Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двигательные умения, навыки и качества в процессе обучения





В процессе обучения у обучаемых формируются двигательные умения и навыки и одновременно происходит развитие физических (двигательных) качеств. Эти явления взаимосвязаны, но каждому присущи определенные средства и методы. Кроме того, существу­ют средства и методы интегрального воздействия, способствующие целостному проявлению навыков, качеств, знаний.

Формирование системы двигательных навыков и повышение уровня развития физических качеств являются одними из ведущих задач физического воспитания и спорта. Это в равной мере отно­сится к спортивным играм. Знание закономерностей данного про­цесса обеспечивает рациональное содержание и построение этапов обучения приемам игры и тактическим действиям, развития качеств, помогает правильно отобрать средства и методы, строить занятия.

Двигательные умения, навыки и суперумения - это функциональ­ные образования в организме человека, которые возникают в про­цессе и в результате освоения двигательных действий при обуче­нии. Поэтому основные положения обучения техническим приемам, тактическим действиям и развития физических качеств опираются на физиологические и психологические закономерности формиро­вания навыков.

Алгоритм развития двигательного действия (технического при­ема) в процессе обучения: а - незнание, неумение; б - знание об изу­чаемом приеме игры, двигательная задача; е- представление об изу­чаемом приеме (его «образ»); г - двигательное умение; д - двига­тельный навык; е - суперумение (система навыков высшего поряд­ка). Это продвижение от незнания и неумения к совершенному и осознанному овладению комплексом навыков на основе теорети­ко-практических концепций обучения. Данный алгоритм создает благоприятные условия для эффективного построения и осуществ­ления процесса обучения в спортивных играх: определение задач, выбора средств, методов и т. д. В конечном счете создаются неогра­ниченные возможности совершенствования технико-тактического мастерства в игровых видах спорта.

Двигательное умение. Практическое («двигательное») овладение приемом игры начинается с овладения основой техники, формиро­вания двигательного умения, опирающегося на полученные знания о приеме игры, имеющийся двигательный опыт и сформированное представление, модель, «образ приема».


 




Двигательное умение - это способность выполнить прием игры, решить двигательную задачу при условии концентрированного вни­мания обучаемого на каждом движении, входящем в изучаемый прием. Для приема игры на уровне двигательного умения харак­терны признаки:

- управление движениями, составляющими целостный прием, не
автоматизировано, сознание загружено контролем каждого движе­
ния, работа совершается неэкономно при значительной степени

утомления;

- способ решения двигательной задачи нестабильный, происхо­
дит поиск лучшего решения.

Первостепенное значение имеют здесь подводящие и подгото­вительные упражнения, тренажерные устройства. Однако долго на них задерживаться нельзя, в целостном приеме части его выглядят не так, как в отдельности. По мере освоения частей приема они объе­диняются до его выполнения в целом. К подводящим и подготови­тельным упражнениям возвращаются с целью исправления ошибок.

Двигательный навык. В процессе дальнейшего освоения приема, по мере увеличения количества повторений при относительно по­стоянных условиях обучения, формируется двигательный навык -способность выполнить прием игры, позволяющая акцентировать внимание на условиях и результатах действия, а не на отдельных движениях, входящих в него. На этом уровне для приема характер­ны признаки:

• Выполнение движений, входящих в ДД, происходит без сосре­доточения внимания на них обучаемого, т. е. автоматизировано при ведущей роли сознания: автоматизируется процесс исполнения дви­жений, составляющих структуру приема (последовательность, ко­ординационные отношения нервно-мышечных процессов, взаимо­связь двигательных и вегетативных компонентов, нет противоре­чия «сознание-автоматизация»).

• Сознание обучаемого направлено в основном на узловые ком­поненты приема, на учет изменений в обстановке и творческое ре­шение двигательной задачи, коррекцию исполнения, в спортивных играх изменение первоначального решения: вместо броска в бас­кетболе, удара по воротам в футболе - передача партнеру, находя­щемуся в лучшей позиции.

• Выраженная системность в движениях, которые объединены
в целостный прием с устранением лишних движений, экономная

затрата сил.

• Повышается роль двигательного анализатора, мышечное чувство приобретает ведущее значение в контроле за движениями, зрительный анализатор переключается на контроль обстановки и результаты дея­тельности (ведение мяча без зрительного контроля в баскетболе).

• Высокая устойчивость к сбивающим факторам: прием игры уверенно выполняется в новой обстановке («чужое поле», шум зри­телей на трибунах и т.п.).


Совершенное владение навыком приводит к возникновению ком­плексного ощущения как результат показаний всех анализаторов: чувство мяча у игровика, чувство ракетки у теннисиста.

Формирование системы технических приемов и тактических дей­ствий на уровне двигательных навыков - одна из важнейших задач в спортивных играх. В качестве примера могут служить програм-. мы по игровым видам спорта для СДЮШОР, в которых освоение технико-тактического арсенала имеет место с первых шагов в детс­ком возрасте и до перехода молодых спортсменов в команды выс­ших разрядов.

Суперумение - система навыков высшего порядка. Возможнос­ти совершенствования двигательной деятельности беспредельны, о чем свидетельствует практика элитного спорта, балета, циркового и танцевального искусства и др. В спортивных играх важная задача состоит в том, чтобы научить свободно и эффективно владеть на­выками приемов игры в сложных условиях соревновательной дея­тельности.

Суперумение или система навыков высшего порядка - это спо­собность эффективно выполнить отдельный прием игры или соче­тание нескольких приемов в сложных и экстремальных условиях со­ревновательного противоборства в игровых видах спорта. Такое комплексное умение возникает на основе надежных двигательных навыков выполнения отдельных приемов игры, высокого уровня развития физических качеств и системы специальных знаний.

Суперумение всегда отличается повышенной ролью сознания: анализ информации в различных ситуациях, нередко при ограни­ченном времени, принятие решения и выбор целесообразного при­ема игры, его способа, своевременное и качественное его выполне­ние. Особая роль суперумения в целостной соревновательной дея­тельности, состоящей из комплекса технико-тактических действий на уровне навыков: умение эффективно использовать приобретен­ные приемы игры и их способы в разных сочетаниях и в разнооб­разной последовательности в соответствии с требованиями окру­жающей конкретной соревновательной обстановки в игровых ви­дах спорта.

Date: 2015-09-24; view: 1034; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию