Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая задача

Самооценка

1. Определить основные понятия темы.

2. Найти сходства и различия между данными понятиями.

3. Описать влияние образа Я и самооценки на личностные особенности человека.

4. Выделить основные факторы, влияющие на формирование образа «Я» и самооценки.

5. Описать вербальные проявления, соответствующие адекватной, заниженной и завышенной самооценке.

6. Ознакомьтесь с таблицей ниже.

Основные понятия темы

Самооценка, образ “Я”, “Я-концепция”, адекватная самооценка, неадекватная самооценка, уровень притязаний.

Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 30-66.

2. Блага К., Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель. М., 1991. С. 9-16.

3. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1992. С. 140-154.

4. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. 64 с.

5. Метод беседы в психологии /Редактор-составитель А.М. Айламазьян. М., 1999. С. 65-74.

6. Мольц М. Это – Я! М., 1992. С. 23-66.

7. Общая психология /Под ред А.В.Петровского, – 3-е изд., перераб. и доп. М. 1986. C. 215-225.

8. Прихожан А. М. Психологический справочник для неудачника или как обрести уверенность в себе. М., 1994. С. 99-113.

Практические материалы

Психологическая задача

Ниже в таблице приведен список оценочных высказываний. Проанализируйте каждое из них по следующей схеме.

1. Определите к какому виду самооценки можно отнести каждое из высказываний:

– адекватная;

– неадекватная завышенная;

– неадекватная заниженная.

2. Определите к какой содержательной характеристике самооценки относится каждое высказывание:

– суждения о себе;

– суждения о других;

– особенности планов на будущее;

– отношение к своим достижениям;

– отношение к своим ошибкам;

– отношение к мнению других людей.

Высказывание Вид самооценки Содержательная характеристика
1. Я способен добиться того, чего хочу    
2. Я умный, потому что изо всех сил стремлюсь использовать свои умственные способности    
3. Я лентяй, потому что меня с детства не приучили к систематической работе    
4. Я некрасивая, потому что уж такой уродилась. Сестре досталась красота, а мне предлагают пользоваться скромностью как лучшим украшением    
5. Я знаю свою фортуну, каждый день со мной случается какое-нибудь несчастье    
6. Ты испортил мне жизнь: сделал ее более скучной    
7. Я хочу заниматься водным спортом, как мой брат. Пока я учусь просто так плавать. Это все постепенно будет. Сначала надо научиться обыкновенно плавать, а потом уже под водой.    
8. Я многого хочу, но что будет, когда я вырасту, еще неизвестно. Сейчас мне надо закаляться и хорошо учиться.    
9. Я представляю себя высоким, ростом в два метра. Я буду широкоплечим.    
10. Я сконструирую новую машину и полечу со своим другом Р, на Марс. Потом мы прилетим обратно. О нас будут писать в газетах и везде будут наши портреты.    
11. Когда я вырасту, я думаю быть смелой, ничего не бояться. Не знаю еще, кем буду, но я хочу быть врачом, может быть, детским. Но я не знаю, сумею ли, надо же очень хорошо учиться, чтобы поступить в институт. Потом еще надо быть смелой. Я даже когда хорошо знаю урок, боюсь, когда меня вызывают.    
12. На нее не надейтесь, она двоечница. Не сумеет.    
13. Я веду себя так, чтобы понравиться другим, хотя мне самому это не нравится    
14. Я чувствую, что я хуже всех, меня не любят ребята из класса    
15. Я вообще учусь хорошо, только оценки получаю низкие    
16. Я прочитала свое изложение и увидела, что написала не так хорошо, как думала. У меня есть исправление, я нашла еще ошибку. Я заслужила отметку не 4, как я раньше думала, а тройку    
17. Я хорошо решаю задачи по математике, хотя иногда у меня не получается, если задача очень трудная    

Методика исследования самооценки (беседа на основе методики Т. Дембо—С.Я. Рубинштейн)*

Сама методика, считающаяся классической в области изучения самооценки, отличается крайней простотой. На листе бумаги проводят вертикальную черту, в отношении которой обследуемому говорят, что она обозначает «счастье», причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастные люди. Обследуемого просят обозначить на этой линии свое место. Такие же вертикальные линии проводятся и для выражения самооценки по шкалам «ум», «характер», «здоровье». Затем сразу же приступают к беседе, в которой выясняется содержание представлений испытуемого о счастье, здоровье, характере и уме, о самом себе.

Таким образом, сама процедура самооценки по методике Дембо—Рубинштейн предполагает, что экспериментатор заранее готов к проведению беседы, т. е. имеет ее программу и средства реализации. Самооценка при этом понимается как восприятие субъектом своей ценности по сравнению с другими людьми.

Предлагаемая в данном случае процедура позволяет описать самооценку испытуемого в достаточно общем виде на основе анализа содержания ее вербальных компонентов.

Процедура проведения исследования самооценки.

Получив предварительное согласие испытуемого, необходимо установить удобное для него время проведения исследования. Недопустимы прерывание хода беседы внешними причинами: телефонными звонками, появлением третьих лиц и т. д. Она должна проводиться в изолированной комнате, без посторонних, т. е. «тет-а-тет».

Введением в исследование может служить следующее высказывание экспериментатора: «Вероятно, Вам, как и каждому из нас, приходилось сравнивать себя с другими людьми. Поэтому работа, которую я Вам сейчас хочу предложить, не будет для Вас новой или необычной. У Вас наверняка сложились мнения и представления о себе и о других людях». Это высказывание не может произноситься быстро и невнятно; по сути дела экспериментатор должен получить положительный ответ или реакцию на каждую часть этого высказывания.

Экспериментатор чертит на чистом листе бумаги вертикальную линию и говорит: «Допустим, что на этой линии расположились люди всего мира: вот здесь, сверху (показ рукой) — самые счастливые, а здесь, внизу (показ) — самые несчастные. Как Вы думаете, где Ваше место среди всех этих людей по счастью? Поставьте карандашом отметку в том месте, где, как Вам думается, Вы находитесь» (испытуемому дают цветной карандаш для отметки). Данную инструкцию необходимо выучить дословно; четко и неторопливо произнести и разъяснить испытуемому все ее части. Но в то же время у испытуемого не должно создаться впечатления заученности текста, поскольку, повторяем, с самого начала опыт должен проводиться в форме свободного общения с ним.

После того, как испытуемый отметил свое актуальное состояние на шкале «счастье», ему предлагают обозначить и свое желательное положение, т. е. ответить на вопрос: «Где бы Вы хотели быть по этой шкале?». Инструкцию можно разъяснять, повторять, но обсуждать решение испытуемого на данном этапе ни в коем случае не следует.

Затем рядом с первой линией проводят на листке еще одну такую же вертикальную черту и предлагают испытуемому очередную задачу: «Если на этой линии расположить всех людей по уму: сверху пусть будут самые умные (талантливые), внизу— самые глупые, где бы Вы определили свое место?» Далее просят обозначить свое желательное положение, т. е. где бы испытуемый хотел находиться на этой шкале. Затем проводятся аналогичные линии и даются аналогичные инструкции по «характеру»: «Наверху пусть будут самые хорошие, внизу — самые плохие по характеру люди»; то же самое и по «здоровью»: «Вверху самые здоровые, внизу — самые больные».

К описанным четырем шкалам, предложенным С. Я. Рубинштейн, можно ввести дополнительную шкалу — «знание себя», на которой испытуемый должен отметить только реальную, актуальную самооценку. Как показывают данные автора, опираясь на показатели этой шкалы, можно судить о степени критичности испытуемого: высокая оценка по этой шкале нередко свидетельствует о некритичном отношении к себе, слишком низкая оценка может быть показателем неуверенности в себе.

Сама процедура проставления оценок на шкалах, как правило, проходит довольно быстро, в течение 10—15 минут. Затем, после ее завершения, экспериментатор переходит к выяснению содержания отметок, двигаясь по шкалам в обратном порядке: «здоровье», «характер», «ум», «счастье».

Вводными словами к беседе может послужить следующее высказывание экспериментатора: «Ну, а теперь, когда Вы полностью выполнили предложенное Вам задание, давайте поговорим подробнее о том, какие мнения, представления сложились у Вас о себе и о других людях. Вот, например, шкала "здоровье"...». Это высказывание не должно быть произнесено торопливо, невнятно, с запинками и т.д., а напротив, неспешно, уверенно, доброжелательно, всей интонацией как бы приглашая продолжить, вступить в беседу.

Программа беседы достаточно постоянна для каждой шкалы и строится примерно в следующей последовательности:

1) выяснение содержания актуальной оценки;

2) выяснение содержания полюсов шкалы;

3) выяснение содержания и причин желаемой оценки.

Тактика экспериментатора в данном случае является относительно свободной. Им могут быть заданы разные вопросы в зависимости от особенностей испытуемого, хода беседы и т.д. Обязательно по каждому из пунктов следует просить испытуемого приводить поясняющие примеры, иллюстрирующие его суждения о себе или других людях.

Вот, например, возможные вопросы по шкале «ум»:

– В каком смысле Вы понимаете слово «ум», когда оцениваете себя?

– Как Вы себя сами оцениваете по уму?

– Кого бы Вы могли поставить на шкале по уму чуть выше себя? Приведите, если можно, описание такого человека;

– Кто с Вашей точки зрения самый глупый?

– Кого бы Вы могли на шкале по уму поставить чуть ниже себя? Опишите поконкретнее, что это за человек?

– Каким умом Вы бы хотели обладать?

– Чего Вам не хватает, чтобы приблизиться к идеалу? и т.д.

Примерная последовательность вопросов по шкале «счастье»:

– Каким же образом Вы оценивали себя по «счастью»? (Желательно добиться четкой словесной оценки. Это важно с двух точек зрения: во-первых, насколько эта оценка корреллирует с обозначенной на шкале точкой; например, на шкале обозначена середина, а испытуемый говорит, что он очень «счастливый»; во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части).

– Как бы Вы могли описать свое состояние счастья?

– Кто, с Вашей точки зрения, самый счастливый и почему?

– Кто, с Вашей точки зрения, самый несчастный и почему?

– Чего же Вам не хватает, чтобы быть совсем счастливым?

– Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

Если испытуемый дает низкую оценку по этой или по любой другой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья: самого себя или окружающий мир, необходимо при этом с большей или меньшей степенью точности определить, какие свойства самого себя или какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале. При этом испытуемого спрашивают: «С чем связана такая высокая оценка? Являетесь ли Вы ее причиной, или другие люди, обстоятельства жизни?». Подобные вопросы можно задавать испытуемому при наличии очень низкой или очень высокой оценки на любой из предъявленных ему шкал.

После окончания беседы по четырем основным шкалам — «здоровье», «характер», «ум», «счастье» (необходимо выдержать именно такую последовательность в беседе) — экспериментатор обращается к дополнительной шкале «знание самого себя». Здесь круг вопросов несколько иной: в беседе необходимо выяснить, чем определяется оценка знания самого себя; каковы причины ее высоты на шкале; что такое знание себя, по мнению испытуемого; какие люди знают себя, в чем это проявляется; трудно ли знать себя, можно ли этому научиться; если можно, то как, если нельзя, то почему и т.д.

В течение всего времени исследования поведение экспериментатора должно быть очень тактичным и сдержанным.

Экспериментатор обязан вести протокол и фиксировать в нем особенности поведения испытуемого во время беседы, его жесты, мимику, пантомимику, эмоциональные реакции. В самом общем виде форма протокола следующая:

Экспериментатор Поведение испытуемого: мимика, эмоциональные реакции и т.д. Высказывания испытуемого
     

 

Записи в протоколе, выполняемые как во время беседы, так и после нее, должны быть дословными, а не сокращенными.

Именно выполняемый по указанной форме подробный протокол является материалом, который и становится предметом последующего анализа.

Описание и анализ содержания беседы. Следует остановиться на том, как строилось общение в ходе беседы, какие были реакции испытуемого на вопросы экспериментатора, характер ответов, их развернутость и содержательность, какую позицию занимал испытуемый в ходе общения (активную, пассивную, формальную и т. п.) и в чем конкретно она проявлялась.

Далее необходимо, используя отметки на шкалах, поставленные испытуемым, и протокол беседы с ним, проанализировать полученные результаты самооценки по каждой из четырех основных шкал («здоровье», «ум», «характер», «счастье»). При этом необходимо:

– обозначить высоту самооценок по данной шкале (актуальную и желаемую);

– проанализировать полученные сведения о содержании актуальной самооценки;

– проанализировать полученные сведения о содержании полюсов шкалы (т. е. крайних точек всего субъективного «поля оценок», внутри которого испытуемый определяет себя);

– проанализировать полученные сведения о содержании желаемой самооценки.

Вслед за анализом четырех основных шкал следует перейти к разбору результатов, полученных по дополнительной шкале («знание себя»). Особое внимание надо обратить здесь на представление испытуемого о своих возможностях самопознания, на характер критичности данного испытуемого.

В заключении необходимо проанализировать общий характер самооценки испытуемого. Здесь можно наметить такие пункты:

– насколько целостна самооценка, в какой степени ее части, параметры связаны между собой;

– существует ли разнобой в уровнях самооценки по шкалам;

– каков средний разрыв между идеальной и реальной самооценкой, каковы ее возможные причины;

– какова предположительная степень уверенности или неуверенности испытуемого в себе, в его представлении о знании себя;

– каково может быть отношение испытуемого к возможным успехам и неудачам и т.д.

При описании и анализе содержания беседы необходимо помнить, что все выделенные выше моменты являются наиболее общими указаниями; неизбежное разнообразие материалов, получаемых в ходе беседы, может требовать в каждом отдельном случае некоторого сужения, или, напротив, расширения круга анализируемых вопросов.

 


<== предыдущая | следующая ==>
V Рэп батл | 

Date: 2015-09-24; view: 233; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию