Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терминологический словарь






Авторская школа — образовательное учреждение, деятель­ность которого построена на оригинальной концепции, отражающей представления ее создателя (создателей) о новой образовательной практике. Ее видовыми признаками являются: альтернативность, системность, социально-педагогическая целесообразность, стабиль­ность положительных результатов.

 

Внедрение — 1. традиционный для отечественной педагогики этап исследования инновационной деятельности, связанный с ор­ганизацией целенаправленного продвижения достижений науки и передового педагогического опыта в массовую практику (устаревает); 2. один из видов инновационных процессов, содержание которого на­правлено на освоение и использование педагогических новшеств.

 

Закон развития (протекания) инновационных процессов — объективная внутренняя, существенная, устойчивая связь (и отноше­ние), возникающая в процессе создания, освоения и использования педагогических новшеств. Н. Р Юсуфбекова сформулировала 3. не­обратимой дестабилизации педагогической инновационной среды, 3. финальной реализации инновационного процесса, 3. стереотипизации педагогических инноваций, 3. цикловой повторяемости, возвращае­мости педагогических инноваций.

 

Жизненный цикл нововведения — протекание инновационного процесса во времени. Ж- ц- н. отражает основные этапы его развертывания, число которых напрямую связано как с внутренней, предметной логикой самого новшества, логикой отношений между участниками инновационного процесса, так и с логикой взаимодействия нововве­дения с окружающей его средой. В педагогической науке сложилась следующая последовательность этапов инновационного процесса (В. А. Сластенин, Л. С. Подымова).

1. Этап рождения новой идеи в результате упорного поиска ре­шения проблемы.

2. Этап изобретения, т. е. воплощения идеи в конкретное нов­шество.

3. Этап практической реализации нового и получение устойчивого положительного результата.

На этом заканчивается первая фаза жизни нововведения. Даль­нейшее развитие инновационного процесса возможно лишь при условии распространения новшества. Вторая фаза — использования новшества — тоже имеет три этапа.

4. Этап распространения новшества.

5. Этап господства новшества вплоть до появления альтернативы.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, его за­мена альтернативой.

 

Индивидуализированное обучение — система организации образовательного процесса, обеспечивающая индивидуальное про­движение ученика по общей для данного контингента обучающихся программе. Такая организация требует не только знания индиви­дуальных особенностей и образовательных возможностей каждого ученика, зоны его актуального (определяемой с помощью самостоя­тельно решаемых задач) и ближайшего развития (которого достигает ученик при решении задач в сотрудничестве с другими учащимися или с помощью учителя), но и его субъективной позиции в обучении, способности самостоятельно выполнять функции целеполагания, планирования (выбора оптимальных способов и средств достижения цели), целеосуществления, самоконтроля, самооценки и, при необходимости, коррекции своей учебной деятельности.

 

Инновативность — 1. восприимчивость к новшествам; 2. харак­теристика педагога, отличающегося обостренным чувством нового, стремлением к творчеству.

 

Инноватика педагогическая — новая научная дисциплина, изуча­ющая общие основы теории педагогических инновационных процессов (Н. Р. Юсуфбекова). Структурными компонентами И. и. являются: педагогическая неология, исследующая категориальное поле новой отрасли педагогических знаний, понятийный аппарат, классификации педагогических новшеств, меру готовности нового к использованию, критерии их оценки и т. д., педагогическая аксиология, рассматривающая особенности восприятия, освоения и оценки нового педагогической общественностью, отношение к нововведениям учителей, учащихся и их родителей и т. д., и педагогическая праксиология, раскрывающая этапы, способы и условия использования и распространения педа­гогических новшеств, опыт инновационной деятельности учителей, факторы, влияющие на инновационные процессы и т. д. П. и. стала активно разрабатываться за рубежом с конца 50-х, а в нашей стране — с начала 80-х годов XX века в связи с набиравшим силу массовым общественно-педагогическим движением. До этого отечественная педагогическая наука ограничивалась изучением проблем внедрения теоретических достижений в практику и распространения передового педагогического опыта. Понятие «педагогическая инноватика» обо­сновано и введено в научный аппарат Н. Р. Юсуфбековой.

 

Инноватор — педагог, осваивающий и использующий в своей педагогической деятельности новшества или отдельные новые элементы. Инновационность1. педагогический принцип (В. Я. Ляудис, Н. Р. Юсуфбекова); 2. направленность образовательного процесса на конструктивное изменение идеологии, содержания и технологий; 3. характеристика педагогической деятельности, выходящей за преде­лы нормативного уровня.

 

Инновация (лат. in — в, novus — новый) — введение принципи­ально нового, существенно меняющего сложившуюся педагогическую практику. Смысловая интерпретация этого понятия очень широка: обновление, изменение, процесс, результат и др. В «разговорном пространстве» понятие появилось еще в XIII в., обозначая придумывание чего-то нового, опережающего свое время (Ю. А. Карпова). В XIX в. оно вошло в сферу научного знания как перенос элементов одной культуры в другую. Первенство ввода понятия в научный лексикон принадлежит И. Шумпетеру и Г. Меншу.

 

Инновационная готовность учителя — активное состояние педагога, характеризующееся стремлением и способностью к вос­приятию, освоению и использованию педагогических новшеств в своей профессиональной деятельности.

 

Инновационная деятельность — целенаправленное преоб­разование педагогической практики за счет создания, освоения, использования и распространения различных педагогических нов­шеств (М. М. Поташник, Н. Р. Юсуфбекова). Алгоритм организации И. д.: проблемно ориентированный анализ ситуации, построение модели (концепции) И. д., осуществление И. д., оценка эффектив­ности И. д.

 

Инновационная мотивация — 1. внутреннее побуждение лич­ности, направляющее ее действия на достижение целей нововведения; 2. направленность деятельности педагога, складывающаяся по мере приобретения вводимым новшеством личностного смысла. И. м. обеспечивает успешность осуществления нововведения и раскрытие личности педагога.

 

Инновационная школа — образовательное учреждение, соз­данное на основе системных нововведений (М. М. Поташник). Ее отличают: новизна, часто в том числе и новая философия школы, более благоприятные для обучения, воспитания и развития учащихся
условия, тиражируемость результатов.

 

Инновационное движение — социокультурный феномен совре­менности, выраженный в активном поиске, освоении, использовании и распространении педагогических новшеств в образовании с целью развития личности ученика и преобразования школьной практики.

 

Инновационное поведение — образ жизни и действий, в которых проявляются позитивное отношение к преобразованиям педагогиче­ской практики и собственное активное, систематическое педагоги­ческое творчество.

 

Инновационное сопротивление — открытое или явное противо­действие введению педагогического новшества, вызванное нега­тивным к нему отношением; выражается в действиях, суждениях, настроениях, эмоциональных переживаниях и т. п.

 

Инновационный барьер — внутреннее препятствие, мешающее осваивать, использовать и распространять педагогические новшества.

Инновационный климат — особая социально-психологическая обстановка, в которой педагоги чувствуют себя свободными, полно­стью инновационно мотивированными, готовыми к творческой работе и взаимодействию со своими коллегами в преобразовании образова­тельного процесса.

 

Инновационный массив — совокупность ряда нововведений одного уровня.

 

Инновационный образ жизни — своеобразный уклад жизнедея­тельности педагогического коллектива и/или учителя, содержанием которого становятся постоянный поиск, освоение и использование педагогических новшеств. Формирующаяся в процессе И. о. ж. по­зиция содействует развитию педагогического творчества.

 

Инновационный потенциал — совокупность возможностей (вну­тренних резервов) для осуществления преобразующих изменений.

 

Инновационный потенциал нововведений — совокупность прогрессивных(продуктивных) изменений, которые вводимое новшество способно осуществлять в образовании в течение своего полного жизненного цикла.

 

Инновационный потенциал педагога — готовность и способность создавать, осваивать и использовать в своей профессиональ­ной деятельности новшества, а также своевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного.

 

Инновационный поток1. множество нововведений различного уровня; 2. деятельность педагогов, несущая в практику новые идеи, новое содержание, обновляемую технологию.

 

Инновационный процесс — 1. комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению педагогиче­ских новшеств в образовании (М. М. Поташник, Н. R Юсуфбекова);2. развитие образования за счет создания, освоения и распростране­ния педагогических новшеств (В. С. Лазарев). Инновационные про­цессы в образовании возникали в различные исторические периоды и определяли его развитие. Наиболее широких масштабов они достигли в конце XIX — начале XX в. в США, Германии, Франции, России, от­личаясь ярко выраженной творческой направленностью и нестандар­тностью подходов к обучению и воспитанию. В отечественной науке первенство в наиболее полном описании инновационных процессов в образовании принадлежит Н. Р. Юсуфбековой, охарактеризовавшей их структуру, типы, жизненный цикл, особенности и законы протека­ния и др., обогатившей понятийный аппарат педагогики.

 

Инновационный барьер — 1. сопротивление педагогическим нововведениям; 2. внутреннее препятствие, мешающее принять и успешно выполнять действия, направленные на изменение привыч­ной педагогической практики. Освоению нового могут препятство­вать личностная тревожность, ригидность мышления, склонность к конформизму, страх обнаружить собственную некомпетентность, заниженная самооценка, предвзятое отношение к новшествам, угро­за потери статуса, неспособность принимать решения, требующие риска, и т. п. Способы преодоления И. б.: совместная разработка и планирование инновационной деятельности, постепенное «обраще­ние в инновационную веру», сотворчество, развитие инновационной мотивации, научно-методическая учеба, саморазвитие и самосовер­шенствование и др.

 

Компетентностный подход — способ рассмотрения и конструи­рования всех элементов образовательного процесса: его цели, со­держания, методов, средств, результатов.

 

Компетентность — уровень образованности личности, определяю­щийся степенью овладения средствами теоретической и практической деятельности. Это мотивационная, когнитивная и инструментально-операционная способность и готовность к деятельности.

Компетенции— способности человека реализовать на практике свою компетентность (Э. Ф. Зеер). Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, на­зываются ключевыми.

Модернизация образования — изменения в системе образова­ния с целью достижения его соответствия современным требованиям и повышения его эффективности без коренных изменений, присущих реформированию.

 

Мониторинг педагогических нововведений — длительное наблюдение за изменениями, происходящими в образовательном процессе, его субъектах или его отдельных аспектах в результате введения педагогических новшеств.

Новшество, новация — сконструированные, разработанные не известные ранее процессы, объекты, способы, средства или не использованное ранее известное в новом качестве, в существенно изменившихся условиях.

 

Нововведение — 1. инновация, новшество; 2. процесс введения новшества в образовательную практику; 3. целенаправленное из­менение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (А. И. Пригожий).

Парадигма — общее представление о целях и сущности обра­зования, общая нормативная модель образования. Ведущий подход к выбору содержания, форм образования, способов обучения и вос­питания (Т. Кун).

 

Педагогическая поддержка — 1. принцип гуманистически ориен­тированного образования, педагогическое кредо людей, работающих с детьми; 2. способ организации взаимодействия педагога пучащихся по выявлению, анализу реальных и потенциальных проблем и проек­тированию возможного выхода из них(Н. Н. Михайлова, С. М. Юс-фин). Назначение П. п. — стимулирование проявлений активности ребенка, его собственных усилий во имя построения своей жизни. Виды П. п. — соучастие, сопереживание, инициирование, принятие, помощь, сопровождение и др.

 

Педагогическая помощь — система мер, направленных на со­действие учащимся в преодолении трудностей, возникающих у них в процессе обучения и общения. П. п. — гуманистическое ядро педагогической деятельности, средство практического приложения теории личностно ориентированного образования, направленного на развитие у учащихся субъектных новообразований, активности, самостоятельности, инициативы, творчества, рефлексивности и др.

 

Педагогическое сопровождение ученика — постоянное взаимо­действие с ребенком с целью оказания ему содействия в личностном росте и самостоятельном преодолении возрастных, учебных и лич­ностных затруднений. Оно организуется на основе реализации идей развивающего взаимодействия субъектов обучения и воспитания, педагогики сотрудничества, педагогической помощи и поддержки. Содержание деятельности педагога включает диагностирование суще­ства возникшей проблемы, информирование о проблеме и возможных путях ее решения, консультирование на этапе принятия решения и выработки плана его реализации, оказание первичной помощи на этапе реализации плана решения.

 

Полипарадигмальность — представление о множестве парадигм, положенных в основу современного образования, среди которых одна или несколько могут сыграть ведущую, системообразующую роль (например, гуманистическая).

Риск педагогический — 1. возможность, большая вероятность неблагоприятного исхода педагогических усилий ввиду действия не­гативных факторов; 2. компонент профессиональной деятельности педагога, атрибут его творческого поиска. Р. оправдан лишь при условии точного, безошибочного педагогического расчета, учета особенностей конкретной ситуации, предвидения негативных по­следствий принятых педагогических решений.

Стратегия развития образования — определение и реализация перспективных целей и средств развития образовательной системы.

 

Стратегия обучения — Основанный на прогнозе общий план (программа) совместных действий учителя и ученика, определяющих ближайшую перспективу его интеллектуального и личностного раз­вития в процессе индивидуального изучения выбранного им предмета или какой-либо предметной области при поддержке комплекса дидак­тических средств и оказании психолого-педагогической помощи.

 

Тактика — совокупность средств и приемов для достижения целей образования.

 

Технология педагогическая — алгоритмизированная последо­вательность педагогических действий (процедур), гарантированно обеспечивающая достижение запланированных образовательных результатов.

 

Экспериментальная площадка —- .1. экспериментальное образовательное учреждение; 2. звание (статус), присваиваемое образо­вательным учреждениям, ведущим серьезную экспериментальную работу.

 

Экспериментальная школа — образовательное учреждение, осу­ществляющее практическую проверку эффективности теоретически найденных решений какой-либо педагогической проблемы.

 

 

Date: 2015-09-24; view: 1425; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию