проявлению наивыс­ших возможностей на основных соревнованиях.

С одной стороны, планируются определенные «блоки» из серии тренировочных занятий с конкретными задачами подготовки, с дру­гой — проводится постоянный текущий контроль за специфической работоспособностью спортсмена путем различных тестов, ибо важно выявить эффективность подготовки после каждого «блока» трениро­вочных занятий. Текущее планирование в основном и спортивном отделениях суще­ственно различаются, особенно в видах и формах текущего контроля. В основном отделении чаще применяются тесты, а в спортивном — со­ревновательные упражнения, (на вспомогательных дистанциях и их отрезках, в нестандартных упражнениях, не используемых в офици­альных соревнованиях). Оперативное планирование, или управление учебно-тренировоч­ным процессом, — определяет степень физической, технической, так­тической подготовленности студента-спортсмена. Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений, продолжительность пауз между ними. Современные технические средства позволяют оперативно полу­чать и доводить до занимающихся информацию о динамических и ки­нематических характеристиках движений, реакции основных функци­ональных систем, их соответствии заданным характеристикам. Это по­зволяет своевременно корректировать индивидуальные нагрузки, использование тренировочных средств. Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон спортивной подготовки. Оно не имеет существенных отличий при подготовке студентов в основном и спортивном отделениях, но в каж­дом виде спорта оперативное и текущее планирование имеют свои от­личия.

 








Date: 2015-09-24; view: 759; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.009 sec.) - Пожаловаться на публикацию