Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимающая социология» М. Вебера





Одним из самых влиятельных теоретиков социологии является немецкий ученый Макс Вебер. Его социологическая доктрина построена на последовательном проведении идеи о нарастающей рациональности во всех сферах человеческих взаимоотношений (экономические отношения, система социального управления, духовность, культура). На этом, согласно М.Веберу, основано различие естественных наук от социологии, изучающей субъективные действия людей, обладающих сознанием, и потому их поведение нельзя понять «извне», а можно только «изнутри», раскрыв смысл, который индивиды вкладывают в свои действия. В этом плане ключевым аспектом социологии является изучение убеждений, мнений, ценностей, намерений, лежащих в основе человеческого поведения. Методом, делающим единственно возможным социологическое объяснение, выступает «понимание». Науку, основанную на этом методе, М. Вебер назвал понимающей социологией.

Предметом «понимающей социологии» является социальное действие, обладающее тремя отличительными признаками:

1) наличие действующего индивида;

2) осмысленность предпринимаемого действия;

3) социальная ориентированность действия на других людей.

Понимание и объяснение Вебер считал необходимыми методологическими аспектами социологии. Поэтому социологию определял как «науку, задачей которой является понять социальное поведение, объяснив его, и тем самым вскрыть его причины и следствия».

С точки зрения мотивации и уровня рациональности, осмысленности, всю совокупность социальных действий М. Вебер подразделял на четыре основных типа:

1) целерациональное;

2) ценностно-рациональное;

3) традиционное;

4) аффективное действие

Высшим уровнем рациональности обладают целерациональные действия, в которых поведение ориентировано на ясно осознаваемую цель, рационально соотнесенные с ней средства. Критерием рациональности здесь выступает успешность действия.

Ценностно-рациональные действия отличаются направленностью на определенную ценность, в основе которой лежат личные убеждения индивида о долге, достоинстве, красоте. Здесь нет цели, ориентированной на результат, успех (дуэль из-за чести, воинский подвиг во имя долга и т.п.).

Традиционные действия находятся на границе осмысленности, а нередко и за ее пределами и основаны на длительной привычке, традициях, обычаях и т.д.

Аффективные действия – чаще всего находятся за пределами осмысленности и совершаются индивидами в состоянии аффекта – страха, гнева и т.п.

Выделение основных типов действий и отношений привело М. Вебера к необходимости введения в социологическую теорию категории «идеальный тип». Под идеальным типом он понимал нереальные т.е. мысленные конструкции, понятия, которые имеют источником реальную действительность. Как типы в чистом виде они могут служить инструментом познания действительности для выявления ее эмпирического содержания. Такими идеальными типами у М. Вебера являются рассмотренные выше типы социального действия, а также типы легитимного, т.е. законного господства («традиционное», легальное, харизма).

Date: 2015-09-24; view: 327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию