Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Толерантность





Толерантность – это, прежде всего, фактор, стабилизирующий общество, направляющий действия людей в мирное русло, связывающий индивидов с традициями, моральными нормами и культурой своего народа. В последние десятилетия проблема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире.

Мы живем в век глобализации, быстрого развития коммуникации, взаимозависимости стран, в век миграций, урбанизации и преобразования социальных структур. Последние сто лет мировой истории характеризуются не только бурным развитием техники, науки, образования и культуры, но и войнами, огромным числом вооруженных конфликтов, терроризмом. Человечество все чаще сталкивается с явлениями нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного и этнического экстремизма, поэтому роль толерантности в организации и развитии общества как постоянно действующего механизма построения мирных отношений очень велика. Толерантность как объективно возникший социальный феномен является инструментом регулирования этих отношений. Кроме того, толерантность тесно смыкается с проблемой межкультурного взаимодействия.

Понятие «толерантность», хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, однако имеет более яркую активную направленность. Толерантность — не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами и социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. Толерантность – это интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, состоящее в уважении прав другого (в том числе права быть иным). Нам импонирует определение толерантности, данное в исследовании О.В.Рубцовой: «Толерантность - это морально-нравственное интегральное качество личности, характеризующееся способностью к активной жизненной позиции, с учётом ок­ружающих социокультурных и политических условий, стремлением противо­стоять агрессии без применения силы и умеющей вести конструктивный диалог на основе правовых норм»[60].

Следует подчеркнуть, что восприятие любого понятия напрямую связано с историческим опытом народа. Англичане понимают толерантность как снисходительность, китайцы как великодушие. Во французской культуре толерантность связывается со свободой слова, в арабской – с умением прощать. Для русского человека толерантность – это умение терпеть, выносить, выдерживать, мириться с чем-либо, признавать существование кого-либо, принимать, быть снисходительным.

В Декларации принципов толерантности[61], принятой ЮНЕСКО в 1995 г., отмечается, что толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия. А.А.Погодина[62] в качестве критериев толерантности предлагает рассматривать следующие:

 

 

Критерии Показатели
Устойчивость личности Эмоциональная стабильность; Доброжелательность, вежливость, терпение; Социальная ответственность; Самостоятельность; Социальная релаксация
Эмпатия Чувство партнера; Высокий уровень сопереживания; Учтивость; Экстравертность; Способность к рефлексии
Дивергентность мышления Отсутствие стереотипов, предрассудков; Гибкость мышления; Критичность мышления
Мобильность поведения Отсутствие напряженности в поведении; Отсутствие тревожности; Контактируемость, общительность (коммуникабельность); Умение найти выход из сложной ситуации; Автономность поведения; Прогностицизм; Динамизм
Социальная активность Социальная самоидентификация; Социальная адаптированность; Креативность; Социальный оптимизм; Инициативность

 

Эти критерии можно развить, уточнив, что устойчивость личности — это сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей; эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека; дивергентность мышления — способность необычно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения); мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств; социальная активность — готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе[63].

К социально-психологическим условиям формирования толерантности можно отнести:

1. Высокий уровень благосостояния общества, всех слоев населения. Только самодостаточный человек с позитивным проявлением самоидентичности способен к толерантному отношению к другим людям.

2. Сохранение самобытной культуры, наличие чувства собственного достоинства, что позволяет с уважением относиться к культуре и личности других людей.

3. Открытость общества, возможность межкультурных контактов, приобретение опыта общения с представителями других народов и опыта жизни в других странах.

4. Построение правового государства, возможность регуляции межэтнических и прочих конфликтов на правовой основе. Соблюдение прав человека.

5. Создание гражданского общества как путь к накоплению социального капитала. Толерантность возможна только в обществе социального доверия[64].

Можно выделить следующие уровни существования толерантности: цивилизационный, международный, этнический, социальный, индивидуальный.

Толерантность цивилизационная подразумевает ненасилие в контактах различных культур.

Толерантность в международных отношениях является условием сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической или религиозной принадлежности их населения.

Этническая толерантность выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям. Этническая толерантность обнаруживается и в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп. основное смысловое содержание этнической толерантности состоит в следующем:

a) Этническая толерантность личности обнаруживается и возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп.

b) Этническая толерантность признает наличие другого образа жизни и этнокультурных ценностей.

c) Смысл этнической толерантности состоит в отношении к «другому» как к равно достойному индивиду.

d) Этническая толерантность активна. Для нее характерна постоянная готовность и стремление к межэтническому диалогу.

e) Этническая толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнообразных интересов и точек зрения ненасильственными способами, методами разъяснения и убеждения.

f) Понимание – необходимая составляющая этнической толерантности.

Как уже упоминалось, этническая толерантность – это установка на терпимое, уважительное, дружелюбное отношение к другим людям, принадлежащим к чужим этническим группам, воспитанным на образцах и ценностях иной культуры. Идеи толерантности и взаимопонимания заложены, например, в румынской рекламе леденцов Winterfresh Mints, в которой изображены экзотические пары, связанные теплыми отношениями. На одном принте девушка в длинном консервативном платье целуется с молодым человеком с малиновым ирокезом. На другом -

представитель племени зулусов целует эскимосскую девушку в национальной одежде. Принты сопровождаются слоганом: ««Apropiere fara limite» (Дружба без границ).

Без анализа факторов, влияющих на толерантность межэтнических установок в процессе взаимодействия, было бы невозможно подойти к рассмотрению эффективного межкультурного диалога в поликультурном обществе и продолжить изучение понятия толерантности в условиях межкультурной коммуникации.

Социальная толерантность – это форма партнерского взаимодействия между разными социальными группами общества, когда актуализируются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон. Она направлена на равновесие и гармонизацию отношений в обществе, признает право на объединение людей для защиты своих прав и интересов.

На индивидуальном уровне толерантность является уважением к другой личности, пониманием того, что существуют и другие взгляды, отличные от собственных. Каждый человек оценивается по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками

Социокультурную толерантность многие авторы интерпретируют как моральное качество личности. Оно характеризуется терпимым отношением к другим людям, независимо от их этнической, национальной и культурной принадлежности. Социокультурная толерантность проявляется в терпимом отношении к иного рода взглядам, правам и привычкам. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения и понимания разнородных интересов и точек зрения методами разъяснения и убеждения. Толерантность по отношению к другим является, прежде всего, признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций. Структурными компонентами социокультурной толерантности являются уважение, эмпатия и доброта.

Трудность определения границ толерантности связана со сложностью рационального обоснования самого феномена. Обычно апеллируют к следующим понятиям: религиозные, правовые, моральные, идеологические нормы, общественное мнение, общее благо.

Религиозный слой является первым в семантике толерантности. Он вобрал в себя явный дискомфорт от присутствия чего-то чуждого, напряженное сдерживание негативных эмоций, вынужденное принятие разномыслия. Так, в Англии пятница – рабочий день, воскресенье – выходной. Для мусульман выходной день – пятница, а для евреев – суббота. Это объясняется тем, что христиане являются доминирующей группой на территории Англии.

Правовые нормы образуют следующий смысловой слой в проблеме толерантности. В нем содержится осознание ценности культурного многообразия, признание за человеком неотчуждаемых прав и свобод, поощрение инициатив и альтернатив, уважительное отношение к другому человеку, образу мысли.

Определение предметных границ толерантности опирается также на потенциал морального ориентира в ценностно-нормативной системе общества (моральные нормы). Толерантность, на чем сходится большинство исследователей, непременно включает в себя неодобрение убеждений или действий партнера по коммуникации. В случае толерантного отношения оно обнаруживает свой исходный, моральный смысл, хотя речь идет об отрицательной оценке. Сложно установить границы толерантности не только применительно к разным обществам, но даже иногда в пределах одного общества. Здесь возникает проблема общественного мнения. Например, современное преследование нацизма в Германии расценивается некоторыми странами как нетерпимость, тогда как в самой Германии сам нацизм считается в высшей мере нетерпимым. Противоречивые вопросы в различных странах могут включать употребление табака, алкогольных напитков или наркотиков, чтение неодобряемых политических трудов, а также девиантное поведение и уголовно наказуемые проступки.

В контексте межкультурной коммуникации толерантность означает уважение многообразия других культур, иных правил поведения, самовыражения, образа мысли. Особую роль здесь играет фактор межкультурного понимания. Так, принципы построения личных и рабочих отношений в Германии резко отличаются от русских. В немецкой культуре превалирует четкое разграничение между деловой сферой и личными отношениями. Именно поэтому многим русским трудно понять, как можно бывшим супругам продолжать совместный бизнес и сохранять доверительные отношения после развода. «Следствием столь высокой значимости личных отношений в России является образование двойной морали: для близких друзей и для всех остальных людей».[65] В основе взаимоотношений с миром англичан лежит идея неприкосновенности личного пространства. Для представителей других культур стремление англичан держаться на расстоянии часто производит впечатление непробиваемой брони. Англичане не стремятся к установлению контактов с малознакомыми людьми и поэтому стремятся дистанцироваться при общении, чтобы ненароком не задеть собеседника неловким словом или не обидеть нескромным вопросом. Такое умение обходить острые углы, недоговаривать считается признаком воспитанности. В контексте этой особенности английской культуры неудивительно, что человек, воспитанный в русской культурной традиции, где «разговор по душам» является естественной нормой общения, легко попадает в сложную ситуацию холодного к себе отношения. В его стремлении установить доверительные и дружеские отношения с англичанами через рассказ о своих трудностях и проблемах вместо ожидаемых оживленных расспросов представитель русской лингвокультурной общности в ответ сталкивается с малозначащими фразами. Это не является показателем абсолютного безразличия английского коммуниканта, а лишь свидетельствует о разных культурных традициях общения.

«Оборотной стороной данной особенности английского характера становится необходимость научиться правильно воспринимать то, на что деликатно намекает собеседник. Русским волей-неволей приходится учиться «читать между строк», постоянно догадываться, что же на самом деле имеется в виду, когда говорят меньше, чем подразумевают»[66].

Незнание или недооценка роли существующих в Англии форм вежливого речевого поведения исключает появление толерантного отношения со стороны англичан к партнерам по коммуникации.

Глобализация мирового сообщества вызывает перестройку и изменение этничности, что обусловлено стиранием границ между этносами в результате обширных миграционных процессов населения земного шара в связи со сменой места жительства, вызванной поиском работы, учебой, созданием семьи и др. По статистике, около 100 миллионов человек проживают вне своей этнической родины, что свидетельствует о том, что миграция и иммиграция являются устойчивыми тенденциями ХХ-XXI вв., правильное регулирование и осмысленное управление которыми приведет к исчезновению межнациональных конфликтов и созданию единого толерантного пространства. В этом контексте актуален призыв профессора С.Г. Тер-Минасовой: «Люди! Будьте терпеливы, уважайте «чужие», не свои культуры, и жить станет легче и спокойнее. Три «Т» - Терпение, Терпимость, Толерантность - вот формула межкультурной коммуникации»[67].

Большую роль в формировании толерантности может сыграть социальная реклама. Толерантность, как гуманистическая нравственная ценность может развиваться самостоятельно под влиянием сформированного рекламой общего нравственного сознания или же формироваться социальной рекламой целенаправленно.

«С помощью социальной рекламы можно воспитывать толерантную личность, формировать толерантные ценности и привычки. Темой обращений такой рекламы могут быть: дружба между народами, единство человечества, свобода от предрассудков, индивидуальность личности, свобода быть другим, разнообразие как залог развития и т.д.»[68].

Так, у подростков и молодежи популярна тема индивидуальности. А поскольку нельзя стремиться к собственной индивидуальности и осуждать за это других, идея толерантности может быть хорошо воспринята данной целевой аудиторией. В результате, говоря о толерантности, реклама с большой долей вероятности окажет воздействие, так как у аудитории не будет повода для возражения. «Формирование толерантности старших подростков протекает эффективнее при опоре на медиатекст социальной рекламы для анализа существующих социальных проблем и как метод поиска творческого позитивного пути их решения»[69].

В образовательном процессе социальная реклама может выполнять ряд функций: служить материалом для восприятия и последующего анализа, использоваться как иллюстративный материал, развивающий те или иные виды толерантности, создавать эмоциональный фон занятия, быть темой творческого социально-ориентированного задания, предполагающего создание собственных образцов социальной рекламы.

Одним из первых отечественных опытов в этом направлении стала организация конкурса социальной рекламы среди школьников на базе компьютерного центра технического творчества детей Московского района г. Санкт-Петербурга в 2005 году. Среди работ, представленных на конкурс, как отмечают организаторы, можно выделить три основных тематических направления социальной рекламы: работы, пропагандирующие здоровый образ жизни и позитивные жизненные ценности; работы обращающие внимание зрителя на негативные аспекты рассматриваемых проблем; работы содержащие сопоставление негативных и позитивных аспектов рассматриваемой проблемы. Работы первой группы самые оптимистичные и жизнеутверждающие. Они настраивают на мажорный лад. В эту группу вошли работы ребят разного возраста от 7 до 17 лет. Например, на плакате нарисована улитка, несущая свой домик-здоровье. Работы второй группы акцентируют внимание на конкретных негативных аспектах рассматриваемой проблемы, заставляют зрителей осознать себя частицей коллектива, от которого зависит общее благополучие. Подобные работы иногда носят острый экспрессивный характер, что позволяет, по мнению организаторов, привлечь к проблеме особое внимание. Одним из победителей стала работа «Нас спасёт только чудо», на которой изображён коллаж техногенных катастроф со скорбящим ангелом на первом плане. Главная идея работ третьей группы состоит в возможности выбора. Каким будет твоё будущее и будущее всего общества, зависит от твоего выбора. Например, работа «Help», где изображены животные, в страхе бегущие от чёрного смога и трескающей почвы, поражённой человеком.

Таким образом, социальная реклама может способствовать формированию толерантности уже в детском возрасте.

Date: 2015-09-24; view: 898; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию