Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6. Социологические исследования общественного мнения





 

Общественное мнение должно быть выявлено за счет применения конкретных социологических методов – наблюдения, анализа документов, опроса. Наиболее часто используется анкетный опрос.

В последнее время формирование общественного мнения неотделимо от функционирования средств массовой информации и общественных организаций, которые ведут пропаганду и агитацию через использование этих средств.

Средства массовой информации – социальный институт, который обеспечивает сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе (пресса, кино, радио, телевидение, книжные издания, реклама и т.д.) Информация распространяема этими средствами, предназначена для численно большой социально однородной, географически рассредоточенной аудитории. Ей присуща быстрота и регулярность доставки к потребителю, опосредованный, безличный характер. Средства массовой информации являются неотъемлемым компонентом процесса массового духовного общения людей, являются дополнением к межличностному общению, возник на определенной ступени развития человечества.

Марксизм объясняет возникновение массового общения и его средств, как изменение способа производства и последующую реорганизацию всей социальной жизни общества. Рассматривая капиталистическое общество, Карл Маркс и Фридрих Энгельс утверждают, что на смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится и к материальному и духовному производству.

Маркс К. в работа «Гражданская война во Франции» обратился к материалам прессы.

Советские социологи обратились к исследованию деятельности прессы, радио, кино еще в двадцатые годы, известны работы Н.Рыбникова, Я.Яковлева, К.Кабо и др. В ряде работ использовался комплекс методов полевой информации – устный и анкетный опрос, статистические данные и наблюдение.

В семидесятые годы в Советском Союзе проведены социологические исследования крупнейших газет: «Правды», «Известий», «Труда», «Литературной газеты», а также аудитории радио, кино, телевидения. Изучение запросов и интересов аудитории средств массовой информации заставило советских социологов обратить более пристальное внимание на содержание сообщений. Исследования содержания материалов средств массовой информации имели целью выявить сферы действительности, что находило более часто свое отражение, а некоторые из них - вообще не находили отражения в сообщениях прессы, радио и телевидения. Чем больше стало таких исследований, тем больше требовалось совершенствования методик, особенно метода анализа содержания документов (контент - анализ). Советские социологи пришли к выводу, что главной смысловой единицей сообщения должен быть не символ, а определенная социально – значимая идея.

Вместе с этими исследованиями активно изучается и сам источник информации, т.е. социальный облик журналиста, комментатора, внештатного корреспондента газет, радио, телевидения, прессы или газетно - журнальная периодика, предстает в социологических исследованиях как источник либо общей информации, либо информации по определенным социальным группа, категориям, явлениям и процессам, либо документации для изучения самой прессы как социального явления.

Еще в 1921 году В.И.Ленин предлагал создать специальную комиссию для сбора и обработки гигантского материала из советской и буржуазной прессы, особенно его интересовали вопросы внешней политики Антанты. «Без него у нас нет глаз, ни ушей, ни рук для участия в Международном движении, и мы становимся зависимыми от того, кто поближе, кто под рукой, кто случайно прочел, случайно зашел, случайно рассказал и т.д.»

Как источник общей информации пресса может служить для восстановления сведений об имевших место исторических фактах и событиях, для восстановления общего общественно – политического фона, для изучения общественного мнения, для уточнения официальной оценки, толкования. В этих случаях уделяется внимание, прежде всего, передовым статьям. Изучение газетных текстов помогает составить представление о том, какого рода события в какой – то промежуток времени было во внимании общественного мнения, и почему?

Как источник документации по отдельным социальным группам, категориям, явлениям и процессам пресса помогает по прошествии определенного времени как бы заново восстановить и осмыслить ту или иную цепь событий, которые служили информацией общественного мнения. Например, по публикациям прессы можно проследить связь той или иной акции общественного мнения о социальной практике.

При изучении документации многими социологами использовались личные документы, которые способствуют выявлению общественного мнения в какие – то определенные периоды. Ян Щепаньский выделял пять способов использования автобиографий:

1. Конструктивный метод. Исследователь изучая биографии под определенным углом зрения, строит картину социального явления на основании уже имеющейся социологической теории этого явления. В ходе анализа он проверяет гипотезы, содержащиеся в общей теории. В этом методе значительную роль играет интуиция исследователя, например, при классификации факторов, выявленных в описанных явлениях, если интуиция обманывает, результаты не отвечают условиям научной правильности.

2. Метод экземплификации, он заключается в иллюстрации гипотез примерами из автобиографий. Материал в этом случае не проверяет гипотез. Научная ценность такой обработки небольшая, даже при истинности той или иной специальной теории.

3. Метод анализа содержания. Он заключается, главным образом, в исследовании частоты наступления определенных событий и обстоятельств, в которых эти события происходят.

4. Статистическая обработка. Статистический анализ стремится установить зависимость между равными социальными чертами авторов, их позициями и проявляемыми стремлениями. Если автобиографии получены от однородной социальной совокупности (и их несколько сот), возможности такого статистического анализа довольно велики. Статистические методы обеспечивают больше возможностей исключения субъективных склонностей социолога, интерпретирующего биографии.

5. Типологический анализ. Он заключается в установлении некоторых типов личности, типов поведения, типов образцов жизни, выступающих в разных совокупностях. Именно в таком установлении типов состоит максимальная польза, которую могут дать автобиографии. Типологический анализ обращает внимание на количественную сторону проявления явления, хотя и не так строго, как статистический.

Отмечая положительные стороны личных документов необходимо отметить и недостатки. К наиболее важным недостаткам личных документов для обобщения мнения относятся:

- личные документы никогда не бывают репрезентативными;

- лиц, пишущих автобиографии, сам этот факт выделяют среди других;

- личные документы бывает очень трудно получить;

- эти документы по разным причинам могут быть необъективными или фальсифицированными;

- описываемые события могут подвергаться рационализации пишущего;

- описания могут возникать под влиянием внешнего настроения пишущего;

- избирательность памяти, предающей забвению неприятные моменты, может исказить картину описания;

- описание может быть сделано по определенным принципам или понятийной системе, неясной для исследователя;

- автобиография может быть близкой к литературному вымыслу и не соответствует действительности.

Таким образом, если достоинства личных документов действительности являются большой ценностью в процессе познания социальной действительности для формирования и обоснования общественного мнения, то недостатки их как единственную информацию. По этим причинам личные документы можно определить как ценную вспомогательную информацию в формировании общественного мнения.

 

Date: 2015-09-24; view: 444; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию