Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. Динамика развития новой взаимосвязи социальной политики и социальной работы государства





Анализ социальной политики может осуществляться различными способами [132]. Например, в случае академического социального исследования ученые, развивая теоретические посылки для понимания социальных проблем, практически не ограничены временными рамками, более того, сама публикация в научном журнале зачастую требует более года для прохождения всего цикла редактирования, а язык этих публикаций иногда является трудным как для политиков, так и общественности. В другом случае, при планировании социально-политической программы на какой-либо период эксперты из числа чиновников формулируют систему целей или список желаемых результатов, которые составляют критерии успешности выполнения плана по завершении намеченного срока. Такой подход не испытывает сильных временных ограничений, поскольку ориентирован на долговременные цели. Его основная слабость состоит в бюрократизации и формализации политических мероприятий, которая приводит к сдвигу приоритетов от решений конкретных социальных проблем к отчетности по достижению идеальных целей, зачастую – к лакированию сложной и противоречивой реальности. Еще один вариант анализа социальной политики – это тот, который проводится специальными, зачастую независимыми, неправительственными экспертными группами в целях выработки немедленного решения назревшей проблемы или помещения новой проблемы на повестку дня, причем осуществляется он в очень сжатые сроки. Как правило, эксперты используют вторичный социологический анализ данных, хотя порой проводят собственные опросы, так как по той или иной проблеме может быть дефицит информации. Такой анализ предлагает политикам альтернативные решения проблем, однако может оказаться «близоруким» по причине жестких временных рамок и ориентации на «заказчика», в роли которого выступают местные органы власти.

Несмотря на существование научно-теоретических предпосылок для целостного социологического осмысления проблемы социальной политики и разработки модели ее осуществления как на уровне регионов, оформление ее в особую отрасль социологического знания и в качестве направления междисциплинарного анализа только начинается.

По уровню гарантий предоставляемых населению все системы социального обеспечения, существующие в развитых странах мира можно разбить на три группы: скандинавская, немецкая и английская.

Первая группа, существующет в Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, основными принципами считает: все проживающие в стране имеют право на социальное обеспечение; все работающие имеют право на льготы, зависящие от заработка. Государство в качестве своей главной политической задачи выдвигает полную занятость и берет на себя за это ответственность.

Вторая группа, основным принципом считает: дать возможность членам общества заработать средства, необходимые для обеспечения достойной жизни и социального обеспечения. Государства, относящиеся к этой системе (Германия, Франция, Греция), главной политической задачей считают защиту доходов, ответственность за возможность иметь работу возлагается на работника.

Третья группа, распространенная в Англии и Ирландии обеспечивает основные принципы: каждый гражданин должен быть охвачен социальным страховым пособием или социальной помощью в критических случаях (болезнь, пенсионный возраст, смерть, роды и т.д.); главной задачей, за которую несет ответственность государство, является защита минимальных доходов.

Системы социальной защиты в узком смысле в плане оказания материальной помощи тем, кто временно находится в безвыходном положении, в прошлом в Советском Союзе не существовало. Развитие системы социальной помощи было ограниченным, потому что а) она была излишней в системе, бесплатное здравоохранение и образование, гарантия государственной пенсии и субсидии на основе товары; и б) из-за того, чтоб обществе не было понятия и определении «бедности».

Реальная модель социальной политики в той или иной современной стране отражает сложившийся менталитет населения и своеобразие институционального устройства общества, особенности социальных и религиозных институтов. Поэтому европейская, американская, японская модели социальной политики принципиально отличаются друг от друга.

Построение государства, которое могло бы с полным на то основанием называться социальным – задача не одного года и создать его с помощью нескольких постановлений невозможно. Переход от страны «развитого социализма» с низким уровнем жизни к процветающему социальному государству очень сложен. «…Социальная политика должна быть ориентирована на создание условий и возможностей для населения зарабатывать деньги и обеспечивать себе социально-приемлемый уровень жизни самостоятельно. Этому мог бы способствовать переход на новые взаимоувязанные социальные стандарты: согласование минимальной оплаты труда, пенсий, стипендий с прожиточным минимумом, величины пенсий – со средней национальной зарплатой, прожиточного минимума со среднедушевым доходом в стране.

Эффективность социальной политики во многом зависит от того, в какой мере в ней сочетаются региональные и федеральные интересы, сбалансированы ответственность и ресурсное обеспечение регионов и Центра, равенства возможностей для всех социальных групп… Основным инструментом социальной политики должно стать регулирование социальных неравенств» [49, c. 164-165].

Казахстанская система социального обеспечения преображалась на протяжении ХХ века под воздействием процессов глобальных и локальных трансформаций, бюрократической рационализации, смены идеологий, формирования рыночных отношений, децентрализации и развития институтов гражданского общества. Современное развитие системы социальной политики в Казахстане обладает особой спецификой, отличающей ее от всех остальных стран бывшего социалистического блока.

Лишь с начала 1990-х годов под воздействием радикальных социально-экономических реформ далеко не сразу, медленно, но все же происходит существенное изменение основных акцентов социальной политики. Конституция республики Казахстан 1995 года провозгласила Казахстан социальным государством, тем самым была декларирована концепция социальной политики, нацеленная на повышение качества жизни всех граждан и сдерживающая распространение социального риска.

В основание казахстанской модели общества должны быть положены несколько идей.

1. Социальное государство как конечная цель социальной политики правительства.

2. Разумное совмещение свободы и ответственности каждого члена как способ его социального самоопределение.

3. Социальная переориентация интересов (ценностей) людей в целях достижении ими полноценной жизни.

В основу разработки казахстанской модели общества должна быть положена идея сочетания рынка с развитием сильной социальной защиты людей, направленной на удовлетворение потребностей население, опираясь однако на собственные возможности. В настоящее время многие страны либерально-демократической ориентации объявили себя (и юридически закрепили в основных законах) социальным государством.

Социальное государство – это государство, способное создать своевременную адресную систему социальной защиты в области занятости населения, соблюдение прав человека, создание государственной системы здравоохранение, социального обеспечения, поддержки малоимущих слоев населения, образование и профессионального обучения, борьбы с преступностью и предупреждения социальных конфликтов.

Разработка социальной политики государства начинается с выявлении социальных приоритетов или социальных задач, которые признаются обществом на конкретном этапе его развития в качестве наиболее неотложных и требующих первоочередного решения. Этими должны заниматься специализированные органы государственных служб. Социальная программа правительства принимается на основе социальной политики государства. Научно разработанной концепции, содержащей юридические нормы и излагающей социальные приоритеты государства на перспективу.

В Конституции было объявлено, что целью общественного развития нашей страны является построение социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие человека. Тот факт, что одной из целей конституционного реформирование является построение социального государства, говорит о том, что в ранг общегосударственной политики возводится создание условий, обеспечивающих полноценную жизнь и цивилизованное развитие человека. В случае если человек не сможет обеспечить себя материально, становиться социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему помощь и поддержку. Всякий человек вправе рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы не только существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.

Усиление динамики развития новой взаимосвязи социальной политики социальной работы государства происходит в условиях глобального информационного общества, к которому мы прибли­жаемся стремительными темпами, отнюдь не перестраивает карди­нально тотчас всю современную жизнь. Оно, однако, ускоряет и уси­ливает ее динамику, которая изначально присуща современной научно-технической и индустриальной цивилизации. Понимание социальных и культурных перемен, которое идет в ногу с развитием глобального информационного общества, предполагает, что мы схва­тываем диалектику и динамику в их своеобразии, в причинах и след­ствиях. Это стоит отнести и к информационному обществу, которое предполагает источник своего развития в увеличении, ускорении, уплотнении и глобализации коммуникаций.

Научно-техническая цивилизация зародилась в специфической жизни европейской культуры — в городе как новой форме свободного объединения, поселения людей различного происхождения из разных мест.

В новом обществе оказались взаимосвязанными техническая ком­петенция и ремесленное опытное знание. Рациональный экспери­мент становится, как говорил М. Вебер, символом нового рациональ­ного типа. Сегодня хотелось бы говорить о синергетических эффектах соединения теоретического знания и практического опытного образования. К этому относится объединение техническо­го изготовления инструментов с научным исследованием. Как со­временная наука отличается соединением теории и эмпирии в раци­ональном эксперименте, так современная техника представляется в качестве применения науки в решении практических задач. В даль­нейшем объединение науки и техники становится главным носите­лем рационализма, управляющего миром, который М. Вебер поставил в центр своего сравнительного исследо­вания развития современного мира.

Cовременная наука уже не близка традиционному знанию и познанию, его пер­манентной необходимости, но отправляется на поиски знания о не­знании, вернее, от слишком малого знания за большим знанием. Сегодня так много поносимая вера в прогресс познания коренится не во всемогуществе современной науки, а в ее недоверии знанию, накопленному в прошлом. «Вследствие того, что нет доверия имею­щемуся знанию, делается ставка на прогресс знания, что дает воз­можность обнаружить посредством непрерывного сомнения и кри­тики заблуждений потребность больше знать в будущем, чем в настоящем и прошлом. Это могло бы быть отнесено к теории позна­ния К. Поппера, тем более что ни Т. Кун, ни Л. Фейербах ранее ни­чего в этом вопросе не изменили, что ясно продемонстрировала попперовская характеристика своеобразия современной науки, воспроизводящейся на надежном фундаменте традиционного. К. Поппер кроме того объяснил, что знание прогрессирует одновре­менно со знанием о незнании. Каждый прогресс знания одновре­менно увеличивает знание о том, чего мы не знаем, т. е. характери­зуется «территория» неизвестности» [133, с.51].

Современный рационализм управления миром отличается от ра­ционализма традиционных культур не только ставкой на прогресс знания, но особенно непрерывным вмешательством в мир в виде целеполагания. Традиционные культуры представляют мир в равновесии, которое может нарушить лишь человек посред­ством вмешательства в мир. Нужда и страдание вызываются челове­ком. Они есть проявление нашего вмешательства в равновесие. Сле­довательно, чтобы сохранить и восстановить равновесие, нужно остановить или вернуть мир в его традиционно заданное положе­ние. Наша культура видит мир разбалансированным, полным необ­ходимости страдания, несвободы и несправедливости. Это вызыва­ется, конечно, ограниченностью, незнанием, отставанием в развитии или ошибочными действиями самих людей.

Проблема человека, возможно, состоит, прежде всего, в непре­рывном вмешательстве в мир с целью устранения необходимости страдания, несвободы и несправедливости. Для этого нужно масштаб­ное развитие знания о взаимосвязях мира и его превращении в инст­румент для управления природой и обществом на благо человека.

Благополучие человека в настоящее время — безграничное поня­тие. Между тем как в традиционных культурах понятие благополу­чия довольно жестко определено и содержательно ограничено.

Современный человек постоянно осознает, что ему может быть хуже. Общество непрерывно критикуется за то, что в нем много нуж­ды, страдания, несвободы и несправедливости. Оно находится По­стоянно под давлением необходимости принятия решительных мер, под давлением норм, а также под давлением возможности превра­щения идеала в действительность. При этом по мере прогрессивного развития общества и реализацией конструктивных идей не снижа­ется давление формы и напор интервенции, а с ростом числа вмеша­тельств в мир растет и число последствий этих вмешательств. В по­добных негативных формах с решением проблем также возрастают и масштабы, а также число новых проблем. Для современного челове­ка очевидно, что когда-нибудь будет решено много проблем, но вза­мен возникнет еще больше новых.

Тогда как решение проблем имеет чаще всего все более многооб­разные проблемные последствия, увеличивается и множество новых проблем, как, впрочем, и видов, множество видов их решений. С объемом растущего знания пропорционально увеличивается и мно­жество нашего осознанного незнания. Вместе с тем постоянно рас­тет давление необходимости решения проблем, которые нагромож­даются в необозримую гору и оказывают возрастающее давление на их решение. С каждым решением проблемы мы не облегчаем это давление, а, наоборот, увеличиваем его во много раз, и так повторя­ется бесконечно.

Новые решения проблем создают, однако, не только новые про­блемы, но еще заставляют появляться и оказывать давление, имею­щее силу влияния на старые решения. Растущее давление проблем требует беспрерывного ускорения реакции в виде поиска новых ре­шений. Нагромождение решений проблем и новых проблем происхо­дит одновременно, и в захватывающем темпе, и маленькими шагами. Таким образом, возникает чувство, что мы то парадоксально быстро движемся вперед, то топчемся на месте, упражняемся на домашнем тренажере, вместо того, чтобы действительно прогрессировать.

Новые решения проблем в глобальном информационном обще­стве всегда быстро предлагаются для того, чтобы вытеснить старые. Их вклад в улучшение ситуации по сравнению со старыми решения­ми становится меньше, между тем как одновременно накапливают­ся новые проблемы, которые могут быть вкладом в решение старых. Для этого, однако, нужно использовать хорошие измерительные инструменты.

Современное общество освобождается от догм прошлого, от тра­диционных ограничений жизни, от старых авторитетов и глубоко укоренившихся предрассудков. С бесконечным успехом оно продол­жает это дело свободы. Вместе с тем его самоаккумулирующее зна­ние остается нетронутым. Прежде чем знание станет новой догмой, оно подвергнется критике, сомнению и посредством нового знания вытиснится.

Мы благодарим современное общество за расширение границ на­шей жизни. Оно продолжает предоставлять нам новые возможности познания и действия. Срываются оковы прошлого, перед нами от­крывается безграничное будущее. При этом современная наука спо­собствует постоянно прогрессирующему расструктурированию и корреспондированию индивидуализации современной жизни [133, c.55].

Развитие научно-технической цивилизации в глобальном инфор­мационном обществе повсюду распространяет знание, испытанное критикой, осуществляет повсюду адекватный себе метод образо­вания и проверки знания. Неравенство знаний у разных классов, групп, слоев, религий, регионов и наций все больше разрушает­ся. Глобальное сетевое производство познавательной трансмиссии «заботится» о том, чтобы каждый из любого места мира мог черпать информацию из общего запаса знаний. В этом смысле научное раз­витие знания и его глобальное распространение в значительной мере способствуют осуществлению равенства познания для людей. Люди при этом тоже принимают участие в следующем, новом шаге все­объемлющего, все более и более технологизированного завоевания научно-технической цивилизации. Возможности современной ме­дицины шаг за шагом уменьшили, например, дифференциацию пред­полагаемой продолжительности жизни у разных классов, слоев, ре­гионов, наций.

Несмотря ни на что в современных условиях сохраняется тенден­ция к уравниванию различных общественных групп. В этой связи обозначились и вполне определенные следствия:

1. С отвлеченным знанием растет также знание о неравенствах. Неравенства становятся все более познаваемыми и требующими ме­роприятий для их устранения.

2. Глобальное распространение знаний предлагает каждому шанс участия, но не все могут его увидеть, эффективно использовать.

3. Посредством распространения научного знания становится возможным различить неполноценное знание.

В то время как до триумфального шествия современной науки сосуществовали еще различные культуры познаний, современное знание образовало некий центр научного мира. Оно вытеснило на периферию другие научные культуры, которые сейчас зависимы от снабжения научными знаниями из центра. Вместо существования нескольких научных культур вступила в силу научная культура един­ства и дифференцирования научного мира в активный центр. Ли­шенная собственного научного базиса периферия оказалась зависи­мой от центра.

В этот период научные культуры были неравны в их участии в мировом научном процессе. Позднее эта неравномерность состояла лишь в зависимости периферийных регионов от центра. При этом «одинаковое участие знания в программах развития современной на­уки зависит от требования улучшения снабжения периферии зна­нием и технологиями, в результате чего зависимость периферии от центра будет, очевидно, еще больше усиливаться» [133, c.61].

Характерно и то, что происходит трансформация жизненного мира современного человека. Жизненный мир передающихся из поколе­ния в поколение норм, нечто само собой разумеющееся и не затра­гивающее святынь образует гарантирующий безопасность фундамент жизни. С развитием научно-технической цивилизации в мировом информационном обществе все чаще кажется, что все традицион­ные гарантии устойчивости жизни стерты и будут заменены науч­ным знанием. Это знание универсально, везде одинаково и поэтому не оставляет места для регионального фольклора и личной идиосин­кразии. Кроме того, она изменяется так стремительно и быстро, что мы, по-видимому, будем лишены всех бытовых гарантий его адек­ватного использования для обеспечения полноценного питания, от­дыха, гарантий здоровья, так как невозможно всякий раз обрабаты­вать нужную информацию на компьютере в полном объеме.

Наука и техни­ка — наша жизнь, жизненный мир. Другого жизненного мира больше не существует.

Информатизация и научность жизни — это направление развития, которая следует из экспан­сии научно-технической цивилизации. Увеличиваясь, она вмеши­вается в партикулярный жизненный мир и перестраивает его под единый образец. Этот процесс добился бы успеха быстрее, если бы он не был замедлен резистенцией жизненного мира и не был бы на­правлен во многих регионах по специфическому пути.

Жизненные миры регио­нально-национального масштаба, принимая во внимание их науч­ную пригодность, всегда будут «пересмотрены» в соответствии с ним. Все, что может быть использовано, будет детализировано и как запас знаний сохранено для любого использования в мировой информа­ционной системе. Жизненная среда будет пригодной для любых ре­сурсов знаний.

В рамках описанного процесса локальная жизненная среда теря­ет значительную часть ее самостоятельного характера. Дальше она будет инструментализирована, сделается пригодной для других це­лей. Научно-технической цивилизацией в мировом информацион­ном обществе отработан статичный факт жизни, жизненный мир как пригодный для использования в любых целях материал. Его спо­собность к симбиозу с достижениями научно-технической цивили­зации решает вопрос о продолжении существования или вымира­нии традиций локальной жизненной сферы.

Социальная интеграция между локальной жизненной средой и мировым информационным обществом становится узловой про­блемой.

С притоком научно-технической и промышленной инновации границы прежних представлений о морально правильных действи­ях и этически правильной жизни будут все чаще нарушаться. Мы думаем только о развитии генной техники и ее применении в меди­цинской диагностике или о развитии трансплантационной медици­ны и органотерапии.

Но дополнительно к этому есть и позитивная сторона, которая ориентируется на прогресс научного познания, повышение жизнен­ных норм, освобождение от нищеты и голода, получение свобод и растущее равенство прав и жизненных шансов. Процесс модерниза­ции с самого начала имеет такую раздвоенность, и это сохранится в дальнейшем. Вместе с тем возможно ослабление негативного отрос­тка этой диалектики. Оно все же неизбежно, но может быть связано с более или менее резкими негативными последствиями.

Какую стратегию нам выбрать, чтобы процесс модернизации при­держивался более терпимого пути? «На первом плане в современной дискуссии стоят следующие стратегии:

1. Дерегуляция: либеральная стратегия.

2. Деструктуризация: консервативная стратегия.

3. Новое обобществление: общинная стратегия.

4. Договоренность: дискуссионно-теоретическая стратегия» [133, c.64-66].

Либеральная стратегия видит корень ошибочного развития в слишком большом государственном регулировании. Из-за него ока­зываются парализованными спонтанные силы развития, уравнива­ния и регенерации общества. В основе этой стратегия лежит модель идеального, т.е. совершенно свободного рынка и стихийной регене­рации, а также распределения бесчисленных индивидуальных това­ров и услуг.

Дерегуляция может в деталях освободить сверхрегулированное общество государственного корсета. Как единственная генераль­ная стратегия, она ведет нас назад, во времена раннего капитализма. Приэтом нельзя сказать точно, сколько регуляции и дерегуляции нужно обществу. Надо пробовать от случая к случаю путем проб и ошибок.

Консервативная стратегия реструктуризации как ориентация на то, чтобы усилить авторитет управления и его институты, чтобы дер­жать под контролем разрушающие порядок силы, тоже имеет прин­ципиальное значение. Она предполагает сильное государство и ус­тойчивые институты как воздерживающие порядок силы.

Вместе с тем консервативная стратегия остается неэффективной, когда обществу и его социальным инсти­тутам не хватает связей в обществе, широкой поддержки, техноло­гий и правдивости, когда они должны быть искусственно привиты одному, уже отдаленному от них обществу. Как генеральная страте­гия консерватизм будет всегда антисовременным. Он ведет нас по существу обратно в авторитарное общество, которое с давних пор было лишено почвы для процессов модернизации.

Коммунитаристская стратегия соответствует своему назначению там, где в действительности идет усиление хозяйственного либера­лизма. Она уделяет внимание проблемам интеграции чрезвычайно динамично развивающегося общества.

В свою очередь, эта дискуссионно-теоретическая стратегия видит причину негативной стороны модернизационного процесса в одно­стороннем преобладании самобытного, системно протекающего раз­вития и недостаточном регулировании языковой коммуникации. Деньги и власть здесь рассматриваются самостоятельными комму­никативными средствами систематической интеграции, которая чаще совершается без обратной связи социальной интеграции. День­ги, наличие власти и максимального числа голосов в выборной борьбе определяют общественное развитие с соответствующими негативны­ми последствиями, отчуждением, потерей чувств и утратой свободы.

Договоренность в развитии модернизационного процесса долж­на освободить социально-интегративные силы языка и тем самым вернуть ей контроль над процессом модернизации, так как в языко­вой коммуникации человек должен выступить против своего про­тивника и поставить ему те же самые вопросы и дать ответы, усту­пать, если он хочет добиться обоюдного понимания. Понимание не подкупается и не добивается силой, поэтому в речевой коммуника­ции различима первоначальная форма непринужденной социальной интеграции.

Дискуссионно-теоретическая стратегия верна там, где идет рас­пад зачерствелых отношений, непроницаемых структур власти и не­раскрытой динамики. Экологически негативные эффекты экономи­ческой рациональной деятельности могли быть обнаружены и осознаны только путем развертывания экологических дискуссий. Дискуссии выполняют функции объяснения сути действий, в ко­торые мы втянуты. Лишь путем дискуссий запутанные нити на­шей жизни будут размотаны и по-новому натянуты. Дискуссион­ный метод модернизационного процесса связывает коммуникации с культурными рефлексиями и допускает максимально возмож­ное взвешивание последствий и побочных явлений отдельных ме­роприятий.

В конкретном случае никто не сможет знать и требовать для себя здесь и сейчас необходимые действия. Все дело в том, что в обществе есть достаточно сил дерегуляции, реструктуризации — партии, со­юзы, ассоциации, инициативы, социальные движения, которые за­ботятся о достаточном представительстве своих стратегий. Обществу они все нужны в относительно уравновешенном соотношении. Где стратегия долгое время вела руководство, там мы должны в наиболь­шей мере жить с ее негативными сторонами, как и там, где страте­гии остаются в некоторой степени в равновесии. В немецкой «орга­низации» выражено: общество направлено на учрежденскую смесь из дерегулирования, реструктуризации, обобществления и догово­ренности.

Все быстрее движущийся вперед процесс модернизации ставит особенно высокие требования социальной интеграции на всех уров­нях общественной жизни — от локального уровня до уровня миро­вого информационного общества. Нетронутые жизненные миры как естественный фундамент социальной интеграции еще ограниченно пригодны, как правило, без оригинальных запросов. В ходе модер­низации, однако, они уже подвергались и подвергаются постоянной трансформации. Эта трансформация необходима, так как партику­ляризм нетронутых жизненных сфер не обеспечивает прогресса мирового сообщества. Социальная интеграция, тем не менее, в процес­се модернизации одна не в состоянии обеспечить динамичного процесса, который опирается на предприимчивую инициативу, мо­билизацию социальной поддержки и социального движения. Во всех частях общества появляются постоянно новые интеграционные про­блемы, требующие гибкой индивидуальной и групповой реакции, инициативы.

Социальная интеграция в динамично движущемся вперед обще­стве не может больше осуществляться по образцу всеобъемлющей и десятилетиями гарантируемой предусмотрительности существования социального государства. Она должна все оперативнее реагиро­вать на новые проблемы. Одновременно она требует усиленного пе­реплетения взаимосвязанных уровней общины, региона, страны, го­сударственного единства и мира. Отдельно взятая государственная социальная политика может быть очень несоциальной, негибкой и наоборот. На межгосударственном, межрегиональном уровне она выглядит очень перспективно. Здесь с наибольшей силой проявля­ются огромные проблемы социальной интеграции в мировом инфор­мационном обществе.

В описанной форме социальная интеграция будет адаптирована к динамичному, диалектическому процессу, который должен осно­вываться на предприимчивой инициативе, нуждающейся в умозри­тельном рассуждении, которое соединяет готовое к риску время, день­ги и кооперацию в интегративный проект с еще неизвестным исходом.

Как динамичный процесс, социальная интеграция протекает в конъюнктурных подъемах и спадах и регулярно подвергается инф­ляционным и деинфляционным кризисам. При инфляционном раз­витии социальные права будут ограничены, ибо они не могут быть осуществлены в реальной солидарности. Отсюда чаще всего следует утрата доверия к ним, ко­торая вызывает ограничение использования социальных прав, а со­циальная интеграция находится в состоянии застоя, снижается ее эффективность. Новые инициативы должны в таких случаях заново приводить в движение интеграционную конъюнктуру.

В динамизированном информационном обществе нельзя пола­гаться на обещание безопасности традиционных жизненных миров. Чем больше динамизация интеграционного процесса будет отставать от динамики модернизации, тем больше будут усилены встречные движения ренационализации, ререгионализации, реэтнизации жиз­ни к давно потерянной безопасности прошлых времен.

Как единое целое жизнь не может отражаться в мировом инфор­мационном обществе. Также и мировое информационное общество не может существовать без минимума обратной связи с партикуляр­ными жизненными мирами. В этой связи, как минимум, одно встречное движение против полной глобализации жизни необходи­мо. Оно вполне укладывается в содержание современных идей: до­машнее хозяйство с его естественными ресурсами, демократические процессы, общественные объединения и дискурсивные методы тре­буют не только либерализации, но и превозносящего ценности и практику ярко выраженного федерализма, низшего, локального уров­ня совместности людей, их общественной жизни. В современном мире эта локализация и релокализация возможна, конечно, только как уравновешивающая сторона вперед идущей глобализации жиз­ни. Диалектика модернизации «оставляет» нас при этом, хотели бы мы этого или нет. Такова логика самой жизни.

Общие вопросы социального благополучия рассматриваются в контексте институциализации социальной работы [134].

Активно ведется разработка социальных технологий по осуществлению форм и методов социальной работы с различными социальными группами населения [135]. Согласно конвенциальной концепции, социальное развитие трактуется как любое изменение или нарушение социального договора или социальной конвенции в пользу какой-либо группы индивидов. Комплексная картина социального развития включает анализ изменений социальных институтов, норм, ценностей, а также внутренних механизмов общественных изменений, в качестве которых выступает взаимоотношение конфликта и консенсуса, контракта. Наряду с этим социальное развитие предстает как смена социальных практик и символическая борьба в поле политики и культуры. Общим показателем социального развития выступает динамика жизненного стандарта, качества жизни, степень реализации жизненного потенциала [136].

Важнейшим структурным элементом социальной работы являются как ее закономерности, которые наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации клиента. Автор делает вывод о том, что эти закономерности в реальной практике социальной работы проявляются в комплексе, в переплетении различных сторон и элементов. И лишь в теории социальной работы закономерности представлены идеальным усредненным отражением тенденций становления и функционирования системы социальной помощи населению. В качестве основной закономерности автор выделяет взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Автор считает эту закономерность общесоциологической, ибо она касается всех стран. Сам факт введения социальной работы в качестве специальной профессиональной деятельности связан с переориентацией социальной политики с больших групп населения на оказание помощи индивиду, семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Автор выделяет и такую закономерность как взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Эту закономерность автор считает специфической, ибо она касается отдельных государств.

В социальной работе автор выделяет управленческие отношения и взаимодействие специалиста и клиента. Соответственно автор анализирует два уровня социальной работы с присущими им закономерностями: организационно-управленческий и непосредственно контактный. По мнению автора деятельность организационно-управленческого уровня детерминируется следующими основными закономерностями:

- взаимосвязь эффективности социальной защиты и структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания;

- взаимосвязь результативности социальной защиты и социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления;

- взаимосвязь социальной работы и непротиворечивости ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения.

А эффективность осуществления целей социальной работы на непосредственно контактном уровне отражена в таких закономерностях, как:

- совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия;

- целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы и клиента;

- соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

- соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб.

Мировой опыт деятельности по оказанию социальной помощи свидетельствует, что закономерности социальной работы носят объективный характер и проявляют себя независимо от воли и желаний людей, знания или незнания их специалистами. Чем глубже социальный работник осознает, и, чем полнее будет учитывать закономерности социальной работы в своей практической деятельности, тем эффективнее будут ее результаты.

Модель социальной защиты предлагается рассмотреть в трех вариантах: для трудоспособного населения, для трудоспособного незанятого населения, для нетрудоспособного населения. Все варианты моделей основаны не едином методологическом принципе – покрытия дефицита минимального потребительского бюджета (рассчитанного по шкале эквивалентности) с применением в качестве базового показателя величины прожиточного минимума. Модель предполагает отказ от расчетного показателя в качестве основы для определения нуждаемости семьи в социальных пособиях.

Повышение эффективности социальной защиты в регионе связано с реализацией принципов адресности и конкретности. Необходимо отслеживать динамику реальных процессов и добиваться соблюдения принципов, являющихся основой социальной защиты в рыночной экономике.

Усиление динамики взаимосвязи социальной политики с социальной работой зависит от эффективности деятельности механизмов «реализации социальной политики, которыми являются:

1. Обоснование и установление новых динамических социальных стандартов; …

2. Трансформация социальных и экономических институтов; …

3. Регулирование дифференциации доходов населения; …

4. Регулирование трудовых отношений; …

5. Обеспечение социальных гарантий, выплат и льгот; …

6. Разработка целевых региональных социальных программ, максимально учитывающих специфику отдельных регионов; …

7. Активизация и самоорганизация населения; …

8. Перераспределение функций, меры участия и ответственности между различными уровнями государственного управления в решении социальных задач» [49, c. 168-171].

По нашему мнению, официально должны быть определены нижние границы социальной защищенности и финансовые источники, гарантирующие соответствие текущей ситуации требованиям социального государства. А работники, принимающие решения, должны подходить со всей ответственностью.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 86 Конституции Республики Казахстан, пунктом 1 статьи 3 закона Республики Казахстан «Об особом статусе города Алматы», подпунктом 1 пункта статьи 6 закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан», постановлением правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2002 года № 470 «О плане мероприятий по реализации Программы правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы» и представлением акима города Алматы Алматинский городской маслихат второго созыва решил: «Утвердить Программу по снижению бедности в городе Алматы на 2003-2005 годы».

Данная Программа является продолжением городской Программы по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы, в которой меры по борьбе с бедностью в основном осуществлялись за счет проведения активной политики занятости и оказания адресной помощи малоимущим гражданам, преимущественно нетрудоспособным, а также категориям населения, которые наиболее уязвимы на рынке труда. В ходе реализации действующей Программы достигнуты некоторые позитивные результаты. Так, численность безработных снизилась на 29 тыс. человек, уровень безработицы с 14,3% на начало реализации Программы до 10,8% в 2001 году, создано более 35 тыс. рабочих мест.

В Программе отражены основные пути снижения бедности, заложенные в Программе, учитывают многоаспектность ее причин и предлагают решение проблемы за счет:

- экономического роста, создания новых рабочих мест;

- роста занятости и снижения безработицы;

- адресности и эффективности социальной помощи;

- доступности базового образования, первичной медицинской помощи, жилья и коммунальных услуг, снижения влияния неблагоприятной окружающей среды на уровень жизни человека;

- эффективности администрирования бюджетных программ;

- участия бедных в принятии государственных решений, повышения доступности информации.

Для решения проблем бедности предлагается активное участие и взаимодействие всех институтов общества: государственных органов, частного сектора, неправительственных организаций, включая объединения, представляющие бедное население, профессиональные союзы.

В Программе дан анализ современного состояния бедности, разработана система государственной социальной помощи социально уязвимым слоям населения, освещены задачи, принципы и приоритеты. В ней отражены основные направления снижения бедности, меры по сокращению бедности в социально-уязвимых группах населения, развитие социальной сферы, разработаны меры по улучшению деятельности институтов общества в снижении уровня бедности населения, а также необходимые ресурсы и источники их финансирования.

«Некоторые современные общества высказываются за отказ от приме­нения принципа солидарности и коллективной ответственности. Взамен этого предлагается, чтобы все граждане сами были ответственны за свое будущее и благосостояние своих семей. Однако при таком подходе не нужна будет и сама государственная социальная политика, и такое госу­дарство вряд ли может называть себя социальным. Многие граждане ущер­бны от рождения или в течение жизни потеряли способность в достаточ­ной мере заботиться о себе, а поэтому могут рассчитывать на защиту, помощь, уход и обеспечение средств к жизни. Они не должны исключать­ся из числа пользующихся благами общественного богатства. Общество, которое не может помочь многим, попавшим в беду, не может обеспечить спокойствие и немногим богатым. Такое государство рискует оказаться на грани дестабилизации и социального взрыва» [158].

Отход от применения принципа солидарности и коллективной ответственности в системе социальной защиты в условиях значительного расслоения общества, обнищания населения может привести к тому, что системой социальной защиты не будут охвачены многочисленные слои населения. Переход на индивидуальную ответственность создаст преимуще­ства только для высокооплачиваемых работников, располагающих сред­ствами для взносов в такого рода систему. Индивидуальный принцип не­приемлем для малоимущих слоев населения. В связи с необходимостью трансформации имеющейся системы социальной защиты и ее адаптации к современным условиям реальности в Казахстане была разработана, с учетом мирового опыта, собственная уникальная система социальной за­щиты населения, создана законодательная база, регулирующая данную сферу взаимоотношений.

По итогам первого полугодия текущего года, по расчетам, доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, составляет 4,1 % или 49,1 тыс. человек, которая по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 30,5 %. Снижение стало возможным благодаря мерам, предпринятым по повышению доходов населения, в том числе по повышению пенсионных выплат и заработной платы.

Согласно Закону Республики Казахстан “О государственной адресной социальной помощи” оказывается адресная социальная помощь в виде доплаты до черты бедности наиболее нуждающимся гражданам, то есть тем семьям, чей среднедушевой доход ниже черты бедности. Черта бедности определяется ежеквартально. В отчетном периоде средний размер черты бедности составил 2340 тенге и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 5,9%. Средний размер доплаты до черты бедности на 1 члена семьи увеличился на 10,1 % и составил – 1429 тенге. По состоянию на 1 июля текущего года за адресной социальной помощью в органы социальной защиты населения обратилась 2781 семья или 8843 человека, из них ее назначили 2730 семьям для 8709 чел. на сумму более 74 млн. тенге. Следует отметить, что количество получателей адресной социальной помощи по отношению к аналогичному периоду прошлого года уменьшилось на 24 %, соответственно затраты на выплату - на 15,4 %.

Основными получателями адресной помощи являются дети (48,5%), безработные (35,3%), лица, осуществляющие уход за детьми, студенты и инвалиды (12,8%). При этом в структуре получателей отмечается тенденция сокращения численности безработных граждан, доля которых по сравнению с прошлым периодом уменьшилась на 25,2%. Безработным гражданам, длительно состоящим на учете в райцентрах, адресная социальная помощь назначалась после применения таких активных мер по оказанию социальной помощи как содействие в трудоустройстве, привлечение к общественным оплачиваемым работам, направление на курсы профобучения. В то же время доля граждан, занятых по уходу за детьми выросла на 10,2 % и составила 676 человек. Основная роль при назначении адресной социальной помощи отводится районным участковым комиссиям, которые еженедельно рассматривают документы заявителей с приглашением последних на заседание. Для того чтобы указанную помощь получили именно нуждающиеся граждане, члены участковой комиссии выборочно проводят обследования жилищно-бытовых условий этих семей, проверку их доходов, по итогам которых выносят свое заключение.

По данным городского Департамента занятости и социальных программ (новое название Департамента труда и социальной защиты), по городу Алматы 115,8 тыс. пенсионеров получают специальное городское пособие в размере 0,5 месячного расчетного показателя. За шесть месяцев выплата пособия произведена на сумму более 318 млн. тенге. В районных центрах проводится работа по созданию базы данных на малообеспеченных пенсионеров и участников Великой Отечественной войны, которая постоянно обновляется. В целях социальной защиты детей-инвалидов ежеквартально из местного бюджета производится выплата пособия на обучение и воспитание данных детей-инвалидов на дому в размере 6,5 месячного расчетного показателя или 5974 тенге в квартал. В текущем году указанное пособие получили 288 получателей на сумму около 3 млн. тенге. Целенаправленно проводится работа по оказанию помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» постановлением акимата г.Алматы утверждено Положение об отделениях социальной помощи по обслуживанию детей с ограниченными возможностями. В связи с этим возрастает потребность в квалифицированных социальных работниках. При двух территориальных центрах социального обслуживания пенсионеров и инвалидов и в 4-х районных центрах труда и социальной защиты населения созданы шесть отделений по обслуживанию детей-инвалидов, в которых работают 50 социальных работников, обслуживающих 480 детей с ограниченными возможностями. В течение года будут созданы дополнительно 4 отделения социальной помощи, что позволит охватить этим видом социальной помощи около 800 детей. Проведено социальное обследование детей-инвалидов и уточнение списков детей-инвалидов, проживающих в городе, заполнены социальные карты на 2223 ребенка. Помимо этого в ходе обследования выявлены семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в медицинской реабилитации и социальной поддержке. Малообеспеченным гражданам города оказывается жилищная помощь в оплате жилищно-коммунальных расходов. На эти цели из городского бюджета ежегодно выделяются значительные финансовые средства. Только за I полугодие жилищная помощь выплачена на сумму более 50 млн. тенге в среднем для 3498 получателей. Средний размер выплаченных пособий составил 2405 тенге. В связи с повышением размеров пенсий и пособий, численность получателей данного вида социальной помощи, особенно из категории “пенсионеры и инвалиды”, значительно сократилась.

Реальным шагом в дальнейшей поддержке населения в оплате жилищно-коммунальных расходов явилось принятое решение городского Маслихата о снижении учитываемого уровня дохода при оказании жилищной помощи с 30 до 25 процентов. В соответствии с решением Акима г.Алматы оказывается единовременная материальная помощь остронуждающимся гражданам г.Алматы. С начала года она оказана на сумму более 6 млн. тенге для 2090 граждан. В целом по городу за шесть месяцев т.г. сумма социальных выплат составила более 451 млн. тенге. Задолженности по вышеперечисленным видам социальной помощи и пособий не имеются. Департаментом труда, занятости и социальной защиты населения совместно с районными акиматами, предприятиями, организациями, благотворительными фондами и различными религиозными конфессиями проводились благотворительные мероприятия с целью поддержки малообеспеченных граждан, ветеранов войны и труда, пенсионеров и инвалидов. С начала года были охвачены благотворительными акциями 55,4 тыс. человек, которым оказана помощь на сумму 44,3 млн. тенге. В городе действует льготный проезд в городском общественном транспорте для участников и инвалидов Великой Отечественной войны по проездным билетам. В бюджете города предусмотрены 4,4 млн. тенге для приобретения инвалидных кресло-колясок и ходунков, в настоящее время согласно очередности вручены инвалидам 38 кресло-колясок. 16,9 млн.тенге предусмотрены для установки приборов учета холодной и горячей воды. Работа завершена 1 сентября 2004 года. В 2004 году 22,0 млн.тенге выделено на санаторно-курортное лечение пенсионеров, ветеранов войны и труда. Согласно графиков заезда в пансионаты «Ардагер» и «Каргалы» направлены для отдыха и лечения 190 ветеранов войны и труда, в санатории «Жеке батыр» и «Ак-каин» - 448 пенсионеров, участников ВОВ и лиц, приравненных к ним. Работа с одинокими и престарелыми гражданами, инвалидами требует больших усилий и особого внимания. Для оказания социальной помощи таким гражданам существует Городской и Ауэзовский территориальные центры и отделения социальной помощи на дому в четырех районах, в которых обслуживаются более 3900 человек, из них 1087 инвалидов.

Особое внимание уделяется развитию объектов социальной направленности. В этом году будет осуществлен капитальный ремонт в доме-интернате для инвалидов и психохроников, социальном жилом доме, на эти цели выделено более 52 млн.тенге. Через торговое представительство Латвии в Казахстане, латвийской фирмой «Konveks», в начале марта этого года, в качестве безвозмездной помощи установлены в обоих корпусах социального жилого дома два автоматизированных тепловых узла с новейшей автоматикой. Это позволило повысить температуру (до комфортной), подающейся в систему центрального отопления воды, добиться равномерного распределения тепла по всем комнатам квартир Дома. В дальнейшем этой фирмой предполагается произвести утепление корпусов социального жилого дома.

В Центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства с начала года оказана помощь в виде бесплатного ночлега и питания 288 бездомным людям. В работе центра активно используется работа волонтеров из числа лиц, пребывающих в центре по уходу за инвалидами, лишенными возможности самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, а также уход осуществляется социальными работниками. Впервые в республике при содействии регионального представительства ЮСАИД проводится работа по внедрению проекта «Забота» с выходом в июле соответствующей Web-страницы в Интернете. Данный Проект является одним из направлений деятельности общественного Фонда «Содействие занятости и социальная защита малообеспеченных граждан». Цель и задачи Проекта «Забота» - поддержание и улучшение социального положения обездоленных малоимущих граждан из числа пенсионеров, инвалидов, других, социально уязвимых слоев населения. Проект рассчитан на юридических и физических лиц, в том числе иностранных, благотворительных, могущих и желающих оказать помощь.

Одним из приоритетов снижения бедности является сокращение безработицы. В первом полугодии сохранялась тенденция сокращения численности обратившихся в поисках работы и безработных, зарегистрированных в районных центрах труда, занятости и социальной защиты населения. За шесть месяцев за содействием в трудоустройстве обратилось 3,9 тыс. человек. Численность зарегистрированных безработных, на 1 июля 2004 года составила 6,2 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы - 1,1% от экономически активного населения. По сравнению с соответствующей датой число безработных уменьшилось на 2,0 тыс., уровень безработицы – на 0,4 процентных пункта. Несоответствие спроса и предложения рабочей силы по количественным параметрам способствовали формированию на рынке труда структурной безработице. На одно свободное рабочее место в мае-июне претендовало в среднем 8 безработных. Ежемесячный банк вакансий формировался в основном заявками на мужскую рабочую силу. Перечень заявляемых профессий и специальностей составляли такие профессии как водитель, строитель-ремонтник, электрик, повар, пекарь, официант, швея. Тогда как среди безработных 68% женщин. Около три четверти из них не имеют либо утратили свои профессиональные навыки и мотивации к труду вследствие длительной невостребовательности на рынке труда. Данная категория безработных составляет так называемые целевые группы, нуждающиеся в особых формах социальной защиты. Для трудоустройства безработных из целевых групп установлено годовое задание в количестве 800 человек. За отчетный период трудоустроено 525 человек из целевых групп. Всего за шесть месяцев оказано содействие в трудоустройстве свыше 3,6 тыс. человек. В качестве дополнительной меры по содействию в трудоустройстве целевых групп безработных, повышения заинтересованности работодателей в их приеме на работу, впервые начиная с этого года, принято постановление акимата об организации 200 социальных рабочих мест с частичной или полной оплатой труда безработных, принятых на эти рабочие места, за счет средств бюджета. В местном бюджете на эти цели предусмотрено 18,9 млн.тенге. На 1 июля т.г. на социальных рабочих местах уже работают 143 безработных. Для оказания организационно-методической помощи безработным, испытывающим сложности при трудоустройстве и длительное время состоящим на учете, существует клуб поиска работы. Основная цель клуба - повысить активность в поиске работы, конкурентоспособность и готовность к труду, уменьшить иждивенческие настроения. В течение 6 месяцев т.г. на семинарах в клубе обучились 37 безработных, получили консультацию более 60 человек. Активной мерой на рынке труда является организация оплачиваемых общественных работ, обеспечивающих временную занятость безработных и поддерживающих у них мотивации к труду. Акиматом принято постановление акимата от 9 января2004 года № 1/17 «О направлении безработных на общественные работы в 2004 году». В текущем году в общественных работах в соответствии с утвержденной Программой занятости населения примут участие 6,1 тыс. безработных, оплата труда составит из расчета 1,5 минимальной заработной платы в месяц. В бюджете города на эти цели предусмотрено 87,6 млн. тенге. С начала года в общественных работах приняли участие около 3,6 тыс. безработных. Средний размер оплаты труда безработных, занятых на общественных работах, в июне месяце составил 7683 тенге. Безработные принимали участие в экологическом оздоровлении города, озеленении, благоустройстве, строительстве и ремонте дорог, оказывали помощь организациям жилищно-коммунального хозяйства в уборке территорий, в региональных общественных компаниях, а также оказывали социальные услуги престарелым, инвалидам, детям. Городским департаментом заключены договора на проведение оплачиваемых общественных работ в разрезе районов с предприятиями АО «Зеленстрой», кооперативами собственников квартир, районными отделами коммунального хозяйства, а также государственными учреждениями «Центр по профилактике и борьбе со СПИД», общественным объединением Ассоциация женщин «Мөлдір», Медицинский центр «Каусар», обществом инвалидов, детскими домами творчества, дворовыми клубами и др. В соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством о труде, работодатели заключают индивидуальные трудовые договора с каждым безработным. В текущем году на курсы профобучения будет направлено 2300 безработных. Профессиональное обучение безработных осуществляется в 4 учреждениях образования, выигравших конкурсный отбор, более чем по 25 профессиям, востребованным на рынке труда. Перечень профессий был составлен на основании анализа и поступающих от работодателей вакансий, опроса безработных, желающих пройти курсы обучения. Обучение проводится по учебным программам, согласованным с городским институтом повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования. Безработным, направленным на курсы профобучения оплачивается проезд на общественном транспорте к месту учреждения образования и медицинское освидетельствование по таким профессиям, как повар, кондитер, парикмахер, массажист, продавец, официант-бармен, визажист, стилист, водитель. С начала года на курсы профобучения направлено 1387 человек. Одним из факторов, способствующих повышению занятости населения, является создание новых рабочих мест. При установленном годовом программном показателе 11,3 тыс. рабочих мест за шесть месяцев создано 6,5 тыс. рабочих мест. Из общего количества созданных рабочих мест более 97% составили постоянные рабочие места. Основной сферой экономики, создающие рабочие места и испытывающей потребность в рабочей силе, остается малый бизнес, где создано 69% или 4,5 тыс. всех рабочих мест. За шесть месяцев в городе создано 21 новое промышленное предприятие, обеспечивших рабочими местами 285 человек. В разрезе отраслей экономики ситуация такова: более 64 % рабочих мест создано организациями, занимающиеся торговой деятельностью, 19,5% промышленными предприятиями, строительными и коммунальными – 6,5%.

По мнению специалистов городского департамента занятости и социальных программ, достижение цели и задачи программы отслеживается посредством постоянного мониторинга, который показывает, что основные индикаторы выполняются и есть уверенность, что они будут выполнены. Реализация программных мероприятий позволит уменьшить долю бедного населения, сократить безработицу, и в целом будет способствовать повышению благосостоянию горожан.

Система социальной защиты является стержнем социальной политики. В то же время социальная политика – более широкая категория, включающая регулирование доходов, занятости, создание эффективной системы социальной защиты.

Однако действующая социальная политика характеризируется рядом серьезных дефектов, которые в средне- и долгосрочной перспективе могут свести на свет все усилия государства по повышению жизненного уровня населения. Такая социальная политика руководствуется только мерами оперативного реагирования на смягчение социальных издержек в условиях переходного периода. Одновременно с учетом мирового опыта государство должно формировать цивилизованную систему социальной защиты, учитывая рекомендации МОТ.

Таким образом, государство должно внести изменения, закладывающие фундамент социальной политики государства, куда можно включить субсидиарность, самопомощь, страхование, адресность, превенции. Необходимо запустить механизм социального страхования. Наряду с действующей системой поддержки малообеспеченных безработных, необходимо предусмотреть право на сохранение части заработка в случае лишения работы или временной нетрудоспособности для каждого работающего индивида. Система социального страхования должна поддержать работоспособного члена общества, обеспечив ему за счет собственных отчислений достойное существование в случае непредвиденных обстоятельств. Для этого необходимо создание системы государственных и частных страховых фондов, не входящих в бюджет.

Date: 2015-09-24; view: 506; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию