Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология права М. Вебера





 

Макс Вебер (1864—1920) — немецкий ученый, социолог, оказавший значительное влияние на социальные науки XX в. Толкотт Парсонс — один из крупнейших американских социо­логов — считал, что центр всей веберовской социологии ле­жит не в социологии религии или других аспектах его теории, а в социологии права3.

 

1 См.: Марчук В. П. "Свободное право" в буржуазной юриспруденции.
Критика концепций Е. Эрлиха. С. 119.

2 Там же.

•' См.: Милованович Д. Веберовский и марксистский анализ права // Об­щественные науки за рубежом. РЖ. Сер. Государство и право. 1992. № 3. С. 4


 
 

 
Глава 4. Классическая социология права

Юрид ическая соци

Наиболее полно правовые взгляды М. Вебера, которые широко известны на Западе, но слабо изучены в отечествен­ной литературе, представлены в его фундаментальном труде "Хозяйство и общество" (1922).

Изложение веберовской социологии права предполагает знакомство, хотя бы в самых общих чертах, с основными по­ложениями его социологической концепции. Социология у Ве­бера — это наука, "стремящаяся, истолковывая, понять со­циальное действие и тем самым каузально объяснить его про­цесс и воздействие"1. Под социальным действием понимается такое действие, с которым индивид связывает субъективный смысл и соотносит его с действиями других людей2. Действую­щий индивид является отправным пунктом, "атомом" социо­логии Вебера. Поэтому такие понятия, как "государство", "сооб­щество", "феодализм" и другие, в понимании немецкого уче­ного, означают категории определенных видов социальных действий отдельных индивидов. "Для понимающей социоло­гии, — отмечал он, — интерпретирующей поведение людей, эти образования ("государство", "феодализм". — В. Г.) — про­цессы и связи специфического поведения отдельных людей, так как только они являют собой понятных для нее носителей осмысленных действий"3.

Социальные действия познаются посредством "идеальных типов", которых, по М. Веберу, насчитывается четыре4: 1) це-лерациональные действия, т. е. такие, когда ясно осознаны цели и выбраны оптимальные средства их достижения с уче­том внешних условий и ожидаемого поведения других людей; 2) ценностно-рациональные, когда поведение индивида опре­деляется верой, принятием некоторой системы ценностей — этических, религиозных, эстетических; 3) аффективные, ког­да индивид стремится к цели, повинуясь не разуму, а чув­ствам и эмоциям; 4) традиционные — основаны на укоренив­шейся длительной привычке, утвердившемся стереотипе по­ведения применительно к тем или иным ситуациям.

Типология социального действия (от традиционного через аффективный, ценностно-рациональный к целерационально-

1 Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избр. произ­
ведения. М., 1990. С. 602.

2 Там же. С. 603.

3 Там же. С. 601.

4 Там же. С. 628—630.


му типу) показывает, по убеждению М. Вебера, тенденцию возрастания рациональности в истории человеческой цивили­зации. Рациональность становится доминирующим типом соци­ального действия в западном обществе. По принципу рацио­нальности действует капиталистическая экономика, рациональ­ными становятся система политики и управления, право, об­раз мышления и жизни людей. "Судьба нашей эпохи с харак­терной для нее рационализацией и интеллектуализацией и прежде всего расколдовыванием мира заключается в том, что высшие благороднейшие цели ушли из общественной сферы или в потустороннее царство мистической жизни, или в брат­скую близость непосредственных отношений отдельных инди­видов друг к другу", — писал М. Вебер1.

 

Существенной частью его теории является социология политики, исходной основой которой выступает типология ле­гитимного господства. Теорией господства М. Вебер объяснил свое понимание отношений власти и подчинения в обществе. Им были выделены три типа господства2.

 

Первый тип — традиционный, основанный на авторите­те вечно вчерашнего: "на вере в святость издавна существо­вавших порядков", на господстве "патриарха" и "патриархаль­ного князя". Пример тому — древние Китай, Египет, Осман­ская империя, все прочие деспотии восточного типа, феодаль­ные системы.

 

Второй тип — харизматическое господство, базирующе­еся на личной преданности и личном доверии, вызываемом на­личием особых неординарных качеств у какого-либо человека (например, откровений, героизма). Слово "харизма", означа­ющее "дар Божьей милостью", использовалось в первые хри­стианские столетия для обозначения способности исцелять, которую дарует Святой Дух. Немецкий историк права Рудольф Зом использовал термин "харизматический" для обозначения понятия священной благодати. М. Вебер заимствовал его у Р. Зо-ма и применил ко всем индивидуальным личностям, наделен­ным сверхъестественными, сверхчеловеческими или по мень­шей мере особо исключительными способностями или каче-

 

1 Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избр. произве­
дения. С. 733, 734.

 

2 См.: Вебер М. Политика как призвание и профессия // Там же. С. 646—647;
также см.: Патрушев А. И. Расколдованный мир Макса Вебера. М.,
1992. С. 105—109.



Юридическая социология


Глава 4. Классическая социология права



 


ствами. М. Вебер к таким людям отнес пророков, полководцев-политиков, выдающихся демагогов, политиков-популистов, политических вождей.

Третий тип — легальное господство, основанное на обяза­тельности законов и установлений. При этом типе господства люди повинуются не в силу традиции или по воле харизмати­ческого лидера (вождя), а подчиняются правовому порядку, "рационально созданным правилам". Правовому порядку под­чиняются не только управляемые, но и управляющие. К ле­гальному типу господства М. Вебер относит парламентско-кон-ституционные государства, частнокапиталистические предпри­ятия, политические партии демократического общества.

Российский исследователь творчества М. Вебера П. П. Гай-денко считает основополагающей категорией веберовского со­циологического анализа социальное действие. Оно с его ха­рактеристикой субъективного смысла и ориентацией на дру­гих происходит из правовой области и представляет собой со­циологическую интерпретацию одного из терминов правоведе­ния и философии права — "признания"1. Таким образом, клю­чевую категорию социологии М. Вебера — социальное дей­ствие — можно рассматривать как имеющую правоведческую предпосылку.

М. Вебер замечает, что юридическое исследование на­правлено на истолкование объективного смысла норм права, т. е. на такое содержание правовых норм, каким оно должно быть2. Социология же в той мере, в какой право попадает в орбиту ее исследования, занимается не выявлением логичес­ки верного объективного содержания правовых положений, а изучением социальных действий, в качестве детерминантов которых могут выступать наряду с прочими факторами и пред­ставления людей о смысле и значимости определенных право­вых положений3. Таким образом, Вебер показал, что объек­том юриспруденции выступает объективный смысл норм пра­ва, а социологии — субъективный.

В социальном поведении (например, в экономическом) М. Вебер отмечает фактическое единообразие, что объясня-


ется не только ориентацией на какую-либо норму, а прежде всего тем, что данный тип взаимоориентированного поведе­ния больше всего соответствует интересам индивидов1. Конеч­но, вместе с этим имеет место ориентация на "те порядки, значимость которых в качестве законов... известна действую­щему лицу; то есть Известно, что их нарушение вызовет оп­ределенную реакцию третьих лиц"2.

В обществе складывается "легитимный порядок", на ко­торый могут быть ориентированы индивиды. Возможность та­кой ориентации он называет "значимостью" данного порядка. Говорить о "значимости" порядка можно только в тех случа­ях, когда поведение ориентируется на отчетливо определяе­мые "максимы" (последние считаются значимыми для поведе­ния индивидов, обязательны для них, служат образцом, дос­тойным подражания)3.

М. Вебер подчеркивает, что в социологии важно понима­ние различия между "эмпирической" и "нормативной" значи­мостью порядка4. Для юриспруденции нормативный порядок имеет значение как бы сам по себе, уже в силу того, что он официально утвержден. Вот почему поведения, не ориентиро­ванного на установленный порядок, быть не должно, и не со­ответствующее порядку поведение надо пресекать, а челове­ка наказывать по закону. Юридический нормативный порядок значим безотносительно к субъективным смыслам индивидов. Для социолога изучение легитимного порядка необходимо с точки зрения субъективного признания его значимости инди-пидами. Поэтому "эмпирически" значимый порядок, интересу­ющий социолога, иной, чем юридический "нормативный" по­рядок. Вот некоторые характеристики "эмпирически" значи­мого порядка, указанные М. Вебером:

1) ориентация индивидов в своем поведении не только на
"максимы" легального порядка, но и на широкий круг значи­
мых для них ориентиров5;

2) "распространенность" значимых представлений, ори­
ентированных на правовые установления, порядки, а также


 


1 См.: Гайдвнко П. П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избр. произ­
ведения. С. 19.

2 См.: Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Там
же. С. 507.

• См.: там же. С. 508.


Date: 2015-09-24; view: 1504; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию