Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неудовлетворенные потребности — первооснова отклоняющегося поведения





Считается, что на уровень преступности в любом обще­стве влияет множество факторов. Это и материальные, эко­номические факторы, и сознание преступника, его направ­ленность, психологические установки.


Следует сказать, что в огромном потоке предпосылок пре­ступления есть одна определяющая предпосылка, которая, как правило, является первичным импульсом преступления. Это неудовлетворенность базовых потребностей. На данную зако­номерность наводит теория мотивации, создателем которой в ее наиболее завершенном виде является крупнейший мысли­тель современности, американский психолог Абрахам Маслоу.

В своей статье "Теория человеческой мотивации" (1943), фундаментальном труде "Мотивация и личность" (1954), а так­же в одной из последних своих работ "Психология бытия" аме­риканский ученый обосновал положение, что природа челове­ческого бытия представляет собой непрерывное удовлетворе­ние широчайшего ряда биологических, материальных, соци­альных и духовных потребностей. Причем неумолимость этого процесса касается не только первичного круга потребностей, запрограммированного самой биологической природой (потреб­ности в пище, сне, тепле), но и того ряда высших потребнос­тей, которые сформировались за долгий период развития че­ловеческой цивилизации (потребность в самореализации, пре­стиже, духовной культуре).

Конечно, круг социальных и духовных потребностей у каж­дого индивида различен по объему. У некоторых он вообще не выходит за пределы из повседневности. Но сама по себе необ­ходимость удовлетворения потребностей проявляется с неумо­лимостью закона природы.

Маслоу убедительно доказывает, что удовлетворение ба­зовых потребностей "является условием здоровой, полноцен­ной жизни". Он пишет, что организм, удовлетворяющий свои потребности, лучше работает, более эффективно реализует свои способности"1.

Уйти от своих потребностей невозможно. И если потреб­ность не удовлетворена, то последствия могут быть весьма печальными и даже деструктивными: человек может заболеть или попытаться реализовать ее извращенным или противоза­конным способом.

Процесс формирования преступных наклонностей нрав­ственно незрелой личности, в частности, и определяется та­кой жизненной ситуацией индивида, когда он испытывает хро­нический дефицит удовлетворения своих потребностей. Извес-


 


1 Рубан О. Взломанный чердак // Московский комсомолец (Уральский вариант). 1999. № 30. 29 июля — 5 августа.


Маслоу А. Мотивация и личность. С. 149—151.



Юридическая социология


Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность



 


тно, что в основе большинства преступлений лежат неудов­летворенные потребности. Процесс антисоциальных ориента­ции ускоряется, если индивид отличается завышенными зап­росами, большими притязаниями и ограниченными возможно­стями удовлетворить свои потребности законным путем. В этих случаях он избирает преступные формы удовлетворения сво­их потребностей.

При хроническом дефиците удовлетворения насущных потребностей активизируются биологические импульсы: агрес­сивность, злоба, жестокость. Образно говоря, дефицит будит дремлющую биологическую природу в организме человека. Маслоу говорит: "Антропологические данные дают нам вес­кие основания считать, что человеческие жестокость, злоба, агрессия представляют собой вторичные, реактивные фено­мены, что их порождает неудовлетворенность базовых потреб­ностей"1. В другой работе он пишет: "Жажда разрушения, са­дизм, жестокость злоба и т. д. — все это представляется не врожденными качествами, а скорее, жесткой реакцией на не­удовлетворенность наших врожденных потребностей, эмоций и качеств"2.

Исходя из теории потребностей мы проследим, как не­удовлетворенность того или иного ряда потребностей стано­вится основополагающей предпосылкой для формирования от­клоняющегося поведения личности. В отличие от Маслоу мы представим свою классификацию, свой иерархический ряд потребностей, ибо последний, как нам представляется, позво­ляет более наглядно и предметно видеть корреляцию, соотно­шения связки "неудовлетворенная потребность — вид откло­няющегося поведения". И еще следует иметь в виду, что в реальной действительности поведение, поступок человека по­лимотивированно, то есть является результатом целого ряда потребностей и побуждений.

I. Витальные, жизненно важные потребности. Это гене­тически предопределенные потребности, которые запрограм­мированы в "генетическом паспорте человека", работают на уровне подсознания и обеспечивают выживание индивида.

1. Потребность физического существования. Это потреб­ность в утолении голода и жажды, в тепле и жилище, в отды-


хе и сне. Чтобы удовлетворить эту насущную потребность, человек способен преступить черту дозволенного. Достаточно вспомнить героя романа В. Гюго "Отверженные" Жана Валь-жана, судьба которого была искалечена из-за украденной им в молодые годы булки хлеба.

2. Потребность в самосохранении. Самосохранение — это
основной закон жизни. Пока человек живет и способен защи­
тить себя, он постоянно борется за свою жизнь. И не только
за свою, но и за жизнь близких. Если человек видит опасность _
для своей жизни, то инстинктивно, рефлекторно он защища­
ет свою жизнь. Эрих Фромм говорил: "Люди... готовы убивать и
разрушать для собственной защиты"1. Уголовный кодекс Рос­
сийской Федерации предусматривает необходимость защиты
себя и своих близких от насилия и в то же время предостере­
гает от превышения пределов необходимой обороны.

3. Сексуальные потребности. Это генетически запрограм­
мированная биологическая потребность. Немецкий философ
А. Шопенгауэр определял данную потребность как первоосно­
ву всего живого. Эту потребность он назвал "волей к жизни",
т. е. стремлением продлить жизнь своего рода2.

Неудовлетворенность этой потребности в реальности по­рождает целый "букет" разнообразных видов преступлений, начиная от эпизодических насильственных сексуальных дей­ствий, инцеста и кончая кровавыми похождениями серийных убийц, сексуальных маньяков типа ростовского Чикатило и жителя Подмосковья Сергея Ряховского, на счету которого 18 жертв и которому в силу отмены смертной казни в России выс­шая мера была заменена пожизненным заключением.

4 Потребность в свободе, независимости. Может пока­заться, что эта потребность не витальная и относится к соци­альному виду. Но ведь известно, что инстинкт к свободе при­сущ и животному миру. И сила его насколько велика, что дикие животные, как правило, в неволе не размножаются.

Свобода, независимость, возможность действовать по сво­ему усмотрению без всякого стеснения и принуждения, без подчинения чужой воле — это огромная ценность. И когда че­ловек ее теряет, то на уровне подсознания в нем просыпается


 


' Маслоу А. Мотивация и личность. С. 189. 2 Маслоу А. Психология бытия. С. 26.


1 Фромм Э. Душа человека. С. 22.

2 См.: Шопенгауэр А. Метафизика половой любви // Шопенгауэр А. Из-

бранные произведения. М., 1993. С. 377.



Юридическая социология


Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность



 


стремление освободиться от стесняющих обстоятельств, осво­бодиться от нетерпимой зависимости.

Чужая воля — это не абстракция. Это то, что ограничи­вает действия человека. Типичным примером такого рода яв­ляется шантаж; неблаговидные действия: запугивание, угро­за разглашения каких-либо компрометирующих сведений — в конце концов могут вызвать ответную реакцию — стремление любой ценой освободиться от такой зависимости, от опасного свидетеля. И человек идет на крайние меры, вплоть до убий­ства шантажиста.

А сколько драм возникает в семье, которая, как извест­но, является той ареной, где разыгрываются острейшие кон­фликты, коллизии. Жизнь становится нестерпимой, и, чтобы избавиться от этих отягощающих обстоятельств, один из суп­ругов идет на самое тяжкое преступление, чтобы обрести не­зависимость от своего прежнего положения. Как известно, преступление является конечной фазой конфликта. Статисти­ка свидетельствует, что в 7% случаев криминальных убийств жертва и убийца были супругами1.

Стремление освободиться от отягщающих обстоятельств может порождать и такие криминальные поступки, как убий­ство молодыми мамами своих новорожденных младенцев. Этот факт свидетельствует о 'неумолимой силе одновременно про­являющихся нескольких страстей, которые в своей совокуп­ности способны заглушить потребность женщины в материн­стве.

5. Потребность в движении, в действии, в трате физи­ческой и эмоциональной энергии. Биологическая эволюция сфор­мировала человека способным к большим физическим нагруз­кам и активным действиям. Но современная жизнь этого не требует. Отсюда гиподинамия — противоестественное сниже­ние двигательной активности в повседневной жизни большин­ства людей. Однако человеческий организм ищет различные способы и возможности "выплеснуть", потратить свою физи­ческую и эмоциональную силу. Сегодняшнее увлечение моло­дежи поп-музыкой, энергичными, ритмическими танцами — одна из форм удовлетворения этой потребности.

К сожалению, "выброс" энергетики этим не ограничива­ется. В наше время распространяются различные правонару-


шения. В первую очередь хулиганство, грубое нарушение об­щественного порядка.

Во время так называемого юношеского кризиса сознанию молодых свойственна внутренняя смятенность и даже исте­ричность, протест против мира взрослых — отсюда явное не­уважение не только общественного порядка, но и достоин­ства старших, а также вандализм, садизм, бессмысленное разрушение культурных ценностей, святынь. Многие из под­ростков жаждут борьбы, встречи с мнимым противником. От­сюда драки, которые ведутся по неписаным законам улицы.

6. Потребность в новом, необычном, нетрадиционном. Потребность в возбуждении, риске, острых ощущениях, стра­хе и агрессии. В наших генах заложена нетерпимость к однооб­разию, монотонности, к "прозе жизни". Известно, что обо­стренные чувства стимулируют выброс в кровь адреналина — мощного тонизирующего вещества.

Наслаждение от азарта, риска, опасности особенно ха­рактерно для психики подростка. Вот почему они взбираются на трубы строящихся заводов, ходят по карнизам высоких домов, пробираются ночью на кладбище. Есть мнение, что по закону природы человеку нужна определенная "доза страха".

Азарт, потребность в острых ощущениях свойственны и взрослым. Ф. Ницше говорил: "Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры"1. Отсюда понятна страсть некото­рых людей к азартным играм в карты, рулетку. На этой по­требности функционируют казино, игорные дома.

Азарт, потребность в острых ощущениях сопряжены с разнообразными преступлениями. Следственная и судебная практика свидетельствуют, что так называемые "каталы" — карточные игроки-шулеры — паразитируют на этой потреб­ности людей. Они, как правило, являются неплохими психоло­гами: подмечают азартные, темпераментные черты характера своих жертв и обирают их.

Потребность в острых ощущениях в совокупности с другой потребностью — в трате физической и эмоциональной энергии, нередко лежит в основе такого преступления, как хулиганс­кие действия. Две данные потребности зачастую являются ос­новой и так называемых немотивированных преступлений.


 


См.: Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб., 1997. С. 358.


1 Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 47.



Юридическая социология


Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность



 


7. Гедоническая потребность, потребность в удовольстви­ях. В принципе это естественная потребность. Человечество в процессе своего развития вело не только борьбу за свое су­ществование, но и за увеличение своих потребностей, т. е. удовольствий. Сама природа создала удивительный механизм для самодвижения, саморазвития человека: удовлетворение потребностей рождает положительные эмоции. И чем больше удовлетворенных потребностей, тем больше положительных эмоций. Можно сказать, что самая главная программа инди­вида — это получение удовольствия и избежание неудоволь­ствия. Ницше в своей работе "Утренняя заря" писал: "Вели­кая сила... ощущать радости, искать удовольствий"1. В другой работе он очень точно сформулировал механизм взаимосвязи, взаимозависимости "деяний человека" и ощущения им удоволь­ствия: "...живущее не стремится к удовольствию, напротив, удовольствие наступает вслед за достижением того, к чему оно стремится: удовольствие сопровождает, удовольствие,не движет"2.

К сожалению, некоторые хотели бы без труда, без траты своих физических и интеллектуальных сил, без напряжения получать удовольствия. Это толкает их на преступный путь краж, воровства, взяточничества, подлогов и т. д.

И еще. Важнейшей потребностью человека является ощу­щение необходимого уровня удовлетворения своих потребнос­тей и, если угодно, удовлетворенности своей жизнью. Действи­тельно, человек нуждается в ощущении полноты жизни, в ощущении ее полнокровности и полноценности. Это ощуще­ние на уровне бытового сознания и определяется понятием счастья. Существует гипотеза, что в мозгу человека есть "центр удовлетворенности". И если нормальные, естественные потреб­ности не удовлетворяются, то индивид ощущает определен­ный дискомфорт своего внутреннего состояния. Он стремится компенсировать эмоциональный дефицит каким-то допингом, искусственно взбадривающим его. Это может быть или нарко­тик, или алкоголь. А то и другое, как свидетельствует мили­цейская статистика, является питательным "бульоном" откло­няющегося и даже делинквентного поведения.


II. Материальные потребности — это второй вид первич­ного круга потребностей. В отличие от описания предыдущего вида здесь мы не будем отдельно останавливаться на конкрет­ных рядах потребностей, а дадим общую характеристику всех материальных потребностей.

Этот вид потребностей своими корнями уходит в виталь­ные, биологические потребности. Он сформировался на базе такого ряда потребностей, как потребность в утолении жажды и голода, потребность в тепле, жилище и т. д.

Человечество давно не живет по биологическим законам. Инстинктивные потребности в элементарном удовлетворении голода и жажды, потребности в тепле, прикрытии своего тела грубыми одеждами из шкур по мере развития цивилизации совершенствовались, трансформировались, поднимались на более высокий уровень.

Русский социолог Питирим Сорокин в своем двухтомном труде "Система социологии" отмечает, что в наши дни систе­ма биологических потребностей, которая первоначально обес­печивала лишь выживание человеческого рода, обогатилась чувственно-эмоциональными переживаниями. Он пишет: "Борь­ба за жизненные блага в значительной степени является борь­бой за возможность чувственно-эмоциональных переживаний, за возможность их удовлетворения"1. Таким образом, потреб­ность в самосохранении обогатилась потребностью в положи­тельных эмоциях. И в наши дни витальные потребности стали опредмечиваться в таких явлениях и предметах, как комфорт, ■ роскошь, красивая обстановка, все, что "ласкает взор"2.

Мы живем не только в мире людей, но и в мире вещей. Стремление к материальному благу, стремление "хорошо жить" — это естественное стремление. Оно универсально, оно всеобще, т. е. присуще всем. Материальные блага имеют в жизни каждой личности огромную силу. Каждый стремится повысить свой материальный статус.

И в то же время стремление к материальному благу тол­кает некоторых на преступный путь, коль скоро конкретный индивид не в состоянии удовлетворить эту потребность закон­ным, морально одобренным путем.


 


1 Ницше. Ф. Утренняя заря. Свердловск. 1991. С. 246.

2 Он же. Воля к власти. М., 1910. С. 337.


1 Сорокин П. А. Система социологии. М., 1993. Т. 1. С. 159.

2 См.: Там же. С. 158.



Юридическая социология


Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность



 


Статистика свидетельствует, что в основной массе моти­вом преступления является корысть. Именно неудовлетворен­ные материальные потребности, а не социальные и духовные являются основой девиантного и делинквентного поведения. То, что корыстный мотив, т. е. опредмеченная потребность, кото­рую личность стремится удовлетворить любой ценой, является определяющим стимулом преступлений во всех странах мира, социология объясняет следующим образом. Потребности стабиль­ны, постоянны, вечны, особенно потребности низшего порядка. И проявление высших потребностей зависит от предваритель­ного удовлетворения базовых потребностей первого круга. Со­временный ученый Хайнц Хекхаузен говорит: "Прежде чем активизируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потреб­ности низшего уровня"1. К этому следует добавить, что по­требности многих людей не выходят за пределы их повседнев­ности.

III. Социальные потребности — это группа потребнос­тей, которая сформировалась за длительный период развития человеческой цивилизации в процессе общественных связей, отношений, социального взаимодействия людей.

Жизнь отдельного индивида — это своеобразная фабрика по воспроизводству и реализации целой системы социальных связей и отношений на межличностном и социальном уровне. Несмотря на то, что высшие потребности поднимают людей над витальными, биологическими потребностями, они тоже обусловливают преступные побуждения. И это происходит тог­да, когда существует дефицит удовлетворения данного вида потребностей.

Остановимся на ряде социальных потребностей и пока­жем, как они порой становятся побудительной причиной анти­социального, противоправного действия.

1. Потребность в идентификации. Это потребность в чув­стве единения с себе подобными, ощущении общности с дру­гими. Потребность принадлежать к определенной социальной группе, стать ее частью, занимать в ней то или иное место, ощущать свою значимость для других, добиться социального признания, завоевать уважение.


К сожалению, стремление адаптироваться в этом мире, избавиться от свой изолированности, от чувства одиночества бывает осложнено незнанием "правил игры" в нашем непрос­том мире. Эта проблема особенно типична для подростков, ко­торые стремятся принадлежать к сплоченной группе своих сверстников, стремятся к групповой поддержке, групповой защищенности. Сегодня многие подростки и юноши становятся членами неформальных объединений. Их влекут туда нетради­ционные цели, богатство внешней атрибутики, простота са­моутверждения. Чаще всего эти объединения основываются на культе силы, молодежной агрессивности, на базе увлече­ния боевыми искусствами. Наиболее распространенной фор­мой агрессивных объединений являются слабо структуриро­ванные "дворовые команды", которые известны кровавыми драками.

В последние годы появились разнообразные группы, ко­торые являются носителями автократических, национал-эк­стремистских и других идей. Случается, что этими группами манипулируют организованные преступники.

2. Потребность в самореализации. Это потребность в са­мовыражении, самоутверждении, потребность проявить себя, показать себя. Данную потребность А. Маслоу называет потреб­ностью в "самоактуализации".

Самореализация проявляется в решении узловых проблем личной жизни: в образовании, профессии, работе, материаль­ном и социальном статусе, семье, воспитании детей и т. д.

Считается, что самое большое несчастье в жизни — это невозможность состояться как личность. Если индивид не смог реализовать себя, это оказывает разрушающее воздействие на личность человека, это приводит к отчуждению его от господствующих в обществе социальных ценностей, нравствен­ных норм. Происходит смещение в восприятии системы жиз­ненных координат. Выше мы уже ссылались на Маслоу, ко­торый говорил: "Человек, не удовлетворенный в своих базо­вых потребностях, воспринимает мир как вражескую терри­торию, как дикие джунгли, населенные сильными и слабы­ми животными, хищниками и жертвами, победителями и по­бежденными"1.


 


1 Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Том 1. С. 113.


Маслоу А. Мотивация и личность. С. 256.


 

Юридическая социология

Обида, злоба, боль за несложившуюся жизнь полностью отчуждают такого человека от нормальных людей. И если он от природы наделен неукротимой силой, волей, то он самоут­верждается в ином, преступном мире. А если нет, то живет "как трава" или становится бомжем, или кончает жизнь само­убийством.

3. Потребность в более высоком социальном статусе. Это потребность в престиже, в уважении, в социальной значимос­ти, успехе, авторитете, чувстве превосходства.

Высокий социальный и материальный статусы имеют боль­шую стимулирующую силу. Они активизируют способности индивида, его интеллектуальные и физические силы, его воз­можности продвинуться "вверх" по ступеням служебной лест­ницы. Эта потребность помогает человеку самореализоваться, наполняет его жизнь смыслом, дает ощущение положитель­ных эмоций. Американский социальный психолог Т. Шибутани говорит: "Люди борются за социальный статус, чтобы быть уверенным, что в их обществе к ним будут относиться с дос­таточным уважением; они борются... за уважение к самому себе"1.

Человек с четким и высоким социальным статусом — это состоявшийся человек, а люди с низким социальным стату­сом — это обычно неудачники. Самореализация требует боль­ших усилий, упорства, воли, целенаправленности в достиже­нии своей цели.

Современная социальная культура дает простейшие фор­мы успеха по формуле "здесь и сейчас" в виде внешнего об­лика: модной одежды, престижной машины, места прожива­ния в городе, загородной виллы.

Известно, что' капитал и блистательные карьеры неред­ко делают не самые способные люди. Стремление к успеху, тщеславие, честолюбие толкают некоторых на преступления. Отсюда подлоги, подделки, хищения документов, обман, лже­свидетельство, присвоение чужого авторства, выдача чужого изобретения или открытия за свое. Американские социологи, анализируя преступления, совершенные лицами высокого об­щественного положения, бизнесменами и т. д., ввели понятие "преступность белых воротничков".


Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность 309

4. Потребность быть лидером, быть первым. Это так называемая "воля к власти". Она проявляется в борьбе, сопер­ничестве, конкуренции, состязательности. Обычно при анали­зе данной потребности ссылаются на Ницше, который считал, что "воля к власти" есть первооснова всех существ в этом мире, которые соперничают друг с другом. Действительно Ницше говорил, что "глубочайшая сущность бытия есть воля к влас­ти...". Развивая эту мысль он писал: "Все, что делается... может быть сведено к цели умножения власти"1.

Следует сказать, что понятие "воля к власти" Ф. Ницше трактовал довольно широко, вкладывая в него мысль об об­щей побудительной силе к жизни, к существованию.

Понятие "власть" мы будем использовать в общепринятом смысле, как право и возможность подчинять своей воле дру­гих людей и распоряжаться их поступками.

Лидер — это ведущий, руководитель определенной груп­пы, сообщества. Считается, что стремление быть первым за­ложено в генетической памяти индивида. Но оно развивается и закрепляется на протяжении всей жизни конкретного чело­века. Лидеров относят к так называемым "сильным типам", к "опережающей группе". Ученые сходятся на том мнении, что таких людей рождается не более 5—10% от всей популяции. Их природные качества являются примером для других: они целеустремленны, фанатично преданны своему делу, отлича­ются большой работоспособностью и т. д.

Лидерство сопряжено с самоутверждением, с конкурен­цией, с борьбой. Стремление быть первым порой провоциру­ет преступления. Об этом, в частности, свидетельствует со­стояние теневого бизнеса в России в 90-х годах. Конкурент­ная борьба за раздел и передел сфер влияния вызвала волну заказных убийств. Если в 1993 г. жертвами заказных убийств были 289 человек, то через 5 лет их число удвоилось и в 1998 г. достигло цифры 599 человек.

Статистика свидетельствует, что в основе 75.% всех слу­чаев заказных убийств лежит стремление быть первым, уб­рать тех, кто мешает получить криминальную прибыль в том или ином секторе теневого бизнеса. Мы не склонны упрощать мотивацию преступлений. Любое преступление полимотиви­рованно: здесь есть мотивы и корысти, и мести, и страха, и


 


' Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 382.


Ницше Ф. Воля к власти. С. 317—340.


 



Юридическая социология


Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность



 


защиты своих интересов, и ликвидации опасного свидетеля, и убийства безвинных родственников с целью устрашения того, кто не возвращает долг, и т. д.

Криминал, порожденный устремленностью, жаждой быть первым, характерен и для политической жизни. Это особенно характерно на крутых поворотах истории и в тоталитарных государствах. Бытует выражение, что "революция пожирает своих детей". Действительно, власть в авторитарных государ­ствах стремится к безграничности, не терпит оппозиции, осуж­дения проводимой политики.

На преступления в политической сфере указывал еще Ч. Ломброзо. Конкретизируя это явление, он говорил, что поли­тические преступления чаще всего распространены среди людей с высшим образованием1. История нашего российского отечества богата преступлениями в сфере политической жиз­ни. Мы укажем на факты нашего столетия. -

Сталину приписывают выражение: "Смерть устраняет все проблемы. Нет человека — нет проблемы". Чтобы покончить со своим политическим антиподом Л. Троцким и троцкистским движением, И. Сталин дал указание ликвидировать Троцкого, что и было сделано в 1940 году. Непосредственный исполни­тель задания И. Сталина Рамон Меркадер был награжден Звез­дой Героя Советского Союза.

IV. Духовные потребности — это высший вид потребнос­тей. Число духовных потребностей весьма велико, причем не только в смысловой информации, но и в эмоциональном, в эстетическом освоении мира. Это потребность в осмыслении реальности, себя как личности, потребность в системе соци­альных ориентации и ценностей. Э. Фромм говорил, что чело­века "толкает вперед потребность придать смысл собственной жизни..."2

Следует сказать, что все по-разному воспринимают и ос­мысливают окружающий мир. Все по-разному потребляют ду­ховную культуру. И в результате направленность поведения личности бывает разная.

Духовные потребности не являются исключением из об­щей закономерности — их деформация тоже является основой правонарушения. Для подтверждения этого тезиса приведем

1 См.: Ломборозо Ч. Преступление. С. 105.

2 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное™. М., 1994. С. 234.


факты антисоциального поведения членов квазирелигиозного течения "Тайное общество почитателей сатаны".

Молодому поколению, входящему в большую жизнь, свой­ственно искать ответы на вечные вопросы: "Кто я?", "Каков этот мир?", "В чем его смысл?", "Каково мое место в этом мире?". Сегодняшний духовный вакуум и протестное настрое­ние молодежи, ее нигилизм по отношению к моральным нор­мам старшего поколения и самим устоям общества приводят некоторых в так называемую "церковь сатаны". Эта нетради­ционная псевдорелигия базируется на идеологической основе, утверждающей, что миропонимание старших ложно, что оно изначально было поставлено с ног на голову. Последователи сатаны исходят из того, что Бог напрасно изгнал сатану-иску­сителя с неба в ад за то, что тот дал возможность первым людям на земле вкусить плод познания. Сатанисты считают, что сатана справедливо восстал против Бога, против христи­анства, против библейских заповедей. Они считают, что сата­на находится в каждом из нас. Они проповедуют крайний эго­изм и индивидуализм и призывают вести себя исключительно так, как самому человеку хочется. Они проповедуют вседозво­ленность, аморальность, культ насилия.

Правонарушения сатанистов лежат в тех жестоких риту­алах, которые они совершают во время своих культовых об­рядов. Чаще всего они собираются на кладбищах, у свежих могил. Тут они совершают свои жертвоприношения, убивая кошек, собак, ворон, которых первоначально зверски избива­ют, мучают, терзают. Помимо животных истязаниям подвер­гаются и люди, как правило, малолетние дети.

V. Потребность в стимуляции, взбадривании — это по­требность в алкоголе, наркотиках, курении и т. д. Удовлетворе­ние этой потребности с неумолимой закономерностью приводит к совершению правонарушений и даже преступлений.

Данная потребность выбивается из общей системы чело­веческих потребностей. В науке не только нет единого подхо­да к характеристике этой потребности, но нет и единства в определении ее названия. Одни считают эту потребность ирра­циональной, т. е. противостоящей другому ряду потребностей, определяют ее как нездоровую, неразумную. Другие говорят о ее запредельности. Действительно, и это имеет место, т. к. некоторые наркоманы стремятся выйти за пределы самого себя, своего мироощущения, стремятся изменить свое психологи­ческое состояние, уйти в мир грез.



Юридическая социология


Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность



 


В порядке размышления об истоках этой потребности сле­дует сказать, что вообще-то у людей существует природная потребность в эмоциональной стимуляции, если их одолевают эмоциональная апатия, упадок внутренней энергетики, равно­душие, безразличие. Американский футуролог Алвин Тоффлер говорит, что для нормального функционирования психики че­ловека необходим баланс между потребностью в стимуляции и уровнем внешнего возбуждения. Причем внешнее возбужде­ние должно быть как не слишком низким, так и не слишком высоким. Когда же происходит дисбаланс между степенью не­обходимой стимуляции и внутренними пределами личности, то перестимуляция порождает эмоциональный стресс, взрыв внутренней энергетики. Чрезмерная перестимуляция может при­вести к преступлению. Алвин Тоффлер формулирует гипотезу, что перестимуляция "может объяснить, почему беспорядки иногда начинаются даже без серьезной провокации и являются причиной внезапного буйства тысяч подростков, которые кру­шат стекла и машины тяжелыми камнями и бутылками"1.

В XX веке производится огромное количество искусст­венных стимуляторов — алкоголя и наркотиков — объемы ко­торых исчисляются миллионами декалитров и тонн. Уровень преступности возрос как никогда.

Запоями страдал великий врач Востока Авиценна, о кото­ром говорят, что вторую половину своей жизни он посвятил тому, чтобы доказать бесполезность своих медицинских тру­дов, которые Он создавал в первой половине своей жизни. Не­умеренным потреблением спиртных напитков отличался Со­крат. Александр Македонский под влиянием опьянения убил своего лучшего друга и умер после того, как 10 раз осушил большой кубок вина2. Джек Лондон и Эрнест Хемингуэй стра­дали алкоголизмом и покончили жизнь самоубийством в мину­ты тяжелой душевной депрессии. Лондон принял яд, а Хемин­гуэй застрелился из охотничьего ружья.

Наркотиками злоупотребляли американская киноактриса Мерилин Монро и знаменитая французская певица Эдит Пиаф. Страшным бедствием для России последних лет стало рас­пространение в стране наркотиков. Сколько наркотиков вво­зят в нашу страну и сколько людей их потребляет — этого не

1 Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. С. 295.

2 См.: Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1996. С. 24.


знает никто. И только по некоторым данным можно косвенно подсчитать общий вал оборота наркобизнеса. Так, по данным МВД, в 1998 г. у наркодельцов было изъято 40 тонн наркоти­ков. Считается, что объем конфискованного составляет лишь 7—10% от всего нарковала. Доза наркомана в день составляет примерно 1 грамм героина. Отсюда можно приблизительно определить общий объем возможных наркотиков и количество людей, употребляющих их. По самым скромным подсчетам, сегодня в России употребляют наркотики 10 миллионов чело­век. Из них 350 тысяч — это жители Москвы.

Врачи-наркологи считают, что у наркоманов остается толь­ко две дороги: или тюрьма, или могила, т. к. от наркотической зависимости после лечения освобождается лишь 7% наркоманов.

Представленная система потребностей — витальные, ма­териальные, социальные, духовные и стимулирующие — по­зволяет видеть, что между нереализованными потребностями и антисоциальным поведением личности существует взаимо­связь, что неудовлетворенные потребности являются перво­основой отклоняющегося и даже преступного поведения.

Было бы неверно представлять, что все богатство и мно­гообразие потребностей в одинаковой мере присуще каждому индивиду. Академик Н. М. Амосов справедливо замечал: "Люди воспринимаются одинаково. В действительности, диапазон раз­личий по набору потребностей и силе характера примерно 1:3"'. Развитие потребностей не может быть одинаковыми в силу со­циальной среды, условий жизни, в которых происходила соци­ализация личности, а также в силу генетической программы, которая досталась тому или иному индивиду по наследству.

В своих выводах,о сущности антисоциальной, криминаль­ной личности мы исходили из общесоциологических знаний о здоровой, нормальной личности, находящейся в системе об­щественных отношений. Ключом к пониманию поведения пре-

1 Амосов Н. Реальности, идеалы и модели // Наука и жизнь. 1989 г. № 5. С. 67.



Юридическая социология


Глава 12. Антисоциальная, криминальная личность



 


ступной личности были теории современных социальных пси­хологов, юристов, социологов. Как известно, личность преступ­ника — это частный случай общей социально-психологичес­кой структуры человека и "пружин" его поведения. Общую модель психологического устройства и мотивацию здоровой личности мы экстраполировали на антиобщественную личность, для которой характерны отклоняющиеся социальные ориента­ции, определенные психологические установки и даже зако­дированные в генах особенности, которые на уровне подсоз­нания проявляются хотя бы в том, что индивид своеобразно воспринимает социальную и психологическую реальность, свое­образно реагирует на ту или иную жизненную ситуацию, на те или иные социальные ценности. У преступников другие жиз­ненные ориентации, другая система координат, у них другое отношение к жизни, они живут по-другому.

Анализируя антисоциальную личность, мы в основном имели в виду криминальную модель правонарушений, хотя, как известно, наряду с уголовными правонарушениями суще­ствуют и другие виды правонарушений: административные, трудовые, земельные, гражданские, семейные и т. д.

Анализируя мотивационный механизм поведения личнос­ти, мы, естественно, не могли оставить без внимания взгляды Чезаре Ломброзо. Минуло более века со дня выхода его ра­бот, но и поныне идет борьба между теми, кто отвергает вы­воды итальянского психиатра и криминалиста, и теми, кто является сторонниками его теории.

Сегодня знания о человеческой природе поднялись на но­вый, более высокий уровень. На этом витке знаний без обра­щения к наследию Ломброзо, а исходя из собственных наблю­дений такие ученые, как Э. Фромм и А. Маслоу, утверждают, что действительно существует некоторая заданность жизнен­ного пути человека, существует определенная направленность его судьбы. Некоторые отечественные ученые также призна­ют, что каждый человек имеет свой психологический тип, имеет, образно говоря, своеобразную "формулу крови", кото­рая в какой-то мере предопределяет развитие личности: один, скажем, прирожденный любитель женского пола, а другой — примерный семьянин, третий — игрок, четвертый — хвастун, пятый — алкоголик и т. д.1

 


Исходя из биосоциального понимания сущности личности можно сделать предположение, что существующий сложней­ший и уникальный механизм баланса двух факторов: генети­ческого и социального, культурного может быть нарушен и индивид станет структурировать, компоновать, интерпрети­ровать окружающую реальность в русле антисоциальной на­правленности.

Контрольные вопросы

1. В чем смысл всестороннего анализа проблем антисоци­
альной, криминальной личности в теории и практике права?

2. Каково Ваше отношение к научному наследию Чезаре
Ломброзо?

3. В чем отличие социологического подхода при анализе
сущности преступной личности от психологического подхода?

4. Охарактеризуйте взгляды Э. Фромма и А. Маслоу на
мотивационную основу и генетическую природу человека.

5. Раскройте механизм того, как нереализованные потреб­
ности становятся основой правонарушений.

Литература

1. Антонян Ю. М. Психология убийства. М., 1997.

2. Волков Б. С. Мотивы преступлений: уголовно-правовое
и социально-психологическое исследование. Казань. 1982.

3. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

4. Ломброзо Ч. Преступление. М., 1994.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.

6. Мотивация личности: феноменология, закономерности и
механизм формирования. М., 1982.

7. Механизм преступного поведения. М., 1981.

8. Социология преступности (современные буржуазные
теории). Сб. статей / Пер. с англ. Б. С. Никифорова. М., 1966.


' См.: Существует ли судьба // Аргументы и факты. 1999. № 46.


 

 


Глава 13. Социология уголовного наказания



 


Глава 13. Социология уголовного наказания

Как известно, юридическая социология — это особая от­расль общей социологии, которая анализирует возникновение и развитие норм права, его социальное действие в реальной жизни и практику правоприменения.

Date: 2015-09-24; view: 1581; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию