Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Законы гармоний и о том, что хорошо и что плохо





 

Согласно тенгрианским представлениям, и сегодня наука это подтверждает, всё в нашем мире взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый человек и человечество в целом, животный и растительный мир, энергоинформационное пространство и природные ресурсы, материальное и духовное – всё это составляющие единого цельного мира.

 

Важнейшими опорами, столпами ойратского тенгрианства являются гармонии. Благоденствия невозможно достичь без соблюдения всех четырех гармоний. Они как стены дома, если не будет хоть одной, то какими бы крепкими, основательными ни были остальные, дом не будет надежным, уютным, да и вообще его нельзя будет назвать домом. Так, недострой.

Небо благоволит нам и у нас есть указатели, они, как четыре стены дома, дают нам тепло, как Север, Юг, Запад и Восток укажут каждому направление.

 

Итак, первая гармония. Гармония человека со своим внутренним «Я» (человек и его сущность)

Алтн шорад даргддго, алдр кўн юмнд даргддго – золото в пыли не затеряется, великий человек не сломится

калмыцкая народная поговорка

Изначально Небо одаряет каждого человека определенным стартовым капиталом из умственных, физических, творческих способностей. На этом, первом этапе, по большому счету, работа Неба заканчивается. Далее развитие человека зависит, в первую очередь, от воли родителей, качества социальной системы, даже от набора «случайных» факторов. Очень многое зависит от уровня гармоничности отношений в семье, обществе и государстве. Чем более высок уровень гармонии, тем меньше жизнь и судьба ребенка зависит от «случайностей», пишу в кавычках, т.к. на самом деле нет ничего случайного. В обществах, где мало гармонии, люди часто безответственны, не инициативны, не соблюдают традиции, высок уровень криминала, коррупции, поэтому там часто происходят всевозможные аварии, катастрофы. В таких обществах уровень детской защищенности в целом слишком мал, и жизнь ребенка, вне зависимости от социального статуса родителей, очень уязвима.

Человек становится менее уязвимым по мере осознания своего «Я». Осознавая свои таланты, способности, ценности, мы начинаем очерчивать круг собственных интересов, исходя из них, появляются новые цели и устремления. Человек переживает второе рождение: происходят кардинальные изменения во всем, вплоть до смены местожительства, друзей, работы, учебы, физического состояния и т.д. Возможность осознания своей самости - это второй подарок Неба, но дается он далеко не каждому, только людям ищущим и целеустремленным. Осознавая свое «Я», мы обретаем дополнительную, духовную энергию. С рождения в каждом человеке есть энергия для совершения естественных потребностей, назовем её биологической или физической энергией, духовная энергия приходит только с осознанием своего «Я».

Осознание собственного «Я» - путь к внутренней гармонии, стержневая основа жизненного пути человека. Бийін медгчд цецн, зґргін чањhлгчд – кўчркг – в познании себя мудрость, в закаливании воли – сила. Ключами к познанию самого себя являются интересы самого человека. Если вам интересно заниматься каким-либо делом так, что не замечаете времени, забываете о сне, еде значит это ВАШЕ дело. Дело вашей жизни. Соответственно, важно искать знания, необходимые для наработки навыков, опыта, выстраивать собственную жизнь под свой коренной интерес. Человек тогда получает истинное удовлетворение от жизни, когда является созидателем своих духовных устремлений. Если человек занимается своим делом, его дух непобедим, никакие кризисы и испытания ему не страшны.

Вообще, уязвимость и осознание можно друг другу противопоставить или разложить по разным чашам весов. Чем выше развито осознание, т.е. уровень гармонии в человеке, тем ниже процент уязвимости и наоборот. Поэтому дети, пока они не в состоянии делать осознанный жизненный выбор, более уязвимы. Кстати, многие взрослые до конца своей жизни так и не становятся осознанными и их уязвимость может быть выше, чем у детей. Это связано, прежде всего, с приобретенными вредными привычками, пороками и отсутствием сдерживающих факторов. Недаром говорят: «У хань сохр болвл, нўднь чиг сохр» - когда сознание мутное, то и глаза слепы. В гармоничных обществах, где царствуют законы, традиции и обычаи у неосознанных существ меньше возможностей для всякого рода пагубных страстей и прочих глупостей.

 

Чем старше человек, тем ему и сложнее и, в то же время, легче найти себя. Легче потому, что, обладая определенным жизненным опытом, багажом знаний, в том числе и о себе, ему проще понять, чем ему реально интересно заниматься в жизни. Сложнее же потому, что не у каждого хватит сил и смелости начать жить так, как ему стоило бы жить.

 

Внутренняя гармония также зависит и от физического состояния человека. Дух, ум и тело - это три органичные части одного целого. Однажды услышал такое сравнение: ум это клинок кинжала, тело – рукоять. Представьте, если клинок, сделан из лучшей стали, а рукоять трухлява, или наоборот, даже хлеб порезать таким кинжалом будет проблематично. А дух - это то, что закаляет этот «кинжал», определяет его качество, делает его лучшим. То же самое и у человека: гармонии не будет, если развивать только одно или два из начал. Здоровый дух укрепляет тело и оттачивает ум. Внутренняя духовная активность по энергетическим каналам передается физическому телу, закаляя и тонизируя его. Хотя уповать на то, что только ваш дух, без физических упражнений, сформирует красивое тело не стоит, до такого уровня ещё нужно дорасти.

 

Таким образом, Небо наделяет человека сознанием, т.е. возможностью выбора жизненного пути. Так что самая большая тайна заключается в нас самих. Из всех живых существ только у человека есть это чудо.

 

Образование и воспитание в семье, школе, в течение всей нашей жизни должны быть направлены на развитие физических, творческих и духовных способностей каждого конкретного человека, раскрытие его талантов с тем, чтобы он мог жить в гармонии со своей душой, быть счастливым. Небо дает нам только возможности, раскрыть которые можем только мы сами.

Эта гармония фундаментальна для каждого человека. Со временем она стала основой второго закона тенгрианства: «человек – бог свой судьбы!». Счастье невозможно построить без гармонии человека со своим внутренним «Я». Поэтому императив данной гармонии: «Познай себя и будь таким, каким ты должен быть!».

 

 

Гармония межличностных отношений (человек – человек)

Человек во взаимоотношениях с другими людьми

Человек – бог своей судьбы, поэтому каждый вправе творить собственную историю, вовлекая в водоворот событий других. История человечества – это состязание личностей, благодаря этой борьбе были созданы государства, законы, институты человеческого общежития. Без естественной конкуренции мы бы так и жили первобытной общиной, а может, и вымерли как мамонты. Таким образом, конкурентное начало - это одна из ключевых основ прогресса человечества. И пока у людей есть такие качества как честолюбие, тяга к познанию, совершенствованию, зависть, тщеславие и т.д. будет конкуренция, будут и конфликты. Это нормальный ход естественного развития человечества.

В то же время необузданность человеческого эго часто приводит к роковым последствиям. Например, жажда власти Амурсаны и некоторых других ойратских владетелей привела к полному истреблению джунгарских ойратов.

Практически ежедневно мы наблюдаем, как рождаются конфликты, рушатся семейные узы, близкие отношения. В межчеловеческих отношениях сила эго может быть всесокрушающа. Люди полны иллюзий относительно себя и окружающих, и когда ожидания не сходятся с реальностью - происходит конфликт, а порою и трагедия. Недаром появилась поговорка: «Хочешь получить зло – сделай добро». Получается, что добро подразумевается как некая инвестиция, человек, сделавший добро, ждет ответного действия. В этом случае это всё, что угодно, только не добро, здесь происходит откровенная подмена понятий.

Это происходит оттого, что люди сами не знают себя, не понимают свою сущность, от этого происходит искажение действительности как в кривом зеркале. Ведь мы видим мир таким, какие мы сами есть. Поэтому, как говорится, нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. С другой стороны, было бы утопией предполагать, что все люди станут осознанными существами, поэтому, понимая это, наши предки использовали другой закон: «Сделав добро – забудь о нем». Здесь совершенно иное, позитивное отношение к жизни, добро делается просто так, без какой-либо скрытой цели, добро – это человеческая ценность, ведь добро на то и добро, чтобы его делать без задних мыслей. Есть у нас пословица: «Хальмг кўн хандмн биш», что значит, калмык не благодарит. Например, благодарить за гостеприимство, угощение не надо, т.к. принять гостя, оказать помощь – это закон, норма жизни в монгольской среде. Благодарят за добро в обществах, где добро не является обязательной ценностью. В то же время нельзя делать вывод, что калмыки не благодарный народ, потому что полностью пословица звучит так: «Сделав добро – забудь о нем, получив добро – обязательно воздай больше». Есть и другая пословица: «Ачтаг эс ачлхла тенгин темдг – если не отблагодарить благодетеля, то это признак глупости».

Ведь что такое добро? Это любовь. Дарить добро, значит дарить любовь. Дарить любовь, значит создавать вокруг себя гармонию, передавать позитив другим людям. Поэтому ойраты, благодаря за гостеприимство, угощение, подарки и т.д. говорят: «Байрлљінів!», что значит - «моя душа наполняется радостью» или же посвящают йоріл - благопожелание. Делая добро просто так, не ожидая награды, мы создаем позитивную положительную ауру, вносим свой вклад в развитие гармоничных отношений, накапливаем свободную духовную энергию и, таким образом, готовим фундамент для собственного счастья. Действует тот же принцип, что и в физических упражнениях, чем больше сил и энергии затрачивается на их выполнение, тем более они восполняются. Надо только помнить о регулярности. И для начала нужно хотя бы научиться улыбаться друг другу, просто так - коллегам, соседям, на улице незнакомым людям.

 

Человек и социальные ценности

Согласно тенгрианским представлениям у каждого человека имеются четыре социальные ценности (сущности): семья, род (родня), общество, страна или государство. Семья и род означают биологическую связь (воспроизводство, жизнеобеспечение), общество - духовную (культура, ментальность, отношения между людьми), а государство - социальную (связи в обществе, законность, иерархия и т.д.).

Схематично это можно изобразить так: в центре человек, вокруг него круг - это его семья, следующий круг - это родственники, далее – общество (понятие «общество» включает в себя и нацию) и последний круг - страна или государство. Таким образом, человек как бы защищен от различных напастей, неурядиц четырьмя уровнями защиты. Не имея хотя бы одной из них, человек не может достигнуть гармонии, его жизнь будет ущербной, не полной. Человек, посвятивший всю свою жизнь семье, зачастую проживает чужие жизни. Тому, кто посвятил себя исключительно службе, карьере, государству, часто некуда спешить вечерами, потому что ему было некогда обзавестись семьей, а стало быть, и домом в полном смысле этого слова. Обществу не нужна ваша жизнь, но для общественного развития важно, чтобы вы стали тем, кем должны стать по своему предназначению. Этим только можно укрепить сообщество, вложить в его фундамент свой собственный кирпичик. Если обстоятельства складываются таким образом, что человеку невозможно иметь какую-либо из этих ценностей, все равно ему важно в душе тянуться к ней. Так, находясь в тюрьме, многие люди пытаются восполнить семейное тепло по переписке. Евреи, не имевшие своего государства многие столетия, разбросанные по всем частям света, в молитвах воспевали свою мечту. Большинство эмигрантов стараются селиться совместно, создают свои общины и диаспоры, восполняя духовную связь со своей нацией.

Кстати, об эмигрантах. Бывает, что люди отрекаются от какой-либо ценности, иногда сознательно, чаще по глупости. Помните, популярную песню 90-х годов: «америкэн бой, уеду с тобой, Москва, прощай». Такая позиция и сейчас проглядывается среди наших соотечественников. Родители, сами лишенные национальных корней, воспитывают детей духовно нищими. Такие люди ставят себя выше тысячелетней культуры предков, завещавших им хранить единство семьи, рода, нации и, в конечном счете, государства. В каждом народе есть сказка с общим сюжетом: старик, умирая, собирает сыновей и приказывает каждому сломать стрелу (прутик), все сыновья легко выполняют приказ, затем он просит их сложить стрелы (прутья) вместе и попробовать сломать их. Никто не может этого сделать. Смысл в том, что единство – это сила и процветание, разрозненность – слабость и беда.

Человек, теряя хотя бы одну социальную ценность, обрывает духовные, социальные, биологические связи, соответственно, не сможет достичь гармонии, будет ущербным, хотя иногда может до конца жизни и не сознавать собственной ущербности. Такой человек становится отщепенцем - «свой среди чужих, чужой среди своих», он легко подвержен болезням как физическим, так и духовным. Ему, чтобы достигнуть гармонии, нужно будет проявить незаурядную энергию и настойчивость. Исправить духовный изъян намного сложнее, чем физический.

Другое дело, если смена сообщества или страны – это осознанный выбор личности. Но даже в этом случае интеграция в неродном обществе не будет легкой. Кўўні hазр кўндті, кґлін чикір ишк – чужая сторона строга, следи за каждым шагом.

 

Ойратское понимание

Все люди разные, в мире не существует двух абсолютно одинаковых людей. Каждый думает по-своему, мечтает о чем-то своем, более того, у каждого свои границы добра и зла, свои понятия о чести и достоинстве, о том, что такое хорошо и что плохо. Недаром говорят, что душа человека подобна необъятной Вселенной. Представим, насколько осложнилась бы наша жизнь, если бы не было общих правил, законов, государств, международного права, регулирующих жизнь людей.

С древних времен люди придумывают правила человеческого общежития, к сожалению, далеко не всегда это удается сделать гармонично. Во многом мешали классовые, сословные, социальные, религиозные и другие противоречия. На мой, возможно, субъективный взгляд, наиболее естественные межчеловеческие отношения были в монгольском, а затем и в ойратском обществах. В их основе находились такие качества как уважение к друг другу и любовь к своему народу. Возможно, это связано с малочисленностью этноса и его постоянной боевой активностью. Ойраты на протяжении нескольких веков вели беспрестанные войны, часто на два, а то и три фронта, с более многочисленными противниками. В таких условиях неизмеримо высоко ценилась жизнь каждого человека, независимо от его происхождения.

«Люди – основа любого дела», - так наставлял ещё Суту Богдо (Божественный) Чингисхан. Он закрепил данную гармонию в Ясе. Взаимоуважение и взаимопомощь стали обязательными законами для всех монголов: под страхом смертной казни были запрещены обман доверившегося, неоказание помощи (например, если в конном строю идущий впереди обронил что-то, то следующий обязан был подобрать), несоблюдение закона гостеприимства, воровство и т.д. Законы были направлены на развитие гармонии, чувства взаимоуважения между людьми независимо от их вероисповедания, происхождения, социального статуса и т.д.

Сравнивая калмыков с другими кочевыми племенами и вообще восточными народами, Н. Нефедьев в первой половине XIX века отмечает, что «находишь между нравами тех и других великую разницу. Калмык слепо покорен воле высших; но покорен без унижения. Если он просит о чем-нибудь, то говорит просто, не зная поклонов и не изменяя ни вида, ни голоса, так, что просьба его бывает более похожа на требование. Гордость или надменность, столь же, как и унижение, восточным народам свойственные, среди калмыков, исключая владельцев, кажется вовсе неизвестным».

У нас всегда большое значение придавалось внутренней свободе человека. Безусловно, были ограничения, связанные с обеспечением выживания этноса, но внутренняя свобода человека оставалась его неотъемлемым правом. Даже в условиях патриархального и иерархичного общества наши предки понимали значение внутренней свободы каждого человека. Традиции и обычаи были «заточены» на то, чтобы каждый даже самый бедный и плохонький был личностью. В этом одна из основных причин того, что мы остались в истории непокоренным народом.

«Сіінд бичі зуhуд, мууг бичі даљр» – перед сильным не заискивай, перед слабым не кичись, «сііг кўндлхлі – мис, мууг кўндлхлі – бар» – уважишь сильного подобен кошке ты, уважишь слабого – ты барс – говорит народная мудрость. Условия выживания этноса определили, что при железной дисциплине и иерархичности существовал демократизм отношений между элитой и простыми людьми. Так, до революции в случае какого-либо торжества у нойона, любой человек мог запросто зайти к нему и отведать угощение.

Успешность нашего народа во все времена основывалась на понимании ответственности каждого человека за судьбу нации и государства. Нашим главным ресурсом был, есть и всегда будет человеческий потенциал. В этом заключалась суть выживаемости этноса в тяжелейших условиях. Каждый ойрат, независимо от социального статуса, осознавал себя ответственным за судьбу народа и передавал это святое чувство своим детям. В этом заключалась элитарность сознания народа и традиционного ойратского воспитания. Hурєн хавсндан тўшг болдг, хавсн нурєндан тўшг болдг - ребра позвонкам - опора, а позвонки – ребрам. Так образно говорится о взаимоподдержке и взаимозависимости ойратского сообщества, о необходимости единства народа. Вообще, ойраты считали, что нация в целом сродни одному человеку, недаром у нас обиходе такие слова как «ясн» - кость, «уй» - сустав, обозначающие социальную или родственную группы. Другими словами, в нации должны быть все части тела, что и в человеке: голова, руки, ноги, сердце и т.д. Каждый должен быть на своем месте, если этого нет - нация, как и тело, разлагается. Поэтому и отношения между социальными слоями строились без унижений и раболепствований, каждый знал и понимал свою зависимость от другого.

Что интересно, ойраты никогда негативно, неуважительно или презрительно не отзывались даже о своих врагах, наоборот, подчеркивали их достоинство. В этом одно из основных отличий нашего великого эпоса от произведений устного народного творчества многих народов мира.

 

Человек - существо социальное. Бив гисн hанцарн, бидн гисн оларн – говорящий «я» в одиночестве, говорящий «мы» - со всеми. Тесркі сурhульта болв чигн тањhчдан тус уга болхла, тўўні сурhулір ю бўтіхв? – хоть человек и глубоко образован, но если не приносит пользу народу, то к чему его образование?

Общество дает человеку воспитание, привычки, формирует мировоззрение, закладывает понятия о добре и зле. Человек не может жить вне общества. Общество – это наше постоянное окружение, среда обитания человека от рождения до смерти. И каждый человек, каким бы он ни был, привносит свой конкретный вклад в становление, развитие или … деградацию общества.

 

Уважение к людям независимо от национальности, религиозной или расовой принадлежности и любовь к своему народу, стране – основы данной гармонии. «Мы – одна семья!» - её суть.

Date: 2015-09-24; view: 387; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию