Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конгруэнтность поведения





Членам группы предлагают поработать над довольно типичной для учебного процесса ситуацией: студент пришел на занятие него­товым, а преподаватель вызывает его отвечать. Студент должен объ­явить о своей неготовности.

Каждый участник проигрывает свою инструментовку «объяснения с преподавателем» (роль преподавателя также играет другой член группы). Ведущий занятия обращает особое внимание на следующие аспекты:

а) адекватность или неадекватность содержания, смысла общения и общего рисунка поведения (позы, мимики, пантомимики, интона­ции), например, вызов, бравирование, игра в независимость и пр.;

б) отсутствие самоуничижения, избыточной робости, инфантилиз­ма, выражение позиции человека, отвечающего за свои поступки;

в) роли, которые в ситуации общения играют ее участники (роди­теля, ребенка, взрослого).

Предлагается подобрать такую инструментовку, когда внешний вид, интонация, слова оказываются взаимодополняющими и выра­жающими целостную, личностно окрашенную позицию ответствен­ного человека. Подчеркивается, как важно, чтобы на всех уровнях инструментовки «студент» просигналил собеседнику: а) о том, что он ценит его, собеседника (то есть выполняющего роль преподава­теля), заботу о нем, уровень его знаний, разделяет его тревогу по поводу неготовности участвовать в обсуждении сложной, професси­онально значимой проблемы; б) что он понимает неловкость своего положения, однако не склонен выходить из положения путем ут­раты собственного достоинства; в) что он полностью принимает на себя ответственность за разрешение конфликта и готов исправить положение.

Группа оценивает действия отдельных участников, корректирует неудачные пробы.

«Значимые другие в моей жизни»

Работая в данном направлении самопознания, можно воспользо­ваться результатами примен-ения методики «Референтометрия», представленной в предыдущей теме. На основании этой методики вы­являют круг значимых лиц, составляющих для данного индивида ре­ферентную группу. В работе с полученными результатами в ракурсе темы «Общение» желательно сменить содержание анализа, нацелить его на выяснение вопроса, почему именно эти люди являются значи­мыми? Определяется ли характер их значимости личностными каче­ствами, общественным престижем и популярностью, социальным

—124—


статусом, ролью? А может быть, стремлением «быть похожим» на них, испытать такую же славу, успех?

Важно, чтобы каждый студент поставил перед собой вопрос: «Не слишком ли много внимания я уделяю значимым другим в моей жиз­ни, не развивая в себе способность самому отвечать за свои поступки, определять свою жизнь, принимать ответственные решения? Не слишком ли легко я прислушиваюсь к мнению авторитетов, стремясь переложить на них ответственность за совершаемый выбор, за каче­ство моей жизни?»

Желательно проанализировать характер влияния значимых дру­гих: добровольное, осознанное следование их мнению как мнению авторитетных, компетентных людей; попытка «спрятаться» за их ав­торитет, компетентность как защита от сложности жизни, от необхо­димости отвечать самому за все; отголоски прежних отношений, ког­да эти люди действительно были более зрелыми и компетентными, чем данный индивид, и до сих пор удерживают его под своим влия­нием, не дают почувствовать себя самостоятельным и ответствен­ным; влияние окружающих, которые одобряют следование мнению этих авторитетов; эмоциональная привязанность, дань уважения, бо­язнь причинить боль увеличением психологической дистанции меж­ду индивидом и данным человеком, неспособность «перерезать пупо­вину» отношений между «учеником» и «наставником», чтобы не травмировать последнего, и пр.

Общий анализ можно дополнить упражнением «значимый дру­гой»:

Сядьте удобно. Закройте глаза. Вызовите в себе образ человека, чье мнение и отношение к вам для вас очень важны (значимость дру­гого). Это может быть любой человек, значимый для вас в данную минуту (живой или уже умерший, конкретный или абстрактный, ти­па исторической личности или литературного персонажа).

Кого вы сейчас вспомнили первым? Хотите ли вы «поговорить» с этим человеком? Если нет, то попробуйте разобраться почему.

Мысленно посадите выбранного вами значимого другого перед со­бой. Представьте его позу, одежду, движения, выражение лица, на­строение.

Мысленно поговорите с этим человеком. Расскажите ему, как вы­соко вы его цените. Не стремитесь ограничиться одной-двумя фраза­ми, постарайтесь объяснить значимому другому наиболее полно и яс­но, почему он играет существенную роль в вашей жизни. Расскажите ему, за что вы ему благодарны и признательны.

Теперь расскажите ему, за что вы на него обижены. И здесь тоже не ограничивайтесь несколькими фразами, назовите ему все ваши обиды, особенно те, которые вы в свое время от него скрывали.

Скажите ему, чего вы сейчас ждете, чего хотите от него.

—125—


Теперь представьте, что прошло пять лет. Расскажите ему, ка­кими вы представляете свои отношения с ним: как вы будете относиться друг к другу, какая в целом ситуация будет наиболее вероятной в вашем общении, какими бы вы хотели видеть ваши отношения, как может измениться степень и характер его влияния на вашу жизнь.

Date: 2015-09-24; view: 257; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию