Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические предпосылки возникновения юридической социологии





В современной научной литературе история юридической социологии (социологии права) изучена недостаточно глубоко. До сегодняшнего дня не решен вопрос о времени возникнове­ния этой научной дисциплины, нет признанной периодизации ее становления и развития, не установлено, научное насле­дие каких именно ученых-правоведов, социологов, предста­вителей других наук следует отнести к ее истории.

Можно согласиться с мнением Ж. Карбонье, что юриди­ческая социология не могла предшествовать возникновению социологии как науки, не могла появиться до тех пор, пока О. Контом и другими ее классиками не были сформулированы исходные положения социологии'.

Временем возникновения юридической социологии (соци­ологии права) считается конец XIX — начало XX в.2 Осново­положниками юридической социологии (социологии права) яв­ляются Э. Дюркгейм, М. Вебер и Е. Эрлих — весьма разные и даже конкурирующие в научном отношении исследователи, концепции которых позволяют, однако, говорить о юридичес­кой социологии как о сформировавшемся направлении науч­ного знания.

Исторические и научные предпосылки возникновения и дальнейшего развития юридической социологии по сути те же, что и предпосылки появления и развития социологичес­кой науки. Особенности заключаются во влиянии на становле­ние юридической социологии правовой, философско-правовой, политико-правовой и социологической мысли.

Исторические корни юридической социологии, как и со­циологии в целом, связаны с глубокими экономическими, по­литическими, социальными переменами, происшедшими в Ев-


1 См.: Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. С. 94. * Там же. С. 74.



Юридическая социология


Глава 2. Предпосылки возникновения юридической социологии



 


ропе, Америке в Новое время, и в особенности с историчес­ким влиянием американской и Великой французской револю­ций, обозначившими рубеж трансформации цивилизации на началах признания прав человека, экономической свободы, по­литической демократии. В идейно-философском отношении эти перемены были провозглашены философией Просвещения, в либеральных и естественно-правовых теориях; в конституци­онно-правовом плане они получили выражение в американс­кой Конституции (1787) и Билле о правах (1789), французской Декларации прав человека и гражданина (1789).

Промышленная революция изменила экономику, техноло­гию, экономический уклад жизни стран Европы и Америки. Благодаря ей произошел переход от мануфактуры к промыш­ленному, индустриальному производству. Начавшись в Анг­лии в 60-х гг. XVIII в., она распространилась на северные рай­оны Франции и Бельгии в 20-х гг. XIX в. После создания в 1834 г. немецкого таможенного союза быстрыми темпами ста­ли индустриализироваться в 40-х гг. XIX в. области вокруг Рура в Западной Германии. В Россию индустриализация пришла лишь в последней четверти XIX в.

Промышленное производство привело к созданию акцио­нерных компаний, предприятий с другими формами правово­го объединения и изменению правовых форм экономической деятельности. Развивалось патентное право, направленное на стимулирование новых технологических разработок и исполь­зование технических инноваций, договорное право. Существен­но изменилось коммерческое право, в котором нашли отраже­ние широкие масштабы торговли, новые формы оптовой и международной торговли, а также транспортное право1.

Промышленное общество разрушило старое сословное, создав новые социальные группы и классы, а система приви­легий сословного общества стала социальным анахронизмом и постепенно исчезла. Предпринимательский класс отверг сословные привилегии дворянства, провозгласив равенство лю­дей перед законом и в стремлении к успеху в условиях сво­бодной конкуренции. Социальный статус человека определя­ло не происхождение, а его достижения, социально-признан­ный вклад, обеспеченный его активностью, способностями, талантом.

См.: Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. С. 275—279, 249—356.


Вместе с экономическими, социальными переменами про­изошли значительные изменения в культурной сфере, преж­де всего в области образования. С середины XIX в. во всех индустриально развивающихся странах Европы были предпри­няты огромные усилия в направлении становления всеобщего образования (вместе с этим и до этого происходили процессы секуляризации и рационализации сознания), что позволило большому числу людей сознательно включиться в политичес­кую жизнь общества, в разнообразные формы местного само­управления. Кроме того, право, законодательство в образо­ванном обществе становилось более действенным инструмен­том осуществления государственного управления, работы су­дов, обеспечения прав граждан.

Среди культурных факторов также надо указать на раз-питие средств массовой информации. В XIX в. в связи с повы-дением уровня образования и развитием печатного дела кни-журнал, газета оказались доступны широким слоям насе-1ения.

Конечно же, модернизация общества была сопряжена с социальными, экономическими проблемами и конфликтами, среди которых урбанизация городов и связанные с ней проб­лемы (жилищная, рост преступности, безработица, выделе­ние бедных и богатых кварталов, развитие инфраструктуры); социальная дифференциация групп населения по доходам и ногатству; социокультурные проблемы, порожденные резки­ми переменами в образе жизни значительного числа людей.

Итак, исторические предпосылки возникновения юриди­ческой социологии связаны с. глубокими экономическими, со­циальными, политическими и культурными переменами, про­исходившими в период Нового времени.

Составной частью процессов модернизации общества были перемены в области права, охватившие различные его сторо­ны. Например, изменились ценностные ориентиры права, ос­новополагающими стали права человека и их юридические га­рантии; четко обозначились взаимозависимость "эволюции" права с общественными потребностями, социальными переме­нами, а также необходимость правового обеспечения обще-i i пенных, групповых, индивидуальных интересов; сложное, шпамичное, секуляризированное индустриальное общество потребовало исключения прямого насилия, произвола и при-мп.мегий в качестве социальных механизмов, регулирующих



Юридическая социология


Глава 2. Предпосылки возникновения юридической социологии



 


           
 
   
 
   


отношения в обществе. Право явилось фактором, вытесняю­щим насилие и привилегии из сферы общественных отноше­ний ("Consensus facit nuptias" — согласие в стране творит пра­во), и интегрированно вошло в "ткань" современного индуст­риального и постиндустриального общества, став необходи­мой функциональной стороной социальных отношений.

Все эти социокультурно-правовые изменения должны были найти отражение в социальной и социологической теориях, в противном случае, из социологических моделей общества выпа­дал бы один из важнейших сегментов общественной системы.

§ 2. Философско-правовые и политико-правовые

теоретические предпосылки возникновения

юридической социологии

Философские научные корни социологии уходят в фило­софию права и политико-правовую литературу.

Значительную роль в развитии философско-правовой мыс­ли сыграли идеи Гуго Гроция (1583—1645) — пионера рациона­листического естественного права. Г. Гроций рассматривал природу человека как societatis appetitus — люди в соответ­ствии со своей природой стремятся к свободным отношениям с себе подобными. Они являются не только эгоистичными со­зданиями, они осознают, что общественная, совместная дея­тельность необходима всем. Поскольку человек — разумное существо, в обществе возможно создание норм поведения, которые нужны для сообщества свободных людей. Основной принцип права Г. Гроция состоит в обеспечении свободного со­вместного существования индивидов в обществе; по его мне­нию, правопорядок создается людьми исходя из их представ­лений о "разумном" состоянии общественных отношений1.

Его тезис о том, что человек свободен по своей природе, составляет важнейшую идею естественного права и идеологии эпохи Просвещения. Гроций расширил понимание социальной сущности человека Аристотелем (человек есть политическое животное), провозгласив, что человек создан обществом и

1 См.: Аннерс Э. История европейского права. С. 224, 225. Здесь и далее будем останавливаться на тех моментах философских, политических и правовых теорий, которые имеют отношение к становлению социологии права.


живет в обществе, а чтобы жить в нем свободно, т. е. в соответ­ствии с природой человека, нужны нормы права, основанные на разуме.

Вслед за Г. Гроцием отделение естественно-правовых идей ОТ теологии продолжили С. Пуфендорф, X. Томазий и X. Вольф.

В 1690 г. Джон Локк (1632—1704) опубликовал знамени­тый труд "Два трактата об управлении", в котором были из­ложены основные идеи теории естественных прав человека и положение о том, что любое законное правительство зиж­дется на согласии управляемых. Книга Дж. Локка коренным образом изменила последующие политико-философские дис­куссии.

Провозглашением естественных прав человека Дж. Локк отверг притязания монархий и правительств на то, что они суть один из исключительных аспектов Божественного пре­допределения цепи бытия. Естественное право, по мнению Дж. Локка, идентично с законом Божиим; оно гарантирует всем людям основные права, включая право на жизнь, собствен­ность, право свободного распоряжения своими способностя­ми, талантами, другие свободы и права. Чтобы обеспечить эти права, люди гражданского общества заключают договор со своим правительством. Граждане обязуются подчиняться за­кону, а правительство имеет право принимать законы и осу­ществлять внешнюю защиту государства — и все ради блага всех и гарантий свободы каждого. Дж. Локк утверждал, что если правительство чинит беззаконие и произвол, граждане имеют право ниспровергнуть режим и учредить новое прави­тельство.

Представителям Просвещения локковские идеи не каза­лись пустыми мечтами, они полагали, что теория Дж. Локка выражает условия, господствующие в государственном уст­ройстве Англии после так называемой Славной революции. Ее государственный строй рассматривался как образец для под­ражания, и многие мыслители Просвещения считали себя обя­занными побывать в этой стране и изучить ее политический строй.

Теория естественного права, разработанная Дж. Локком, вдохновила целое поколение философов в Европе и Новом Свете: Ж.-Ж. Руссо во Франции, Д. Юма в Шотландии, И. Канта в Германии, Т. Джефферсона и Б. Франклина в Северной Аме­рике.

2 — 2837


       
   
 
 

Глава 2. Предпосылки возникновения юридической социологии

 

Юридическая социология

Особая роль в развитии политической мысли, истории права, а также в формировании социологического подхода к изучению общественных явлений принадлежит французскому юристу, политическому философу Шарлю Луи Монтескье (1689—1755). Его труд "О духе законов" (1748), имеющий ог­ромное значение в формировании идей Просвещения, можно рассматривать социологическим по духу и сути1. По мнению Ж. Карбонье, "если оставить в стороне все... замечания и выде­лить самое основное, что характеризует книгу "О духе зако­нов", то следует сказать, что перед нами уже юридическая социология, ставшая наукой"2.

Монтескье выступил за разделение и уравновешивание полномочий между исполнительной, законодательной и судеб­ной властями. Это учение о разделении властей сыграло зна­чительную роль в формировании философии американской и других конституций.

Шарль Монтескье считал, в отличие от многих сторонни­ков естественно-правовой теории, что существует многообра­зие обществ с различными правовыми системами, законами, традициями. Тем самым он поставил под сомнение положение о возможности создания идеального механизма для управле­ния общественной жизнью посредством одной только рацио­нальной правовой кодификации, основанной на абсолютных, неизменных постулатах естественного права3.

Монтескье рассматривал право, как и общественные отношения, через влияние на них разных факторов. По его мнению, право обусловлено формой правления, религиозны­ми воззрениями, обычаями, демографическими факторами (например, численностью населения страны) и даже клима­том, ландшафтом. Он обратил внимание на то, что "идеаль­ные" правовые документы, сочиненные без опоры на знание реального положения вещей, проблем и потребностей обще­ства, в лучшем случае будут бездействующими, а могут нанести ему и реальный урон. "Разум стал безумием, а бла­годеяние — мукой", — говорил Гете словами Мефистофеля в "Фаусте".


Выдающуюся роль в истории философии права и право-ной науки сыграл Иммануил Кант (1724—1804). Он сформули­ровал правовой категорический императив: "Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола--было со-местимо со свободой каждого, сообразно со всеобщим зако-юм"1, В нем он выразил свое представление о характере и юли права во взаимоотношениях людей в обществе. Правовой горядок создает возможность наибольшей личной свободы лю-1ей в обществе ("свобода каждого совместима со свободой всех остальных"). Философские размышления И. Канта имеют со­циальное звучание и юридическое значение. Он писал: "Вели­чайшая проблема для человеческого рода, разрешить кото­рую вынуждает его природа, — достижение всеобщего пра­вового гражданского общества. Поскольку лишь в обществе и именно в таком, в котором наличествует величайшая свобода, а значит, и постоянный антагонизм между его членами и все же самым точным образом определены и сохраняются грани­цы этой свободы в той мере, в которой она могла бы сочетаться со свободой других, постольку лишь в этом обществе может быть осуществлен высший замысел природы — развитие всех природных задатков, вложенных в человечество"2. Великий философ замечает, что именно в силу этих причин (постоян­ного антагонизма индивидов и сочетания свободы человека со свободой других) необходимо определение и сохранение гра­ниц свободы.

Комментируя данные высказывания, С. С. Алексеев отме­чает, что определение и сохранение границ свободы в обще­стве является самой главной, решающей идеей в правовой философии И. Канта, а границы свободы может дать только позитивное право3. Именно оно оказывается тем нормативно-ценностным регулятором, свойства которого отвечают соци­альным потребностям раскрытия потенциала свободной лично­сти и одновременно устраняют негатив постоянного антаго­низма. Таким образом, практическая сторона кантовской пра­вовой философии заключается в том, что в социальной жизни свобода обусловливается позитивным правом. "Определяющая


 


           
 
 
   
 
   


1 См.: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 33-;
Кареев Н. И. Введение в изучение социологии. СПб., 1903. С. 7.

2 Карбонъе Ж. Юридическая социология. С. 80.

См.: Аннерс Э. История европейского права. С. 296.


1 Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического

разума. Метафизика нравов. СПб., 1995. С. 286.

1 Кант И. Соч. в 4 т. М., 1964. Т. 1. С. 95.

' См.: Алексеев С. С. Философия права. М., 1998. С. 91.


Юридическая социология

роль — не в смысле ущемления, лимитации свободы, а в при­дании ей необходимого качества, при котором простор для человеческой активности согласуется с разумом, духовными ценностями и — что не менее важно — с активностью всех других людей, всего человеческого сообщества"1.

 

Существенное обновление и развитие теоретических по­ложений в области права, государства связано с творчеством Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831). "Философия права" Гегеля содействовала широкому распространению впер­вые использованного немецким юристом Г. Гуго этого терми­на и утверждению философского направления в изучении права в гуманитарных науках и юриспруденции.

 

Согласно Гегелю прогресс осуществляется в наличном (со­циальном) бытии именно как правовой прогресс2, а в отноше­нии становления свободы индивидов фиксируются историчес­кие ступени: "свободен один", "свободны некоторые", "сво­бодны все". "Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны"3. Суть всемирной истории, по Гегелю, — это прогресс и развертывание свобо­ды; мерилом прогресса является мера осознания человеком своей свободы и реализации последней в общественной, в ча­стности, в государственно-правовой практике.

Английский философ, публицист Иеремия Вентам (1748— 1832) известен своими идеями утилитаризма. В течение всего своего научного пути он стремился обновить дух законода­тельства, истинную цель которого видел в пользе и счастье людей. Бентам был убежден в несостоятельности метафизи­ческих представлений о праве. Он решил построить филосо­фию права на основе опыта, провозгласив пользу верховным принципом, которым должен руководствоваться законодатель и который дан человеку во врожденных чувствах удовольствия и страдания. К первому человек стремится, второго избегает. Польза, по убеждению Бентама, уравновешивает разнообраз­ные интересы, служит сильнейшим стимулом самосохранения общественной жизни и лучшим мерилом человеческих побуж­дений.


 

 

Глава 2. Предпосылки возникновения юридической социологии

Исходя из этих основных теоретических посылок, он при­ходит к заключению, что дурные поступки отчасти ложатся на совесть человека, а отчасти на общество, окружающую жизненную среду. "А выходя из такой точки зрения, законода­тельство должно заботиться более о предупреждении пре­ступлений, нежели о карании их; оно должно более исправ­лять, нежели уничтожать. С другой стороны, законодатель­ство должно употребить все средства, чтобы создать наилуч­шие условия для возможного счастья большинства"1. Возмож­но большая сумма счастья для возможно большего числа лю­дей — вот конечная цель государства, по Бентаму, которую можно достичь, используя три направления права: гражданс­кое и уголовное законодательства и конституцию.

Глубоко убежденный, что лишь его научная система мо­жет водворить всеобщее благоденствие на Земле, и горя стра­стным желанием служить человечеству, он обращается к пра-иительствам разных стран, предлагая свои услуги в написании законодательных проектов. Его деятельность привлекла внима­ние как во Франции, России, Северной Америке, так и в его родной Англии. Однако обсуждаемые в парламенте его идеи и лаконодательные проекты всегда отвергались. Так, не были приняты разработанные им проекты избирательной реформы, проект поноптикона (в последнем случае предпочтение было отдано пенитенциарной системе Джона Говарда), а также его предложения относительно реформы шотландских судов.

Применив понятие полезности к законодательству (граж­данскому, уголовному, конституционному) и соотнеся пользу со справедливостью, он осуществил "переход" от факта к пра­ву2. По его мнению, польза измерима, а следовательно, изме­рима и законодательная работа, нужно лишь изучить, какие последствия в обществе вызывает введение нового закона. Из предполагаемого позитивного результата реформы следует пычесть те "недовольства", к которым она может привести. Эти потенциальные "недовольства" измеряют с помощью та­ких показателей, как число недовольных, степень их влия­тельности, размеры недовольства3.


 


1 Алексеев С. С. Философия права. С. 91.

2 Семитко А. П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс.
Екатеринбург, 1996. С. 39—40.

3 Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. С. 147.


' Цит. по: Энциклопедический словарь СПб., 1891. Т. 3. С. 456. ' См.: Карбонье Ж. Юридическая социология. С. 94.

' См.: Бентам И. О государстве. СПб., 1860; Он же. Введение в становле­ние нравственности законодательства. Основные начала гражданского кодекса. Основные начала уголовного кодекса. СПб., 1867.


 

Юридическая социология

Бентам разработал концепцию нового уголовного и граж­данского законодательства, предложил практические меры воздействия на преступность и проект "идеальной" тюрьмы — поноптикона, выступил с идеей отмены смертной казни. Бен­там "для политики и морали сделал то, что Бекон для есте­ственных наук. Влияние И. Бентама на законодательство та­кое же, как А. Смита на политическую экономию"1.

Date: 2015-09-24; view: 1494; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию